Сборник дидактических игр по обучению детей игре в шахматы
картотека (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и задания
Игра «Непослушные фигурки»
Педагог, обращаясь к детям, говорит: «У нас есть непослушные фигуры. Они могут стоять не на своих местах. Все закрыли глазки. Не подсматривайте!» В это время поменять местами одну белую и одну черную фигуру. «А теперь откройте глаза. Какие фигуры стоят не на своих местах? Кто догадался?» Далее задания можно усложнять: меняем фигуры одного цвета. Очень полезная игра. Развивает внимание. Если дети сидят по двое за одним столом, то можно по очереди одним переставлять фигуры, а другим угадывать.
Игра «Черные и белые фигуры»
Аналог игры «День – ночь» или игры «Замри». Педагог говорит детям: «Ночью все шахматные фигурки спят в своих кроватках. А днем они любят играть, прыгать, веселиться. Сейчас вы будете изображать шахматные фигурки, а я буду говорить: «белые» и «черные». Но на слово «белые» - веселые фигурки начинают двигаться, приседать, подпрыгивать (на пол ложиться нельзя). Но на слово «черные» - фигурки уснули, замерли. Шевелиться и смеяться нельзя!» Так несколько раз произнести «белые» - «черные». А потом вместо слова «черные» сказать другое название – смешное (зеленые, полосатые, лягушачьи, медвежачьи и т.д.) и постараться рассмешить детей. Кто пошевелился или рассмеялся, тот проиграл.
Игра «Фигурки – путешественники»
Педагог расставляет в произвольном порядке фигуры на шахматной доске и говорит о том, что шахматные фигуры любят путешествовать. Они с удовольствием покидают свои дома и уходят в дальние ил ближние поля. Воспитанникам предлагается ответить на вопрос: «На каком поле (название) «приземлились» фигуры?»
Игра «На каком поле выросла яблонька?»
Педагог расставляет на шахматной доске в произвольном порядке изображения яблока, банана и других фруктов, и спрашивает, на каком поле выросло яблоко, банан и т.д.? Дети должны назвать адрес поля.
Игра «Волк и семеро козлят»
Белая ладья – волк, 7 черных пешек – козлята. Шесть пешек расставить так, чтобы белая ладья каждым ходом могла побить одну пешку (съесть козленочка), а одну – так, чтобы не смогла. «Один козленочек спрятался в печи. Где же этот козленочек, которого не найдет серый волк?»
Игра – задание «К зайчику в гости»
Пригласил зайчик в гости ладью. Путь в гости осложнен препятствиями. На шахматной доске расставить заборчики, непроходимые реки и озера, хищных драконов и т.д. Ладья должна обойти все препятствия и прийти к зайчику в гости.
Игра «Лисы и охотник»
Охотник – белопольный слон (чернопольный слон) и 5 – 7 разных фигур. Шесть фигур и пешек расставить так, чтобы слон каждым ходом мог побить одну фигуру (поймать лисичку), а одну фигуру – не смог. «Лисичка спряталась в норку. Где же эта лисичка, которую не найдет охотник?»
Игра «Курочка и зернышки»
Курочка – ферзь, зернышки – разные фигуры и пешки. «Курочка склевала зернышко (побила фигуру) и вернулась в свой домик».
Игра «Ипподром»
Смысл игры заключается в том, чтобы дети научились делать ход конем из разных мест шахматной доски. Играют по два игрока, каждый из которых по очереди делает ход конем. Задача каждого игрока – сделать по 10 правильных ходов.
Игра «Пешки и король»
На доске расставляются белый и черный короли, белая и черная пешки. Цель игры – подойти королем и побить пешку соперника. Пешки «замерли» (не ходят). Посчитать, сколько ходов потребуется каждому королю, чтобы побить пешку. Короли ходят по очереди (белый начинает).
Игра «Пешечный бой»
На доске расставляются только пешки. «Все шахматные фигурки улетели на море отдыхать. А пешки остались на поле. Белые – смелые, черные – хитрые». Можно начать с трех белых пешек против трех черных. Дети играют друг с другом, попеременно разным цветом. Затем можно добавлять по одной пешке. Главная задача этой игры – отработать навык, как ходит и как бьет пешка. Выиграл тот, у кого осталось больше пешек.
Игра «Такси»
Собачка пригласила ладью в гости. На улице шел дождь. И ладья решила поехать в гости к собачке на такси (нужен игрушечный телефон, по которому будем заказывать такси для ладьи, и маленькая игрушечная машинка – такси; телефон дается ребенку, который будет заказывать такси от имени ладьи).
Написать диалог:
- Это такси?
- Да.
- Я ладья, мне нужно заказать такси. Я поеду в гости к собачке.
Происходит диалог между «ладьей» и диспетчером такси:
- По какому адресу подать такси?
И ребенок называет сначала букву, а потом цифру – g2.
- А куда доставить ладью? По какому адресу живет собачка?
Ребенок называет поле, где разместилась собачка – a8.
Затем приглашается ребенок – таксист и везет ладью в гости к собачке. Таким образом, в игровой форме дети очень быстро усваивают название вертикалей и обозначение полей.
Игра «Расшифруйте телеграмму»
Обезьянка Молли принесла зашифрованную телеграмму, в которой сообщается, что черный король со своими советниками задумали что-то против белого короля. Нужно срочно определить, что задумали черные фигуры и предпринять все, чтобы спасти королевство. Педагог заранее пишет на небольшом кусочке бумаги нотацию – зашифрованное послание белому королю. Например, такую:
Черные фигуры: Kph8, Лe5, f7, g7, h6
Белые фигуры: Фb3, Kpg1, f2, g2, h2
Дети читают телеграмму, расставляют фигуры на доске, должна получится позиция «мат в один ход». Дети расшифровывают секретную телеграмму и решают задачу, как защититься от мата в один ход. Таких телеграмм можно составить очень много.
«Игра на уничтожение»
Дети играют друг с другом ограниченным числом фигур. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления.
Игра «Один в поле воин»
Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми)
Игра «Лабиринт»
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
Шахматная гимнастика
«Шахматные линии»
Покажем ручками горизонталь – развести руки в стороны, вертикаль – поднять руки вверх, диагональ – руки развести по косой. Затем педагог может специально путать детей. Называть слово «горизонталь», а показывать руками другой жест, например, поднять руки вверх. Но дети должны развести руки в стороны. То есть они должны сделать жест руками, который соответствует тому, что педагог сказал, а не тому, что показал.
«Ценность фигур»
Прыжки. Педагог называет фигуру, а дети прыгают столько раз, какова ценность фигуры: пешка – 1 раз, слон – 3 раза, конь – 3 раза и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и игровые задания по обучению детей игре в шахматы
Картотека дидактических игр по обучению детей игре в шахматы....
Дидактические игры по обучению детей игре в шахматы
Цель игр: Знакомство (закрепление) с названием шахматных фигур, формирование представлений о их силе и ценности....
Картотека дидактических и подвижных игр по обучению детей игре в шахматы для старшего дошкольного возраста
В методическом материале подобраны дидактические и подвижные игры по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы...
Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы
Возраст: для детей от 6 до 7 лет Цель: развитие памяти, формирование умения называть наклеенные на циферблате фигурыцифры по образцу и по словесному указанию; закрепление знания цветов и оттенков...
Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы
Известно, что занятия шахматами с детьми дошкольного возраста положительно влияют на развитие таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание. В ходе их формируютс...
Дидактические игры и игровые задания для обучения детей игре в шахматы.
Представлена подборка игр и игровых заданий для обучения детей игре в шахматы....
Программа по обучению детей игре в шахматы "Шахматная Азбука" 1 год обучения
Программа по обучению детей игре в шахматы "Шахматная Азбука" 1 год обучения...