"Фиалковая поляна"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеёк» р.п. Башмаково
Тема: «Фиалковая поляна»
( проводимый в рамках кружка: «Азбука юного эколога»).
Провела: воспитатель
высшей квалификационной
категории:
Тугушева Лидия Васильевна
Группа: подготовительная
коррекционная
Цель: закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие:
- формировать представления детей о комнатных растениях, как о живых существах, научить определять их по описанию, познакомить с разнообразием сортов фиалок и различными способами их размножения;
- уточнить представления детей о функциях растений (питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
Социально-коммуникативное развитие:
- способствовать у детей становление самостоятельности, желание выполнять совместную работу со сверстниками;
Речевое развитие:
- активизировать и обогащать словарный запас детей (сенполия, селекционер, коллекционер);
Художественно-эстетическое развитие:
- воспитывать у детей бережное отношение к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.
Место проведения: групповая комната
Предварительная работа: составление загадок о комнатных растениях, уход и пересадка растений в центре природы, чтение и рассматривание энциклопедий о растениях, рассматривание открыток о комнатных растениях, просмотр презентации: «Комнатные растения».
Материал: коллекция комнатных растений, фиалка, растение с сухой землей, энциклопедия «Все о комнатных растениях», прозрачные контейнеры для рассады, песок, щётки, лупы, лейки, стеки, конусы бумажные.
Дети по одному приходят на кружковое занятие, здороваются с воспитателем и сверстниками, воспитатель здоровается и приглашает заняться в центре природы поливкой цветов, рыхлением почвы и т.д.
Воспитатель: - Кристина, а что это у тебя в руках?
Кристина: - если вы отгадаете загадку, вы узнаете, что я принесла:
«Чтобы солнце сквозь стекло,
Вам в окошко не пекло.
Повесьте на распорочку
Узорчатую шторочку
Не плетеную, а живую, зеленую.
Дети: - Традесканция.
Кристина: - Правильно вы угадали, это мой любимый цветок, потому что он быстро растет, стебельки красиво спадают вниз и создают уют, красоту. Закрывают комнату от прямых солнечных лучей. Он очень неприхотлив.
Андрей: Это, как жалюзи.
Воспитатель: Куда вам лучше их повесить?
(Дети выбирают место и вешают кашпо с цветком).
Воспитатель: Кристина, а ты мне подсказала тему нашего кружкового занятия. Я предлагаю вам поговорить о комнатных растениях. Интересная была загадка про традесканцию. Что нужно знать, чтобы сочинить загадку о комнатном растении?
Дети: - знать внешний вид растения, как ухаживать за растением, выявить особенности растения.
Артем: Любит воду, не любит солнце,
Яркие цветы, нас радуют в оконце.
Дети: - это комнатное растение: бальзамин.
Оля: Сидит ёжик в горшке,
На березовом пеньке,
Во все стороны глядит
«Уколю я всех!» - кричит.
Дети: - это кактус.
Нелли: - узкие листочки, светлые полоски.
Белые цветочки, словно, как снежинки.
Дети: - это комнатное растение:
Дети: - это хлорофитум.
(Ответы на загадки дети находят в центре природы и показывают).
Воспитатель: - Я тоже знаю комнатное растение, его внешний вид, требования по уходу о особенности растения. Попробую и я составить загадку. Если вы отгадаете, вас ждет настоящий сюрприз. Слушайте внимательно:
Цветочек - цветок,
Короткий стебелёк,
Нежные цветочки,
Пушистые листочки,
А на них волоски,
Чтоб не сох от тоски.
Дети: - фиалка.
Воспитатель: - приглашаю вас на фиалковую поляну (музыка).
Полюбуйтесь, какие красивые здесь фиалки растут.
Алина К. - На солнечной опушке, фиалка расцвела.
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
В траве она хоронится, не любит лезть вперед.
Но кто-то ей поклонится и бережно возьмет.
Воспитатель: - о каких фиалках это стихотворение?
Дети: - это стихотворение о лесных фиалках.
Воспитатель: - предлагаю, как сказано в стихотворении бережно поклониться фиалкам, взять по одному цветку с растениями и поставить на стол.
Валерия: - А я знаю, что правильно фиалки называют сенполиями. Когда-то, очень давно, в Африку пришли европейцы и увидели эти прекрасные цветы. Одно из горных мест, где поселились европейцы называлось: «Усам-бар» и главным его начальником был барон Вальтер фон сен Поль Иллер. Он был не только хорошим руководителем, но и замечательным цветоводом. И когда он увидел среди камней нежные фиалковые цветы, собрал семена и отправил их на родину в Европу. А в Европе говорили: «Это цветы барона сен Поль Иля или просто сенполиями.
Воспитатель: - выберите для себя понравившиеся фиалки, посмотрите внимательно на листочки, какие они?
Дети: - Листья пушистые, мохнатые и т.д.
Воспитатель: - А на что они похожи?
Дети: - Они похожи на мягкий ковер, котика и т.д.
Воспитатель: - Обведите пальчиками по краям листочка, что вы чувствуете?
Дети: - у одних фиалок края листа ровные, а у другого неровные.
Воспитатель: - предлагаю взять лупу и рассмотреть листочки: «что необычного вы заметили?»
Дети: - Мы заметили волоски на листочках.
Воспитатель: - А как вы думаете, ля чего эти волоски на листочках?
Дети: - для того чтобы сохранить влагу и тепло.
Воспитатель: - Про фиалку говорят, что у неё листочки собраны в розетку, где она находится? Попробуйте отыскать её. Посчитайте, сколько их?
(Дети ищут и показывают).
Воспитатель: - А вот одну часть у растений отыскать трудно, какая это часть?
Дети: - Одна часть растения – это стебель. Стебля у фиалок нет, он укорочен (показывают).
Воспитатель: - Какая часть у фиалки самая яркая?
Дети: - Самая яркая часть у фиалки, это цвет.
Воспитатель: - цветы одинаковые?
Дети: - Нет, есть розовые, белые, пятнистые, есть простые, а есть махровые.
Воспитатель: - На что похожи лепестки?
Дети: - Лепестки похожи на бабочку и т.д.
Воспитатель: - У всех фиалок есть свои имена, они разные. Обычно название им дают селекционеры, это люди, которые выводят новые сорта растений. (Дети повторим хором слово: селекционеры, потом повторяют дети индивидуально). Какие сорта фиалок вы знаете?
Дети: - Узумбарская, африканская и т.д.
Воспитатель: - А как бы вы назвали свои фиалки, если бы были селекционерами?
Дети: - Синеглазка, невеста, веснянка и т.д.
Воспитатель: - А почему бы вы их так назвали? (ответы детей)
Воспитатель: - Есть люди, которые специально собирают разные фиалки. Как называют таких людей?
Дети: - Их называют коллекционерами, собирателями.
Воспитатель. Опыт №1.
(Показываю горшок с растением со светлыми и темными листьями, цветы закрыты колпачками). Дети, угадайте по цвету листа, темные или светлые цветы у этих растений?
(Дети сравнивают цвет листьев и зависимость их окраски от цвета листьев). Итак, мы с вами заметили, что чем темнее лист растения, тем темнее цветок. А какое растение на фиалковой поляне самое старое? Почему вы так думаете?
Дети: - У растения много листьев и несколько розеток.
Воспитатель: - как вы думаете, фиалки живые или не живые? (Дети доказывают)
- Да, правильно, фиалки живые, ни растут, размножаются, питаются, рождаются. А все живое дышит, растет, размножается. А как вы думаете, чем дышат растения?
Дети:- Растения дышат корнями, листочками.
Воспитатель: - А каким растениям на нашей поляне дышать трудно?
Дети: - у которых на листочках пыль и нужно порыхлить землю.
Воспитатель: - как помочь растениям?
Дети: - нужно порыхлить землю и листочки аккуратно почистить щеткой.
Воспитатель: - помогите пожалуйста растениям.
(Дети рыхлят почву и чистят щеткой листочки т пыли).
Воспитатель: - Я не знаю чем поить и подкармливать растения.
Дети: - Фиалки поливают водой и подкармливают удобрениями.
Воспитатель: - а еще я знаю, что растения не любят, когда при поливе задевают их листья, они осень хрупкие и тут же отламываются. И еще, когда на листочки попадает вода при поливе растений, вода застревает среди волосков, а капли воды нагреваются на солнце и получаются ла листьях ожоги. Растение может от этого погибнуть. Поэтому, растения поливают в поддон (показываю). Дети, найдите на поляне растения, которые надо полить и сделайте это правильно (дети поливают в поддон).
Воспитатель: (показываю однобокое растение). Дети, как вы думаете, почему у этой фиалки листья вытянуты в одну сторону?
Дети: - Потому что фиалку не поворачивали к свету. Листья, которым не хватало света тянутся к солнцу, поэтому листья сильно вытянулись.
Воспитатель: - Вам хотелось бы дома иметь красивый цветок фиалку? (ответы детей). Цветы можно купить в магазине. Но гораздо интереснее вырастить растение самим. А как вы думаете, как можно размножать фиалки?
Дети: - Можно размножать листочком, можно розетками.
Воспитатель: - Правильно. Предлагаю вам посадить свои цветы. Выберите, каким способом вы будете сажать растения.
(Под музыку дети берут прозрачные контейнеры и сажают фиалки. По ходу работы, спрашиваю у детей, какого цвета могут быть цветы от данного листочка или розетки).
Воспитатель: - к первому весеннему празднику , празднику мам, ваши черенки дадут корни и мы их посадим в горшочки. И дома вас будут радовать красивые фиалки.
Воспитатель: - Дети, что вам сегодня понравилось в мероприятии?
- Что, вы расскажете родителям, придя домой? (ответы детей)
Воспитатель: - А я хочу поблагодарить Кристину за то, что она подсказала нам сегодня тему нашего занятия в кружке.
(Дети по окончании работы идут мыть руки).
Кружок «Азбука юного эколога закончила свою работу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по изобразительной и театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прохоровское поле - третье ратное поле России "
Многим детям свойственно полностью копировать то, чему их научили. Это часто ведёт к появлению шаблонной, узко репродуктивной деятельности. По этому основная задача взрослого с...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Первое ратное поле Руси. «Куликово поле»
Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательного цикла: «Первое ратное поле Руси - «Куликово поле» дл...
"Съёмные игровые поля поля"
В группе имеются съемные игровые поля: "Южный полюс", "Африка", "Ферма". Эти поля помогают детям в игровой форме запомнить среду обитания разных видов животных....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе " Поляна сказок". Презентация к занятию "Поляна сказок"
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе с презентацией....
Тематический день "12 июля - день Прохоровского поля - третьего ратного поля России!"
Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт патриотических чувств....
«Поле, Русское поле…»
: Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о злаковых культурах, о том, где они растут. Мало знают о ценности поля в России. Необходимо узнать как выращивали и делали хлеб...
12 июля - День Прохоровского поля. Третье ратное поле России
Восемь десятилетий прошло с самой страшной и героической страницы в истории белгородской земли и нашего Отечества — величайшей танковой битвы под Прохоровкой в июле...