Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему "Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа) на тему
В материале представлена технологическая карта системы методической поддержки повышения педагогической компетентности воспитателей по теме "Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста", предлагаются формы работы с педагогами, темы и цели мероприятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НИРО
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему
«Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста»
В ФОРМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ С ПЕДАГОГАМИ ДОО
ПО КУРСУ
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»
Слушателя курсов повышения квалификации по проблеме:
Калинкиной Надежды Васильевны,
старшего воспитателя МБДОУ детского сада
комбинированного вида № 6 г. Павлово
2014 г.
Технологическая карта системы методической поддержки повышения педагогической компетентности воспитателей ДОУ по теме
«Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста»
Цели | Действия | Средства | Результат |
Изучение состояния организации детской поисково-исследовательской деятельности в практике работы ДОУ. Выявление роли педагога в развитии поисковой активности дошкольников. Ознакомление с методикой А.И.Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Изучение проблемы организации исследовательской деятельности детей, создания условий для её развития. Обобщение и систематизация материала по теме. Организация пропаганды передового опыта. | 1.Целевое пространство: 1.1.Анкетирование воспитателей. 1.2.Тестирование воспитателей. | 1.1.Анкета для воспитателей. 1.2.Тест для воспитателей. | Осознание актуальности предложенной темы. Развитие у педагогов умения анализировать свои знания по теме. |
2.Поисковое пространство: 2.1.Анализ и подбор методической литературы. 2.2.Работа творческой группы. 2.3.Отчёт творческой группы. 2.4.Семинар-практикум. 2.5.Смотр-конкурс «Уголок экспериментирования (центр науки, лаборатория) в детском саду». 2.6.Фестиваль детских исследовательских работ «Познаю мир». | 2.1.1.Список литературы. 2.1.2.Выставка в методическом кабинете. 2.2.1.Таблицы, отражающие содержание и последовательность работы с детьми. 2.2.2.Конспект тренировочного занятия. 2.3.1.Выставка наглядного и раздаточного материала. 2.3.2.Требования к подготовке педагога. 2.3.3.Памятка «Правила сопровождения детского исследования». 2.4.1.Понятийно-терминологический словарь. 2.4.2.Слайды, альбом фотографий. 2.4.3.Критерии оценки сформированности исследовательского поведения дошкольников. 2.5.1.Положение о смотре-конкурсе. 2.5.2.Памятка «Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования». 2.6.Детские исследовательские работы. | Ознакомление с методикой исследовательского обучения по А.И.Савенкову. Повышение профессиональной компетентности педагогов, их педагогического мастерства, развитие творческого потенциала в процессе организации исследовательской деятельности детей. Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности. | |
3.Рефлексивное пространство: 3.1.Обобщение опыта работы творческой группы. 3.2.Подготовка публикаций из опыта работы в профессиональные журналы, участие в конкурсах. З.3.Выступление на родительских собраниях. | 3.1.Материалы опыта работы. 3.2.Варианты статей в журнал. Конкурсные материалы. 3.3.Материалы для родителей: -детские исследовательские работы; -оборудование для исследовательской деятельности; -советы, памятки. | Осмысление значения усвоенного содержания для профессиональной деятельности. Умение осознать свои знания и ставить цели на саморазвитие. |
Форма работы с педагогами | Тема мероприятия | Цели мероприятия |
Анкетирование воспитателей. | Состояние организации поисково-исследовательской деятельности в ДОУ. | Изучить состояние организации детской поисково-исследовательской деятельности в практике работы ДОУ; выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников. |
Тестирование воспитателей. | Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. | Развитие у педагогов умения анализировать свои знания по предложенной теме. |
Анализ и подбор методической литературы. | Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. | Создание информационного банка. |
Работа творческой группы. | 1.Подбор содержания и определение последовательности его предоставления детям. 2.Освоение методики работы. 3.Организация ПРС. | Организация поисковой, исследовательской деятельности воспитателей в области подбора содержания и планирования педагогического процесса. |
Отчёт творческой группы. | 1.Создание ПРС на занятиях с использованием меодики А.И.Савенкова. 2.Организация работы по формированию исследовательского поведения детей. | Создание условий для обучения детей ведению исследовательской деятельности по методике А.И.Савенкова. |
Семинар- практикум. | 1.Современные представления об исследовательском обучении. 2.Мастер-класс «Методика проведения учебных исследований в детском саду». 3.Методика мониторинга по формированию исследовательского поведения дошкольников. 4.Создание ПРС для стимулирования самостоятельного экспериментирования дошкольников. 5.Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка. | Изучение проблемы организации исследовательской деятельности детей. Повышение профессиональной компетентности педагогов, их педагогического мастерства, развитие творческого потенциала в процессе организации исследовательской деятельности детей. |
Смотр-конкурс. | Уголок экспериментирования (центр науки, лаборатория) в детском саду. | Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности. Выявление инициативы и творческого подхода воспитателей к созданию условий. Содействие укреплению связи ДОУ с семьёй. |
Фестиваль детских исследовательских работ. | Познаю мир. | Показ исследовательских и творческих возможностей детей. |
Обобщение опыта работы творческой группы. | Познаю мир. | Показ исследовательских и творческих возможностей детей. |
1.Анкетирование родителей. 2.выступление на родительских собраниях. | «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей». | Выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей. Вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ. |
1.Подготовка публикаций из опыта работы в профессиональные журналы. 2.Участие в конкурсах. | Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста. | Пропаганда передового опыта. |
Актуальность темы.
Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку всё реже удаётся сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели.
Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности.
В работах многих отечественных педагогов (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько, Н.Н.Поддъяков и др.) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, начиная с дошкольного возраста, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Наше дошкольное учреждение работает по программе «Радуга». В программе указаны, наряду с другими, такие задачи работы с детьми, как:
-Укреплять познавательное отношение к миру: создавать условия для самостоятельной познавательной активности детей; знакомить с различными способами и источниками получения информации.
-Развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность.
Для решения выделенных задач и соблюдения особенностей программы «Радуга» за основу была взята методика Савенкова А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».
Список литературы.
1.Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
2.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Метод. рекомендации / под общ. Ред. Л.Н.Прохоровой.М.: АРКТИ, 2004.
3.Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004.
4.Материалы и оборудование для детского сада / под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой. М.: Линка-Пресс, 2004.
5. Журнал «Обруч». № 4 – 2010 г.
6.Жеребятьева С.В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя», № 10 – 2010 г.
7.Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения. Ж. «Дошкольное воспитание» № 12 – 2006; № 1 – 2007; № 3 – 2007.
8.Корзун А.В. К вопросу об организации детской исследовательской деятельности в дошкольном возрасте.МГПК № 2 им. М.Танка, Минск, Беларусь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Система коррекционно - развивающих занятий по профилактике и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста».
В документе предоставлена система занятий по теме "Коррекционно - развивающие занятия по профилактики и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Даны темы занятий, их...
Мастер-класс для педагогов "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"
Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе "Об образовании" говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Данны...
Обобщенный опыт работы:Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности - одна из первых. Люди придумали эту науку, когда жили еще в пещерах. Чтобы защититься от диких зверей и холода, человек научился развод...
Перспективный план работы с детьми по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Перспективный план работы с детьми по воспитанию культуры поведенияу детей старшего дошкольного возраста. Составила: учитель – логопед« МБДОУ № 42 г. Чебоксары»...
Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
С целью формирования представлений о правилах игры в футбол у детей старшего дошкольного возраст, развитиюнавыков коллективного поведения, а также для использования этого вида спорта не только к...
из опыта формирования исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста
В современных условиях умение осуществлять исследовательскую деятельность является важным навыком, позволяющим обществу стабильно развиваться.Исследование - процесс выработки новых знаний, один из вид...