Развивающая предметно - пространственная среда дошкольной организации в соответствии с ФГОС
материал
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно - пространственная среда дошкольной организации в соответствии с ФГОС
Предметно - развивающая среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов деятельности.
На сегодняшний день во многих детских садах выявлена проблема неэффективности существующей среды в группах детского сада: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом, т.е. наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми. Наша группа была не исключением.
Поэтому, для решения данной проблемы нами была поставлена цель: обогащение развивающей среды в соответствии с образовательным стандартом, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.
И выделены следующие задачи:
- создать благоприятные условия для творческого саморазвития личности каждого ребенка;
- обеспечить комфортную обстановку, эмоциональное благополучие детей;
- привлечь внимание родителей к проблеме развивающей среды в группе. Укрепить связь МДОУ и семьи;
- приобрести новые пособия и игрушки к организации пространства в группе.
Наш любимый детский сад "Радость" - это наш второй дом, куда мы приходим каждый день. Он хорош в любое время года: и летом и зимой. Это дом, в котором и детям, и взрослым уютно и комфортно. Дом с добрыми традициями, где все: и взрослые, и дети являются равноправными членами общей семьи и участвуют в его жизни.
В нашем детском саду очень много групп. Все они разные, каждая из них хороша по-своему. Но нам сейчас хотелось бы рассказать о группе, которая называется "Гномы". Ну, что ж, начнем наш рассказ!
Наша группа начинается с раздевалки. В раздевалке можно увидеть уютные детские шкафчики, информационные стенды, книжки-раскладушки для родителей и работы детей по различным продуктивным видам деятельности: лепке, рисованию, аппликации, конструированию из бумаги в технике оригами, т.е. «Наш вернисаж».
В группе так же есть просторная спальня, где дети могут отдохнуть и набраться сил для дальнейших игр и работы.
Вся основная жизнь самых главных жители нашей группы - маленьких "Гномиков" проходит в групповой комнате.
Для успешного воспитательно-образовательного процесса нами создана такая предметно-пространственная среда, которая развивает способности детей и стимулирует их к активности в разных видах деятельности со сверстниками и индивидуально.
При выборе игрушек, предметов для формирования развивающей среды группы мы учитывали не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и их психологический эффект для развития детей. Поэтому, в группе отсутствуют игрушки, которые вызывают у детей агрессию по отношению друг к другу, другим людям, животным. Также нет тех игрушек, которые вызывают у детей ранний сексуальный интерес. Все предметы и игрушки понятны и интересны детям. В группе царит положительная, доброжелательная обстановка. Дети чувствуют себя уверенно и спокойно.
Наша группа разновозрастная. Поэтому, преимущественно для детей четвертого года жизни созданы насыщенные центры сужетно - ролевых игр с орудийными атрибутами.
Для детей шестого года жизни предлагаются игры, развивающие психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, восприятие.
Организация образовательного пространства группы, разнообразие материалов и оборудования обеспечивают игровую, познавательно-исследовательскую и творческую активность всех детей. Также двигательную активность детей, развитие их крупной и мелкой моторики, участие в п/играх и соревнованиях. Кроме того, у детей наблюдается эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметно-пространственным окружением и возможность самовыражения.
При формировании развивающей среды группы мы опирались на образовательный Стандарт, в котором говорится, что предметно-развивающая среда должна сбыть содержательно-насыщенной.
Насыщенность среды группы соответствует возрастным особенностям детей и содержанию программы нашего учреждения. Пространство группы не перенасыщено громоздкой мебелью и предоставляет возможность для организации различных игр с детьми. Игрушки подобраны с учетом пола и интересов детей, имеют художественный уровень и отражают гуманистические ценности и идеалы. Кроме того, для обеспечения учебно-воспитательного процесса в группе есть Т.С.О. Это различные технические устройства (аппаратура): телевизоры, видео и аудио магнитофоны, ноутбук, принтер, а также дидактические средства обучения, т.е. носители информации, которые воспроизводятся с помощью этих устройств.
Предметно-пространственную среду группы возможно изменять (трансформировать) в зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов и возможностей детей.
Кроме того, пространство группы полифункционально, т.к. наблюдается наличие жестко незакрепленных предметов. Разнообразные ширмы, мягкие модули, игрушки, детская мебель и другие предметы предполагают возможность их разнообразного использования в разных видах детской активности. Закрытые контейнеры с различным оборудованием и игрушками для удобства детей маркированы опорной картинкой.
Среда нашей группы вариативна и имеет разнообразные функциональные пространства для игры, уединения, чтения и рассматривания книг (спокойное пространство). Также в группе есть место, где дети с удовольствием конструируют, рисуют, лепят, экспериментируют, ухаживают за растениями (рабочее пространство). Кроме того, дети в группе могут активно действовать: наряжаться, музыцировать, играть в п/игры, дежурить (активное пространство).
Все игры, игрушки, оборудование дети могут свободно выбрать по своему желанию. Игровой материал периодически сменяется, появляются новые предметы, которые стимулируют игровую, двигательную и исследовательскую активность детей.
Воспитанникам доступны все помещения нашей группы. Кроме того, мебель группы рассчитана на рост детей и позволяет старшим детям достать игры, игрушки, материалы самостоятельно.
Также предметно-пространственная среда группы безопасна для детей. Громоздкая мебель жестко закреплена, материалы и оборудование надежны в использовании.
Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой дети чувствуют себя уверенно и спокойно, не испытывают враждебного воздействия.
Согласно образовательному Стандарту вся воспитательно-образовательная работа с детьми в группе осуществляется в соответствии с пятью образовательными областями (познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое, физическое и социально-коммуникативное). Поэтому при проектировании центров и уголков развивающей предметно-пространственной среды и их наполнении мы опирались на данные направления развития и образования детей, т.к. они обеспечивают развитие личности, мотивации и способности детей в разных видах деятельности. Все игровые центры, о которых далее пойдет речь, для удобства детей маркированы опорными картинками.
Первый центр развития детей, о котором хотелось бы рассказать - познавательно-исследовательский. Данный центр создан в группе для развития познавательной активности и любознательности детей, поддержания интереса к экспериментальной деятельности. В данном центре располагается цифровая лаборатория, состоящая из 8 образовательно-игровых модулей "Наураша в стране Наурандии", где в игровой форме можно грамотно, понятно и интересно рассказать детям о таких понятиях как, температура, свет, звук, магнитное поле, электрический ток, а так же узнать много нового и познавательного. Кроме того, в данном центре находится глобус, журналы "Наша флора и фауна", д/игры по ознакомлению детей с миром природы, творческие работы из различных видов материалов, выполненные детьми, родителями и педагогами группы. В познавательно-исследовательском центре можно увидеть различные материалы для исследования - это приборы - помощники, разнообразные сосуды из различных материалов, природный и бросовый материал, коллекции образцов шерсти, ткани, ниток, бумаги и картона, а также демонстрационный материал на тему: "Хлопок и лен. Продукты их переработки". На полках познавательно-исследовательского центра располагаются комнатные растения и оборудование по уходу за ними, уголок дежурного и календарь природы.
Следующий центр развития - художественно-эстетический. Данный центр позволяет сформировать у детей интерес к художественно-творческой деятельности, к эстетической стороне окружающей действительности и произведениям искусства.
Наполняемость данного центра разнообразна. Здесь можно увидеть результаты творческой деятельности детей, родителей и педагогов группы. Также в данном центре есть разнообразные технологические карты по аппликации, иллюстрации и игрушки народных промыслов, рисунки для создания построек из строительного материала, книги для создания поделок из различных материалов, д/игры художественной направленности.
Совершенствовать навыки в рисовании, лепке, аппликации дети могут в изобразительном уголке художественно-эстетического центра. Здесь находится все необходимое для самостоятельной творческой деятельности детей: бумага, раскраски, трафареты, кисти, карандаши, фломастеры, краски, пластилин и т.д.
Уголок конструирования художественно-эстетического центра развивает у детей интерес к конструктивной деятельности, знакомит с различными видами конструктора. Здесь дети учатся работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом.
Приобщение к музыкальному искусству осуществляется в музыкальном уголке художественно-эстетического центра. Здесь есть различные музыкальные инструменты: гармонь, металлофон, бубны, барабан, маракасы, погремушки, колокольчик, гитара, музыкальный коврик, султанчики, платочки, микрофон, книги с детскими песнями. Музыкальный уголок помогает нам прививать детям интерес к музыкально - художественной деятельности, совершенствовать умение детей в данном виде деятельности и удовлетворяет потребности детей в самовыражении.
С целью формирования речи детей, как средства общения, ее чистоты и правильности в группе сформирован центр развития речи. Данный центр оформлен эстетично, привлекательно и вызывает у детей стремление к самостоятельной деятельности.
В речевом центре присутствуют игрушки Ежика и Лисенка - это одушевленные персонажи НОД по развитию речи, которые помогают ребятам решать речевые задачи, преодолевать неуверенность, стеснительность, вызывать речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Наполнение речевого центра отражает такие направления по развитию речи как: развитие словаря, грамматического строя речи, связной речи (диалогической и монологической), воспитание звуковой культуры речи.
Игровой материал центра развития речи разнообразен и включает в себя различные сюжетные и предметные картинки, мелкие игрушки, разнообразные дидактические игры.
Для закрепления правильного речевого выдоха в центре располагаются султанчики, легкие платочки, мыльные пузыри.
Для формирования фонематического восприятия и слуха - музыкальные инструменты.
Для развития моторики и сенсорных эталонов - пирамидки и разнообразные игрушки.
Для артикуляционной гимнастики - зеркала.
Кроме того, в речевом центре представлены разные виды театра: Би-ба-бо, пальчиковый, настольный театр игрушек, картинок, разнообразные маски для обыгрывания сказок.
Расширить представления детей о многообразии окружающего мира позволяют разнообразные открытки, книги, иллюстрации с достопримечательностями г. Серпухова, Москвы, России.
Также, на полках речевого центра располагается наглядно-демонстрационный материал на тему: "Фрукты", "Овощи", "Насекомые", "Птицы и их птенцы", "Посуда", "Игрушки", "Транспорт", "Профессии взрослых" и т.д.
Для ознакомления детей с художественной литературой в центре развития речи выделен уголок книги, где у детей формируется интерес и любовь к чтению, желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действий, развивается литературная речь.
Следующий центр, о котором пойдет речь - это центр социально-коммуникативного развития. В процессе игр, расположенных в данном центре дети усваивают нормы и ценности принятые в обществе, учатся общаться, у детей воспитывается привычка сообща играть и трудиться, находить общие интересы, умение договариваться, развиваются психические процессы, происходит становление личности, самостоятельности, целенаправленности, эмоциональной отзывчивости.
Учитывая то, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, центр социально-коммуникативного развития группы насыщен разнообразными сюжетно-ролевыми играми и атрибутами к ним (сюжетно - ролевые игры "Салон красоты", "Магазин", "Кафе", "Больница", "Почта", "Ателье", "Школа" и т.д.). Кроме того, различное оборудование, атрибуты и костюмы, находящиеся в социально-коммуникативном центре, позволяют организовать такие с/ролевые игры как: "Путешествие на корабле", "Путешествие на самолете", "Граница РФ" и т.д. Также в данном центре развития детей находятся уголки, где мальчики могут интересно поиграть в такие с/ролевые игры как: Шоферы, "Пожарные", "Автосервис", "Стройка"... А девочки с удовольствием организовать такие с/ролевые игры как: "Семья", "Детский сад", "День рождения", "Гости" и т.д.
Мелкие игрушки и предметы - заменители, находящиеся в данном центре, способствуют развитию режиссерской игры старших дошкольников.
В уголке безопасности и ПДД, который также расположен в социально-коммуникативном центре, размещены различные д/игры, дорожные знаки, книги, наглядно-демонстрационный материал, которые помогают детям закреплять элементарные знания о правилах безопасного поведения в быту, на улице, социуме, природе. Данный уголок помогает нам воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению правил безопасности.
Кроме того, социально-коммуникативный центр включает в себя уголок "Ряжения" (нарядов), предметы, одежда, костюмы которого дают возможность детям пофантазировать, перевоплотиться, получить положительные эмоции.
В данный центр, также входит уголок дежурства по столовой, где дети учатся ответственно относиться к порученному заданию, доводить начатое дело до конца, у них воспитывается положительное отношение к труду, желание трудиться, формируется самостоятельность, целенаправленность.
Центр физического развития служит удовлетворению потребности детей в движении и приобщению их к здоровому образу жизни. Также он создает благоприятные условия для активного отдыха и радостной, содержательной деятельности в играх и развлечениях. В центре физического развития размещено различное спортивное оборудование: дорожки разной длины и ширины, массажные коврики, мешочки с песком, веревочки разной длины, кубики, скакалки, мячи, дартс, ракетки для бадминтона, кольцебросы, гантели, боксерская груша с перчатками, кегельбан, клюшки, шайба, султанчики, флажки, кегли, маски для организации п/игр, пилотки, иллюстрации с различными видами спорта.
Таким образом, для того, чтобы обеспечить детям благоприятное пребывание в детском саду и насколько возможно компенсировать расставание с привычным домашним комфортом, нам, педагогам группы пришлось потрудиться над созданием уютной, домашней атмосферы в группе.
В своей работе по формированию предметно-развивающей среды группы мы добились того, чтобы она:
- выполняла образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную и коммуникативную функции. А самое главное, чтобы она работала на развитие самодеятельности и самостоятельности каждого ребенка;
- служила удовлетворению потребностей и интересов ребенка;
- обеспечивала "зону ближайшего развития" ребенка, которая способствовала бы развитию творческих задатков и стала составным компонентом обучения;
- выступала условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности;
- способствовала формированию умственных, психических и личностных качеств детей;
- давала возможность реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, способствовала накоплению социального опыта.
Таким образом, поставленная нами цель достигнута, задачи решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов с мультимедийным сопровождением на тему «Формирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Подготовили: Зуева Л.В. Рыжова Л.Ф. Печёнкина О.В. Ласькова Н.Б.
Консультация для педагогов с мультимедийным сопровождением на тему «Формирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Подгот...
Проект "Город детства". Преобразование развивающей предметно- пространственной среды групп в соответствии с ФГОС ДО.
Мой проект о том, как создать эффективную развивающую среду соответствующую ФГОС ДО, стимулирующую развитие дошкольников....
«Организация развивающей предметно - пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО) ДОО »
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9509866","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] Представляем вашему вниманию среду группы раннего в...
Организация развивающей предметно - пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО
Организация развивающей предметно - пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО...
Методические рекомендации : организация развивающей предметно- пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС.
Методические рекомендации : организация развивающей предметно- пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС представлены в помощь педагогам ДОУ....
Аналитическая справка о результатах организации развивающей предметно – пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС и ООП ДО
Все помещения СПДС эстетично оформлены, отвечают требованиям пожарной безопасности, СанПин.Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деяте...
Презентация «Организация развивающей предметно- пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной Программой дошкольного образования»
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для разви...