Детское фотографирование как инструмент формирования исследовательского поведения дошкольников
статья (подготовительная группа)

Заблодская Анна Владимировна

Детское фотографирование как инструмент формирования исследовательского поведения дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикование опыта по теме самообразования

«Детское фотографирование как инструмент формирования исследовательского поведения дошкольников»

Культурная практика детского фотографирования ориентирована на детей подготовительной к школе группы.

Детское фотографирование позволяет решать следующие задачи:

  • Развитие познавательного интереса детей
  • Обогащение активного словаря
  • Обучение фотографированию
  • Развитие наблюдательности
  • Развитие социально-коммуникативных качеств

В процессе ознакомления с фотоаппаратом, дети проявили большой интерес, любопытство. С удовольствием рассматривали картинки с изображением различных моделей фотоаппаратов. Заинтересовало детей то, что раньше фотографии были черно-белыми.  Дети задавали много вопросов (как получаются фотографии?, зачем нужен объектив?, кто «раскрашивает» фотографии?, как нужно фотографировать? И пр.). Так же дети охотно делились собственным опытом фотографирования (в основном дети умели пользоваться фотокамерами в телефонах).

Когда я предложила детям взять в руки фотоаппараты, на это решились менее половины группы. Объясняли они это так: не хочу, а вдруг сломаю, я боюсь, я не умею. Группа наиболее «смелых» детей рассмотрели фотоаппараты, сделали несколько снимков, чем остались очень довольны. После этого и более робкие дети включились в процесс ознакомления с техникой.

После первого знакомства и фотографирования, мы распечатали получившиеся снимки. Дети с большим удовольствием рассматривали фотографии, обсуждали, я старалась обратить внимание на то, что получилось, что не очень. После этого 100 % детей группы были включены в процесс. Фотографирование вызвало огромный интерес и любопытство.

Для того, чтобы показать детям, что качество фотографий зависит от некоторых факторов, мы поэкспериментировали с условиями фотографирования. Фотографировали один и тот же объект с разных ракурсов,  при свете и в темноте, со вспышкой и без, на солнце и против солнца и пр). Из этого экспериментирования мы с детьми пришли к следующим выводам:

  • В помещении с плохим освещением, либо на улице в сумерках лучше использовать вспышку.
  • Если фотографировать объекты «напротив солнца», то объект не видно, на фото получаются только его очертания.
  • Если объект находится слишком далеко и если его сфоторгафировать на полном приближении, то фотография получается размытая – лучше подойти ближе.
  • И пр.

На следующем этапе я предложила детям самим выбрать, что они хотят фотографировать.  Сначала возникли трудности (дети не привыкли принимать решения самостоятельно), но группа активных детей невольно «втянула» в процесс остальных. В процессе обсуждения было выбрано несколько тем: «Наша группа», «На что похожи облака?», «Как растет горох?» (до этого мы вели зарисовки в дневнике наблюдений), «Природа вокруг нас», «С какого дерева упал лист» и пр.

При создании альбома «Наша группа» дети фотографировали друг друга. В процессе фотографирования дети самостоятельно пришли к выводу, что дети в группе все разные, не похожи друг на друга. У всех детей различные эмоции на фото: кто-то улыбался, кто-то стеснялся, а кто-то злился, не хотел фотографироваться. Затем все вместе рассматривали фотоальбом и рассуждали, на тему эмоций.  

При создании альбома «С какого дерева упал лист», дети обратили внимание на то, что кленовый лист «похож на след динозавра», а лист рябины «на очень редкое, никому неизвестное животное, у которого очень много пальчиков на лапках».

Очень интересным оказался процесс создания альбома «Наш детский сад». Каждому ребенку было дано по одной фотографии сотрудников детского сада. Задача детей – найти взрослых, узнать как их зовут, расспросить о том, чем они занимаются в детском саду и как называется их профессия. При этом детям разрешалось открывать любые двери и заходить в любые помещения и кабинеты детского сада. После этого дети оформляли альбом, в который вкладывались фотографии с описанием работника садика. Проблемным оказалось то, чего я не ожидала: дети боялись выйти за пределы своей группы, боялись самостоятельно заходить в кабинеты, боялись открывать двери. Так же большинство детей стеснялись задавать вопросы взрослым. Во время создания альбома для некоторых детей было открытием, что, например, еду готовят повара на кухне, а не помощник воспитателя Анна Ивановна.

Так же мы с детьми организовали несколько фото-выставок, где фотографами, оформителями и организаторами выступали сами дети:  

Выставка «Наши праздники»

Выставка «Моя семья»

Выставка «День космонавтики»

Стенгазета «Один день из жизни группы»

Так же в течение года дети создавали «Фотоазбуку». В процессе ознакомления детей с буквами и звуками на занятиях, я предложила им искать предметы и явления вокруг на изучаемую букву и фотографировать их. Например, гуляем и фотографируем объекты, название которых начинается на букву «М»: мороз, мама, мальчик, машина, молоко...  дети с большим удовольствием искали предметы на определенную букву в пределах группы, детского сада, на улице и дома. К концу года мы «собирали» азбуку в альбом.

Итоговым продуктом по ознакомлению детей с фотографированием стал проект «Мой друг».

В процессе ознакомления детей с фотографирование, я отметила следующее:

  • Дети стали более наблюдательными, старались обращать внимание на детали.
  • Значительно обогатился активный словарный запас детей.
  • Дети стали более любопытными, стали задавать много вопросов.
  • Повысилась активность в общении со взрослыми (стали менее стеснительными, не боялись спрашивать)
  • У детей наблюдалась позитивная картина во взаимоотношениях: стали более уважительно относиться друг к другу, повысилась взаимопомощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему "Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста"

В материале представлена технологическая карта системы методической поддержки повышения педагогической компетентности воспитателей по теме "Формирование исследовательского поведения у детей старшего д...

Формирование исследовательского поведения у старших дошкольников в дидактической игре.

Методические рекомендации по подбору и проведению дидактических игр, направленных на формирование исследовательского поведения у старших дошкольников....

Формирование основ исследовательского поведения дошкольников посредством инновационных технологий исследовательского обучения.

В своей  работе мы  рассматриваем  исследовательское поведение как вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (...

из опыта формирования исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста

В современных условиях умение осуществлять исследовательскую деятельность является важным навыком, позволяющим обществу стабильно развиваться.Исследование - процесс выработки новых знаний, один из вид...