Использование логических упражнений на занятиях с детьми дошкольного возраста».
методическая разработка (подготовительная группа)

Редькина Надежда Вадимовна

)  Мы живем в веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логики активизируется на поиске новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей.

         Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности. Поэтому меня заинтересовала проблема использование логических игр и упражнений при развитии детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование логических упражнений на занятиях с детьми дошкольного возраста».

(Слайд 1)  Мы живем в веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логики активизируется на поиске новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей.

        Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности. Поэтому меня заинтересовала проблема использование логических игр и упражнений при развитии детей дошкольного возраста. (Слайд 2)

На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций на доступном детям материале в игровой форме, а конкретно посредством использования в образовательном процессе занимательных игр способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления.         У дошкольников увлекательные развивающие игры создают интерес к решению умственных задач: преодоление трудностей, успешный результат умственного усилия приносит им удовлетворение. Все это делает игру важным средством развития мышления дошкольников. (Слайд 3)

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка;
В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей;
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного  перехода детей к школьному обучению

(Слайд 4) Зачем логика маленькому ребенку?

Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является личностное развитие ребенка, способность «действовать в уме».

         Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет развивающая игра.

         Развивающие игры делают процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

«Логические блоки Дьенеша» (Слайд 5)

Блоки являются наиболее эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики, причём на протяжении всего дошкольного детства, начиная с яслей. С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действия рассуждает. Основная цель логических блоков - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. (Слайд 6) Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выделять в объектах разнообразные свойства, называть их, правильно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать по одному, двум, трём свойствам.( Слайд 7,8,9,10) Так, дети младшего и среднего возраста выстраивают длинные цепочки от произвольно выбранной фигуры, «нанизывают» бусы на нитку, украшают ёлочку бусами, кормят печеньем медвежат. Дети старшего возраста отправляются в путешествия, ищут спрятанные клады, помогают фигурам выбраться из леса и сами учатся составлять условия к логическим задачам.

(Слайд 11) «Палочки Кюизенера»

Данный дидактический материал разработан бельгийским математиком Х.Кюизенером.  Педагоги, занимаясь с детьми, палочки называют также цветными числами. Комплект цветных чисел состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и размеров. (Слайд 12) Каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. сантиметру. Каждая палочка –это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Отбор цвета не произволен, а связан с определенным соотношением их по величине. (Слайд 13, 14) Для детей старшего дошкольного возраста к палочкам предлагаются цветовые рисунки-схемы для выкладывания различных моделей и фигур.

(Слайд 15) Кубики Никитина

Одно из самых известных пособий Никитина Кубики "Сложи узор" (Слайд 16)

 Игра состоит из 16 кубиков с ребром 4 см, каждая из граней окрашена в один из четырех цветов (синий, красный, желтый, белый), есть и одноцветные грани, и раскрашенные по диагонали в два разных цвета. Это позволяет составить множество разнообразных узоров — и одноцветных, и двуцветных, и трехцветных, и даже четырехцветных. Эти узоры могут напоминать контуры различных предметов или воспроизводить геометрические орнаменты. Поначалу можно складывать узоры по готовым схемам, которые прилагаются к игре "Сложи узор", а когда малыш освоится, предложите ему придумать узоры для складывания самостоятельно. Сложность заданий может меняться в зависимости от возраста и уровня знаний ребенка.
Для малышей в возрасте 2-3 лет схемы узоров приведены в натуральную величину. Ребенок может выкладывать кубики прямо на схемы или рядом с ними. За одно занятие маленький ребенок обычно может сложить 1-3 узора. Дети старше трех лет за одну игру могут справиться с выкладыванием 5 и даже 10 узоров. В этом возрасте дети отлично повторяют выложенный узор за взрослыми.
В возрасте 4-6 лет ребенок уже может справиться с выкладыванием узора по уменьшенным схемам. В прилагающейся к кубикам брошюре приводятся схемы квадратов (абстрактные узоры), зоопарк (фигурки разных животных), предметы (елочка, домик, ботинок и т. п.), русский и латинский алфавиты и цифры. Если ребенок сложно выкладывать узоры с двухцветными гранями, то для начала можно выполнить задания с одноцветными. Выкладывание из кубиков букв и цифр поможет ребенку лучше их запомнить.
К пяти годам можно еще больше усложнять задания: предлагать составить тот же узор, что и на схеме, но других цветов. Или предлагать схемы, в которых не указано деление узора на отдельные кубики. Самое сложное и интересное для ребенка — это придумывание и составление собственных узоров.
Для работы с нескольким детьми, лучше иметь несколько комплектов кубиков. Больше заданий и орнаментов для игры.

(Слайд 16) Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает результат - составить увиденное по образцу или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Это игры «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра» (Слайд 18-21)

Цель: Закрепление и систематизация знаний детей о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

Задачи: Учить использовать знания детей о свойствах предметов (форма, цвет, размер), применять умение в решение несложных задач. Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление. Продолжать развивать у детей конструктивное мышление, умение мыслить, рассуждать, высказывать своё мнение. Воспитывать самостоятельность желание прийти на помощь.

( Слайд 22) Игра-конструктор «Танграм»

В дошкольном возрасте важно развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, интеллектуальные способности, память, сообразительность, внимание, усидчивость. Наиболее интересно это проходит в игровой деятельности. С этой целью мною была изготовлена игра-конструктор «Танграм», в которой, используя 7 частей, плотно присоединяя их друг к другу, нужно составить различные изображения по образцам или по собственному замыслу.

Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить

(Слайд 23) Вывод

Игры активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта задачи: познавательный, развивающий, воспитательный.

Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей.  В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия , временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее приступить к школьной деятельности.

Список используемой литературы

1. Ерофеева Т.М., Стожарова М.Ю. Математические сказки . –М. Просвещение 2008г.

2. Колесникова Е.В. Математические ступени Программа развития математических представлений у дошкольников – М. «ТЦ Сфера»,2015г.

3. Смолякова О.К., Смолякова Н.В. Математика для дошкольников. В помощь родителям при подготовке детей 3—6 лет к школе.— М.: Издат-школа, 2002. (Вступление.)

4. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для родителей, воспитателей, учителей. — СПб.: Михаил Сизов, 1999.

5. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост.: 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова.— М.: Центр педагогического образования, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов "Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста"

    Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не м...

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.

Данная презентация позволит читателям не только просмотреть материал, но и некоторые кинезиологические упражнения проделать самим. Получить положительный опыт, а через некоторое время почувствовать се...

Мастер-класс для педагогов «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ:  Формирование у педагогов навыков использования релаксационных упражнений в работе с дошкольниками, а так же обучение воспитателей приемам саморасслабления.  Психопрофилактическая рабо...

мастер - класс для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии - кинезиологии....

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития речи и умственных способностей

Использование кинезиологических упражнений  в работе с детьми дошкольного возраста для развития речи и умственных способностей...