Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
консультация
Современного дошкольника, как творческую личность, необходимо ориентировать, на умение адаптироваться к различным ситуациям, учить отличать красоту от красивости, гармонию от дисгармонии, хаоса. Испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, ребёнок углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психологическому складу. На помощь приходит искусство, приходит музыка. Главная задача наша, взрослых, — дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_2020.docx | 189.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей»
Консультация для педагогов
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Михневич Наталья Алексеевна
Ачинск -2021
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Современного дошкольника, как творческую личность, необходимо ориентировать, на умение адаптироваться к различным ситуациям, учить отличать красоту от красивости, гармонию от дисгармонии, хаоса. Испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, ребёнок углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психологическому складу. На помощь приходит искусство, приходит музыка. Главная задача наша, взрослых, — дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся.
Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …»
Актуально активизировать процесс музыкально-эстетического воспитания через творчество ребёнка, что обусловлено природной активностью и связано с умением применять свои знания в новых условиях.
Процесс познания в атмосфере творчества приобретает для ребёнка 2-6 лет, развивающий характер. В ходе творческого развития происходят качественные изменения его психики: активизируется память, мышление, наблюдательность, что необходимо во всех видах деятельности.
В детском музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, логики и интуиции, творческого воображения, умения действовать самостоятельно, принимать решения, связанные с умением выразить свою индивидуальность, проявить себя.
Детское творчество представляет познавательно-поисковую практику для ребёнка, когда он, на основе знаний о музыке, воображая, пробует создать что-то новое. Анализ результативного педагогического опыта позволяет сделать вывод о том, что творчество для детей – это всегда и интересно и доступно.
Применение метода детского творчества решает следующие задачи:
- позволяет активизировать процесс усвоения музыкального опыта;
- способствует пробуждению творческих проявлений и их развитию;
- акцентирует внимание на развитии художественного мышления;
- положительно мотивирует обилием форм творческих заданий;
- гармонично дополняет традиционную систему музыкального воспитания и развития.
Дошкольники участвует в следующих видах деятельности: восприятии, пении, музыцировании, музыкально – ритмических движениях, что создаёт условия для активного участия в творчестве для каждого ребёнка, независимо от способностей.
Находясь в ситуации активной эмоциональной включённости, ребёнок опирается на свои личностные качества, которые требуют развития: творческое восприятие, творческое мышление, уверенность в себе, адекватная самооценка, инициативность, высокая работоспособность, умение обоснованно рисковать, мотивация достижения, умение сотрудничать. Мы говорим о пробуждении творческой фантазии. Разрабатывая творческие задания, исходим из специфики детской аудитории, учитывая, что творчество для ребёнка - это открытие.
Большое значение для активизации творческих представлений имеет использование интеграция искусств. И. С. Бах отмечал, что «искусство в себе - не живопись, не поэзия не музыка, но творчество, в котором они все объединены». Интегративное привлечение разных видов искусств, имеет родство с идеями К. Орфа, способствует стихотворчеству, художественной композиции, театральному действу и исследовательской работе, пластическому движению и музыкальной импровизации, что включается в поток детского творчества.
Природа творчества требует, чтобы дети могли легко, свободно и непосредственно выражать свои мысли в открытой, непринуждённой атмосфере: в игре, сказке, импровизации. Воспитателями замечено, что дошкольники успешнее выполняют задания, связанные с развитием чувства ритма. Развивая метроритмический слух ребёнка, учитель включает определения ритма, пульса, акцентов. В задании «Дождик» необходимо подобрать ритмический рисунок к стихотворениям, «зафиксировать» сильную долю хлопком в ладоши, самостоятельно вслушиваясь в звучание «Итальянской польки» С. Рахманинова.
Эффективны задания, связанные с пластическими импровизациями. Свободное дирижирование – дети представляют себя в роли дирижёра («Утро» Э.Грига). Имитация игры на музыкальных инструментах («Cветит месяц»). В процессе восприятия «Вальса» А. Гречанинова, создают образ зимнего леса движением рук, покачиванием корпуса, вальсовым кружением. Пластическими импровизациями можно изображать разные образы, например, имитирование движения животных, (Ш.К.Сен-Санс сюита «Карнавал животных»). Слушая танцевальную музыку, придумать и исполнить движения: кружения в вальсе, шаги польки, составить композицию народного танца. Развитию чувства ритма способствуют инструментальные импровизации, связанные с использованием простейших музыкальных инструментов, например, подбор ритмического сопровождения к русским народным песням «Ах вы сени», «Камаринская». Разыгрывание песен, имеющих изобразительную основу: «Как у наших у ворот», «На горе-то калина». Одно из основных музыкальных способностей - ладовое чувство: умение эмоционально, ярко, слушать и определять лад музыки. Педагог учит улавливать смену настроений, оттенки чувств, смысл музыкального звучания, воспитывается внимание, умение сосредоточиться и наблюдать, поэтому в организации восприятия музыки выделяется ряд приёмов, способствующих активизации процесса слушания, как цели развития ладового чувства. Детям предлагается «украсить» музыку Ш. К.Сен-Санса «Аквариум», звучанием другого инструмента; изобразить настроение произведения в цвете (Л. В. Бетховен «Весёлая и грустная»), подобрать ритмический аккомпанемент к стихотворным строкам. В задании «Конница», прослушав стихотворение, по-фантазизировать, какую по характеру музыку, можно написать. При выполнении творческого задания «Оживший лес» - в соответствии с характером музыки, дети подготовительной группы озвучивают различными инструментами «зимний лес». Дети охотно выполняют задания, связанные с различными речевыми импровизациями. Ребёнок придумывает рифму в стихотворениях, например:
- Наш сосед купил фагот, но совсем не знает …(нот)
2) Скрипка есть, но пока Рядом с нею нет…(смычка)
3) Старый мастер целый год - Мастерил друзьям…(фагот)
Продолжая знакомиться с речевыми импровизациями, задания усложняются: необходимо сочинить окончания к стихотворным строкам:
Гамму жук весь день жужжит:
- Жо- же- жи- жа- жоль- жя- жи. Вот что я, друзья, скажу: (Жаль, что нету ноты «жу»)
Обратим внимание на развитие музыкально-слуховых преставлений, как способность звуковысотного отражения мелодии. «Озвучивание имени» - дети пропевают своё имя, полное и краткое, в процессе «Музыкального диалога» выразительно интонируют музыкальные фразы, отвечая на вопросы учителя. Развивая фонематический слух. Сочиняют рассказ по рисованному плану, исполняют ритмофразу мелодии за воспитателем по песне В. Гречника «Тяв-тяв». Постепенно водится изучение элементов музыкальной грамоты, выполняя задание «Музыкальная лесенка», запоминают движение мелодии звукоряда, придумывают и «рисуют» музыкальные загадки или сочиняют стихотворения о нотках.
Разнообразие творческих заданий способствует развитию интереса музыке, развиваются основные музыкальные способности детей дошкольного возраста, при этом формируются основы музыкальной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»
цель работы с детьми по нетрадиционной технике рисования....
Консультация по теме: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»
Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное воспр...
Консультация для родителей «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в семье»
Консультация для родителей«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в семье»...
Консультация для педагогов "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
Развитие музыкальных способностей...
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности»
Для развития творчества наиболее благоприятным видом искусства является музыка. Благодаря своим особенностям музыка активно воздействует на развитие воображения, которое лежит в основе любого вида тво...
Мастер - класс для педагогов "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством технологии Т.А.Боровик "Хор рук"
Использование музыкально - редагогической технологии "Хор рук" в работе с дошкольниками...
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»
Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, ...