Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной Программой дошкольного образования»
консультация
Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции особенностей их развития:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kirillovaed_rpps.ppt | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции особенностей их развития: рассматривается как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности. включает обстановку, объекты и материалы различного функционального значения. позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребёнка.
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. РППС (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать: ● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе; ● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия; ● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Требования к РППС
Принципы организации РППС Насыщенность среды : соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей. Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: ● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); ● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; ● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; ● возможность самовыражения детей. Трансформируемость пространства: связана с полифункциональностью предметной среды, т. е. представляет возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Полифункциональность: ● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; ● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре . Вариативность: ● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; ● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность: ● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс; ● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Безопасность: соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям .
. Функции РППС Информационная – каждый предмет несёт определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Факторы, которые следует учитывать при организации РППС 1. Следует ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста. 2. Антропометрический фактор обеспечивает соответствие ростовозрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС ДО. 3.Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, а также режимных моментах и иметь место для организации самостоятельной деятельности детей.
Центр активности по видам детской деятельности и образовательным областям Познавательно - исследовательская Экспериментально-трудовая Коммуникативная- Восприятие Художественной литературы Музыкальная Изобразительная Игровая Конструктивная Двигательная
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и т.д. социализация Центр сюжетно- ролевых игр безопасность центр «Уголок безопасности» социализация Центр / уголок экспериментирования и природы Организованная/ самостоятельная игровая деятельность во время пребывания на улице.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т. д.), о малой родине и Отечестве и т. д. (дидактические игры, обучающие и др.) Интеграция: чтение худ литературы, коммуникация, социализация, безопасность, музыка Центры: центр патриотического воспитания центр сенсорного и математического развития центр конструктивной деятельности центр природы и экспериментирования Организованная игровая деятельность во время пребывания на улице.
Речевое развитие Интеграция: социализация, безопасность, чтение художественной литературы, познание, труд, физическая культура, здоровье Центры: центр речевого развития или уголок речи и грамотности, центр «Будем говорить правильно» центр «Здравствуй, книжка»/ «Библиотека»/ «Книжный уголок» Организованная игровая деятельность во время пребывания на улице. включает совершенствование владением речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой и т.д.
Художественно-эстетическое развитие Включает в себя музыкальное, изобразительное, словесное искусство Интеграция: познание, чтение художественной литературы, коммуникация, труд, социализация, физическая культура. Центры: Центр творчества «Умелые руки» Центр музыкальной и театрализованной деятельности Организация прогулки в теплый период: мелки, раскраски и прочее.
Физическое развитие Интеграция: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое(музыкальное). ЗОЖ, безопасность Центр: Спортивный уголок «Будь здоров!» Выносной инвентарь для самостоятельной деятельности во время прогулок в соответствии с возрастом. Игровая деятельность: МПИ, ПИ, эстафеты и пр.
Таким образом, развивающая среда создается с учётом возрастных возможностей детей, в соответствии с особенностями гендерного воспитания, формирующихся интересов, и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело или занятие, организовав плодотворную самостоятельную деятельность, а также способствовать организации коллектива детей на совместную игровую деятельность, поддерживая тем самым детскую инициативность, подчеркивая уникальность и предпочтения каждого воспитанника.
Благодарю за внимание!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация развивающей предметно - пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО) ДОО »
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9509866","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] Представляем вашему вниманию среду группы раннего в...
Презентация организации развивающей предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой
Опыт работы воспитателя по созданию предметно-пространственной среды в доу...
Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей 5-7 лет в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования
Вариант реализаии образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для решения задач эстетического, нравственного, фзического воспитания детей старшего возраста в самост...
Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой с учётом ФГОС ДО
Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакци...
Презентация Результаты организации предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования
Презентация Результаты организации предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования...
Презентация «Организация развивающей предметно- пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной Программой дошкольного образования»
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для разви...
Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Каждый ребёнок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Поэтому сформированность навыков связной речи является услови...