Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему "Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа) на тему

В материале представлена технологическая карта системы методической поддержки повышения педагогической компетентности воспитателей по теме "Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста", предлагаются формы работы с педагогами, темы и цели мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НИРО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему

«Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста»

В ФОРМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ С ПЕДАГОГАМИ ДОО

ПО КУРСУ

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

 Слушателя курсов повышения квалификации по проблеме:

Калинкиной Надежды Васильевны,

старшего воспитателя МБДОУ детского сада

комбинированного вида № 6 г. Павлово

 2014 г.


Технологическая карта системы методической поддержки повышения педагогической компетентности воспитателей ДОУ по теме

«Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Цели

Действия

Средства

Результат

Изучение состояния организации детской поисково-исследовательской деятельности в практике работы ДОУ.

Выявление роли педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

Ознакомление с методикой А.И.Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».

Изучение проблемы организации исследовательской деятельности детей, создания условий для её развития.

Обобщение и систематизация материала по теме.

Организация пропаганды передового опыта.

1.Целевое пространство:

1.1.Анкетирование воспитателей.

1.2.Тестирование воспитателей.

1.1.Анкета для воспитателей.

1.2.Тест для воспитателей.

Осознание актуальности предложенной темы.

Развитие у педагогов умения анализировать свои знания по теме.

2.Поисковое пространство:

2.1.Анализ и подбор методической литературы.

2.2.Работа творческой группы.

2.3.Отчёт творческой группы.

2.4.Семинар-практикум.

2.5.Смотр-конкурс «Уголок экспериментирования (центр науки, лаборатория) в детском саду».

2.6.Фестиваль детских исследовательских работ «Познаю мир».

2.1.1.Список литературы.

2.1.2.Выставка в методическом кабинете.

2.2.1.Таблицы, отражающие содержание и последовательность работы с детьми.

2.2.2.Конспект тренировочного занятия.

2.3.1.Выставка наглядного и раздаточного материала.

2.3.2.Требования к подготовке педагога.

2.3.3.Памятка «Правила сопровождения детского исследования».

2.4.1.Понятийно-терминологический словарь.

2.4.2.Слайды, альбом фотографий.

2.4.3.Критерии оценки сформированности исследовательского поведения дошкольников.

2.5.1.Положение о смотре-конкурсе.

2.5.2.Памятка «Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования».

2.6.Детские исследовательские работы.

Ознакомление с методикой исследовательского обучения по А.И.Савенкову.

Повышение профессиональной компетентности педагогов, их педагогического мастерства, развитие творческого потенциала в процессе организации исследовательской деятельности детей.

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности.

3.Рефлексивное пространство:

3.1.Обобщение опыта работы творческой группы.

3.2.Подготовка публикаций из опыта работы в профессиональные журналы, участие в конкурсах.

З.3.Выступление на родительских собраниях.

3.1.Материалы опыта работы.

3.2.Варианты статей в журнал.

Конкурсные материалы.

3.3.Материалы для родителей:

-детские исследовательские работы;

-оборудование для исследовательской деятельности;

-советы, памятки.

Осмысление значения усвоенного содержания для профессиональной деятельности.

Умение осознать свои знания и ставить цели на саморазвитие.

Форма работы с педагогами

Тема мероприятия

Цели мероприятия

Анкетирование воспитателей.

Состояние организации поисково-исследовательской деятельности в ДОУ.

Изучить состояние организации детской поисково-исследовательской деятельности в практике работы ДОУ; выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

Тестирование воспитателей.

Детское исследование как метод обучения старших дошкольников.

Развитие у педагогов умения анализировать свои знания по предложенной теме.

Анализ и подбор методической литературы.

Детское исследование как метод обучения старших дошкольников.

Создание информационного банка.

Работа творческой группы.

1.Подбор содержания и определение последовательности его предоставления детям.

2.Освоение методики работы.

3.Организация ПРС.

Организация поисковой, исследовательской деятельности воспитателей в области подбора содержания и планирования педагогического процесса.

Отчёт творческой группы.

1.Создание ПРС на занятиях с использованием меодики А.И.Савенкова.

2.Организация работы по формированию исследовательского поведения детей.

Создание условий для обучения детей ведению исследовательской деятельности по методике А.И.Савенкова.

Семинар- практикум.

1.Современные представления об исследовательском обучении.

2.Мастер-класс «Методика проведения учебных исследований в детском саду».

3.Методика мониторинга по формированию исследовательского поведения дошкольников.

4.Создание ПРС для стимулирования самостоятельного экспериментирования дошкольников.

5.Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка.

Изучение проблемы организации исследовательской деятельности детей. Повышение профессиональной компетентности педагогов, их педагогического мастерства, развитие творческого потенциала в процессе организации исследовательской деятельности детей.

Смотр-конкурс.

Уголок экспериментирования (центр науки, лаборатория) в детском саду.

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности. Выявление инициативы и творческого подхода воспитателей к созданию условий. Содействие укреплению связи ДОУ с семьёй.

Фестиваль детских исследовательских работ.

Познаю мир.

Показ исследовательских и творческих возможностей детей.

Обобщение опыта работы творческой группы.

Познаю мир.

Показ исследовательских и творческих возможностей детей.

1.Анкетирование родителей.

2.выступление на родительских собраниях.

«Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей».

Выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей. Вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ.

1.Подготовка публикаций из опыта работы в профессиональные журналы.

2.Участие в конкурсах.

Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Пропаганда передового опыта.

Актуальность темы.

     Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку всё реже удаётся сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели.

Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности.

     В работах многих отечественных педагогов (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько, Н.Н.Поддъяков и др.) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

     Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, начиная с дошкольного возраста, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

       Наше дошкольное учреждение работает по программе «Радуга». В программе указаны, наряду с другими, такие задачи работы с детьми, как:

-Укреплять познавательное отношение к миру: создавать условия для самостоятельной познавательной активности детей; знакомить с различными способами и источниками получения информации.

-Развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность.

     Для решения выделенных задач и соблюдения особенностей программы «Радуга»  за основу была взята методика Савенкова А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».

Список литературы.

1.Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

2.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Метод. рекомендации / под общ. Ред. Л.Н.Прохоровой.М.: АРКТИ, 2004.

3.Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004.

4.Материалы и оборудование для детского сада / под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой. М.: Линка-Пресс, 2004.

5. Журнал «Обруч». № 4 – 2010 г.

6.Жеребятьева С.В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя», № 10 – 2010 г.

7.Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения. Ж. «Дошкольное воспитание» № 12 – 2006; № 1 – 2007; № 3 – 2007.

8.Корзун А.В. К вопросу об организации детской исследовательской деятельности в дошкольном возрасте.МГПК № 2 им. М.Танка, Минск, Беларусь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Система коррекционно - развивающих занятий по профилактике и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста».

В документе предоставлена система занятий по теме "Коррекционно - развивающие занятия по профилактики и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Даны темы занятий, их...

Мастер-класс для педагогов "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"

Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе "Об образовании" говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

    Предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Данны...

Обобщенный опыт работы:Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности - одна из первых. Люди придумали эту науку, когда жили еще в пещерах. Чтобы защититься от диких зверей и холода, человек научился развод...

Перспективный план работы с детьми по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы с детьми по воспитанию культуры поведенияу детей старшего дошкольного возраста. Составила: учитель – логопед« МБДОУ № 42 г. Чебоксары»...

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

С целью формирования представлений о правилах игры в футбол у детей старшего  дошкольного возраст, развитиюнавыков коллективного поведения, а также для использования этого вида спорта не только к...

из опыта формирования исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста

В современных условиях умение осуществлять исследовательскую деятельность является важным навыком, позволяющим обществу стабильно развиваться.Исследование - процесс выработки новых знаний, один из вид...