"Фиалковая поляна"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

"Фиалковя поляна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fialkovaya_polyana.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида  «Ручеёк» р.п. Башмаково

Тема: «Фиалковая поляна»

( проводимый в рамках кружка: «Азбука юного эколога»).

                                                                             Провела: воспитатель

                                                                                             высшей квалификационной

                                                            категории:

                                                                                         Тугушева Лидия Васильевна

                                                                   Группа: подготовительная

                                                                  коррекционная

 Цель: закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе.

          Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

          Задачи:

Познавательное развитие:

         - формировать представления детей о комнатных растениях, как о живых существах, научить определять их  по описанию, познакомить с разнообразием сортов фиалок и различными способами их размножения;

- уточнить представления детей о функциях растений (питание, дыхание, рост, развитие, размножение);

Социально-коммуникативное развитие:

 - способствовать у детей становление самостоятельности, желание выполнять совместную работу со сверстниками;

Речевое развитие:

- активизировать и обогащать словарный запас детей (сенполия, селекционер, коллекционер);

Художественно-эстетическое развитие:

- воспитывать у детей бережное отношение к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.

Место проведения: групповая комната

Предварительная работа: составление загадок о комнатных растениях, уход и пересадка растений в центре природы, чтение и рассматривание энциклопедий о растениях, рассматривание открыток о комнатных растениях, просмотр презентации: «Комнатные растения».

Материал: коллекция комнатных растений, фиалка, растение с сухой землей, энциклопедия «Все о комнатных растениях», прозрачные контейнеры для рассады, песок, щётки, лупы, лейки, стеки, конусы бумажные.

Дети по одному приходят на кружковое занятие, здороваются с воспитателем и сверстниками, воспитатель здоровается и приглашает заняться в центре природы поливкой цветов, рыхлением почвы и т.д.

Воспитатель: - Кристина, а что это у тебя в руках?

Кристина: - если вы отгадаете загадку, вы узнаете, что я принесла:

«Чтобы солнце сквозь стекло,

Вам в окошко не пекло.

Повесьте на распорочку

Узорчатую шторочку

Не плетеную, а живую, зеленую.

Дети: - Традесканция.

Кристина: - Правильно вы угадали, это мой любимый цветок, потому что он быстро растет, стебельки красиво спадают вниз и создают уют, красоту. Закрывают комнату от прямых солнечных лучей. Он очень неприхотлив.

Андрей: Это, как жалюзи.

Воспитатель: Куда вам лучше их повесить?

(Дети выбирают место и вешают кашпо с цветком).

Воспитатель: Кристина, а ты мне подсказала тему нашего кружкового занятия. Я предлагаю вам поговорить о комнатных растениях. Интересная была загадка про традесканцию. Что нужно знать, чтобы сочинить загадку о комнатном растении?

Дети: - знать внешний вид растения, как ухаживать за растением, выявить особенности растения.

Артем: Любит воду, не любит солнце,

Яркие цветы, нас радуют в оконце.

Дети: - это комнатное растение: бальзамин.

Оля: Сидит ёжик в горшке,

На березовом пеньке,

Во все стороны глядит

«Уколю я всех!» - кричит.

Дети: - это кактус.

Нелли: - узкие листочки, светлые полоски.

Белые цветочки, словно, как снежинки.

Дети: - это комнатное растение:

Дети: - это хлорофитум.

(Ответы на загадки дети находят в центре природы и показывают).

Воспитатель: - Я тоже знаю комнатное растение, его внешний вид, требования по уходу о особенности растения. Попробую и я составить загадку. Если вы отгадаете, вас ждет настоящий сюрприз. Слушайте внимательно:

Цветочек - цветок,

Короткий стебелёк,

Нежные цветочки,

Пушистые листочки,

А на них волоски,

Чтоб не сох от тоски.

Дети: - фиалка.

Воспитатель: - приглашаю вас на фиалковую поляну (музыка).

Полюбуйтесь, какие красивые здесь фиалки растут.

Алина К. - На солнечной опушке, фиалка расцвела.

Лиловенькие ушки тихонько подняла.

В траве она хоронится, не любит лезть вперед.

Но кто-то ей поклонится и бережно возьмет.

Воспитатель: - о каких фиалках это стихотворение?

Дети: - это стихотворение о лесных фиалках.

Воспитатель: - предлагаю, как сказано в стихотворении бережно поклониться фиалкам, взять по одному цветку с растениями и поставить на стол.

Валерия: - А я знаю, что правильно фиалки называют сенполиями. Когда-то, очень давно, в Африку пришли европейцы и увидели эти прекрасные цветы. Одно из горных мест, где поселились европейцы называлось: «Усам-бар» и главным его начальником был барон Вальтер фон сен Поль Иллер. Он был не только хорошим руководителем, но и  замечательным цветоводом. И когда он увидел среди камней нежные фиалковые цветы, собрал семена и отправил их на родину в Европу. А в Европе говорили: «Это цветы барона сен Поль Иля или просто сенполиями.

Воспитатель: - выберите для себя понравившиеся фиалки, посмотрите внимательно на листочки, какие они?

Дети: - Листья пушистые, мохнатые и т.д.

Воспитатель: - А на что они похожи?

Дети: - Они похожи на мягкий ковер, котика и т.д.

Воспитатель: - Обведите пальчиками по краям листочка, что вы чувствуете?

Дети: - у одних фиалок края листа ровные, а у другого неровные.

Воспитатель: - предлагаю взять лупу и рассмотреть листочки: «что необычного вы заметили?»

Дети: - Мы заметили волоски на листочках.

Воспитатель: - А как вы думаете, ля чего эти волоски на листочках?

Дети: - для того чтобы сохранить влагу и тепло.

Воспитатель: - Про фиалку говорят, что у неё листочки собраны в розетку, где она находится? Попробуйте отыскать её. Посчитайте, сколько их?

(Дети ищут и показывают).

Воспитатель: - А вот одну часть у растений отыскать трудно, какая это часть?

Дети: - Одна часть растения – это стебель. Стебля у фиалок нет, он укорочен (показывают).

Воспитатель: - Какая часть у фиалки самая яркая?

Дети: - Самая яркая часть у фиалки, это цвет.

Воспитатель: - цветы одинаковые?

Дети: - Нет, есть розовые, белые, пятнистые, есть простые, а есть махровые.

Воспитатель: - На что похожи лепестки?

Дети: - Лепестки похожи на бабочку и т.д.

Воспитатель: - У всех фиалок есть свои имена, они разные. Обычно  название им дают селекционеры, это люди, которые выводят новые сорта растений. (Дети повторим хором слово: селекционеры, потом повторяют дети индивидуально). Какие сорта фиалок вы знаете?

Дети: - Узумбарская, африканская и т.д.

Воспитатель: - А как бы вы назвали свои фиалки, если бы были селекционерами?

Дети: - Синеглазка, невеста, веснянка и т.д.

Воспитатель: - А почему бы вы их так назвали? (ответы детей)

Воспитатель: - Есть люди, которые специально собирают разные фиалки. Как называют таких людей?

Дети: - Их называют коллекционерами, собирателями.

Воспитатель. Опыт №1.

 (Показываю горшок с растением со светлыми и темными листьями, цветы закрыты колпачками). Дети, угадайте по цвету листа, темные или светлые цветы у этих растений?

(Дети сравнивают цвет листьев и зависимость их окраски от цвета листьев).       Итак, мы с вами заметили, что чем темнее лист растения, тем темнее цветок. А какое растение на фиалковой поляне самое старое? Почему вы так думаете?

Дети: - У растения много листьев и несколько розеток.

Воспитатель: - как вы думаете, фиалки живые или не живые? (Дети доказывают)

- Да, правильно, фиалки живые, ни растут, размножаются, питаются, рождаются. А все живое дышит, растет, размножается. А как вы думаете, чем дышат растения?

Дети:- Растения дышат корнями, листочками.

Воспитатель: - А каким растениям на нашей поляне дышать трудно?

Дети: - у которых на листочках пыль и нужно порыхлить землю.

Воспитатель: - как помочь растениям?

Дети: - нужно порыхлить землю и листочки аккуратно почистить щеткой.

Воспитатель: - помогите пожалуйста растениям.

 (Дети рыхлят почву и чистят щеткой листочки т пыли).

Воспитатель: - Я не знаю чем поить и подкармливать растения.

Дети: - Фиалки поливают водой и подкармливают удобрениями.

Воспитатель: - а еще я знаю, что растения не любят, когда при поливе задевают их листья, они осень хрупкие и тут же отламываются. И еще, когда на листочки попадает вода при поливе растений, вода застревает среди волосков, а капли воды нагреваются на солнце и получаются ла листьях ожоги. Растение может от этого погибнуть. Поэтому, растения поливают в поддон (показываю). Дети, найдите на поляне растения, которые надо полить и сделайте это правильно (дети поливают в поддон).

Воспитатель: (показываю однобокое растение). Дети, как вы думаете, почему у этой фиалки листья вытянуты в одну сторону?

Дети: - Потому что фиалку не поворачивали к свету. Листья, которым не хватало света тянутся к солнцу, поэтому листья сильно вытянулись.

Воспитатель: - Вам хотелось бы дома иметь красивый цветок фиалку? (ответы детей). Цветы можно купить в магазине. Но гораздо интереснее вырастить растение самим. А как вы думаете, как можно размножать фиалки?

Дети: - Можно размножать листочком, можно розетками.

Воспитатель: - Правильно. Предлагаю вам посадить свои цветы. Выберите, каким способом вы будете сажать растения.

(Под музыку дети берут прозрачные контейнеры и сажают фиалки. По ходу работы, спрашиваю у детей, какого цвета могут быть цветы от данного листочка или розетки).

Воспитатель: - к первому весеннему празднику , празднику мам, ваши черенки дадут корни и мы их посадим в горшочки. И дома вас будут радовать красивые фиалки.

Воспитатель: - Дети, что вам сегодня понравилось в мероприятии?

- Что,  вы расскажете родителям, придя домой? (ответы детей)

Воспитатель: - А я хочу поблагодарить Кристину за то, что она подсказала нам сегодня тему нашего занятия в кружке.

(Дети по окончании работы идут мыть руки).

Кружок «Азбука юного эколога закончила свою работу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по изобразительной и театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прохоровское поле - третье ратное поле России "

Многим детям свойственно полностью копировать то, чему их научили. Это часто ведёт  к появлению шаблонной, узко репродуктивной деятельности. По этому основная задача взрослого с...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Первое ратное поле Руси. «Куликово поле»

         Конспект  непосредственной образовательной деятельности  познавательного цикла:  «Первое ратное поле Руси -  «Куликово поле»   дл...

"Съёмные игровые поля поля"

В группе имеются съемные игровые поля: "Южный полюс", "Африка", "Ферма". Эти поля помогают детям в игровой форме запомнить среду обитания разных видов животных....

Тематический день "12 июля - день Прохоровского поля - третьего ратного поля России!"

Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт патриотических чувств....

«Поле, Русское поле…»

: Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о злаковых культурах, о том, где они растут. Мало знают о ценности поля в России. Необходимо узнать как выращивали и делали хлеб...

12 июля - День Прохоровского поля. Третье ратное поле России

Восемь десятилетий прошло с самой страшной и героической страницы в истории белгородской земли и нашего Отечества — величайшей танковой битвы под Прохоровкой в июле...