Проект "Родословная нашей семьи"
проект (старшая группа)

Махрова Александра Юрьевна

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Родословная нашей семьи"

Ссылка на видеоотчёт по проекту https://yadi.sk/i/66cI9_LjtKdzKw

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodoslovnaya.docx47.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11

г. ВЯЗЬМА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОЕКТ

по нравственно – патриотическому воспитанию

Тема: «Родословная нашей семьи»

Разработала:   воспитатель 1 квал. категории

                                                               Махрова А.Ю.

2020 г.

Информационно – исследовательский, творческий проект

«Родословная нашей семьи»

I. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  Актуальность проекта: 

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Семья — это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека.

Современная семья в третьем тысячелетии сталкивается с множеством проблем, одна из которых – утраченная историческая преемственность поколений в семье. Дети не всегда знают имена и отчества своих родителей, не говоря уже о бабушках и дедушках, не всегда знают, чем они занимаются, кем работают, затрудняются назвать домашний адрес. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, ведь в большинстве семей не сохраняются и не передаются нравственные и духовные обычаи, созданные предками. Между тем, опыт наших предков – живая нить преемственности поколений – является бесценным сокровищем для нравственно – патриотического  воспитания детей.

Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Родословная - это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов. Традиция составления родословной существует испокон веков. В русской истории трудно найти среди достопамятных людей личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду. На мысли о прошлом, о пращурах наводило все, что было внутри и вокруг дома.

Работа над родословной бесконечна. Она может продлиться всю жизнь, ее могут продолжить дети, внуки. Изучение истории рода – не предмет пустого тщеславия, а инструмент самопознания, законный, исторически заработанный повод к гордости.

Проблема: утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей, а так же недостаток знаний у дошкольников о своей семье.

Цель проекта: способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям.

2. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

3. Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие».

4. Закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.

5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

5. Воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи.

6. С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.

Тип проекта:

  • по содержанию: информационно – исследовательский, творческий
  • по времени: краткосрочный (одна неделя)
  • по кол – ву участников: групповой

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников.

Механизм реализации проекта: проект реализуется через организованную     образовательную деятельность, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Содержание и формы работы с детьми:

  1. ООД
  • ООД по художественно – эстетическому развитию: аппликация «Маме буду помогать»
  • ООД по по художественно – эстетическому развитию: рисование «Моя семья», «Дом, в котором мы живём»
  • ООД по соц. – ком. развитию: «Семейное древо»
  • ООД по речевому развитию: составление рассказа по схеме «Моя семья»

2. Творческая деятельность – изготовление открытки ко «Дню матери»

3. Беседы

  • «Тайна имени»
  • «Я с бабушкой своею дружу давным – давно»
  • «Мне дедушка рассказывал»
  • «Легко ли человеку, когда он один?»
  • «Профессии в моей семье»
  • По произведениям художественной литературы

 4. Творческая речевая деятельность (д/з): интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»

 5. Разучивание стихотв. Е. Благининой «Посидим в тишине»

   6. Дидактические игры и упражнения

  • Сложи картинку
  • «Родство»
  • «Наш дом»
  • «Кому что нужно для работы»
  • «Скажи маме ласковое слово»
  • «Сравни, кто старше/ младше»
  • «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»

 7. Чтение художественной литературы:

  • В.Белов «Мамина дочка»
  • Л.Толстой «Старый дед и внучек», «Косточка»
  • В.Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»
  • Шорыгина т.А. «Похищенное имя»
  • Я.Аким «Моя родня»
  • С.Баруздина «Мамина работа»
  • В. Осеева «Сыновья»
  • Татарская народ. сказка «Три дочери»
  • Заучивание пословиц и поговорок о семье

   8.  Сюжетно – ролевые игры:

  • «Семья»
  • «Дочки – матери»

   9. Строительные игры:

  • «Наш дом»
  • «Мебель для дома»

10. Пальчиковая гимнастика

  • «Наша семья»
  • «Кто живёт в моей квартире»

11. Просмотр мультфильмов:

  • «Маша больше не лентяйка»
  • «Встречайте бабушку»
  • «Разноцветная семейка»
  • «Осторожно, обезьянки!»
  • «Мама для мамонтёнка»

 12. Организация выставки «Наше семейное древо»

Содержание и формы работы с родителями:

  • Папки - передвижки: «Как познакомить ребёнка с родословной», «Тайна имени»
  • Беседы с родителями: «Генеалогическое древо. Способы оформления»
  • Совместная творческая деятельность детей и родителей: «Наше семейное древо»
  • Составление с ребёнком рассказа на тему: «Почему тебя так назвали»

Ожидаемые результаты:

Работа в этом направлении способствовала активному сплочению детского коллектива, коллектива родителей, сплочению семей. Родители получили массу советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, появилась ответственность перед ними и своими детьми. Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

Продукт проекта: выставка совместных творческих работ детей и родителей на тему «Наше семейное древо», итоговая презентация проекта.

Методическое обеспечение:

1. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Старшая      группа.

  1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа.
  2. Павлова О.В. «Изобразительная деятельность. Художественный труд», комплексные занятия для детей старшей группы.
  3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5 – 6 лет»
  4. Сеть Internet: Maam.ru, nsportal.ru

II. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап - подготовительный

  • определение актуальности проекта
  • определение и обоснование проблемы
  • постановка цели и задач
  • сбор информации, литературы, дополнительных материалов
  • изучение методической литературы по теме
  • определение содержания форм работы с детьми и родителями
  • работа по составлению этапов и плана по реализации проекта
  • создание развивающей среды

2 этап – основной

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно – развивающей среды

1 день

1. ООД по художественно – эстетическому развитию: аппликация «Маме буду помогать»

2. Беседа: «Легко ли человеку, когда он один?»

3. Разучивание стихотв. Е. Благининой «Посидим в тишине»

4. Дид. игра «Скажи маме ласковое слово»

5. Чтение х/л: Л. Толстой «Косточка»

6. С-р. игра «Дочки – матери»

7. Просмотр м/ф «Мама для мамонтенка»

Папка – передвижка «Как познакомить ребёнка с родословной вашей семьи»

1. М/ф «Мама для мамонтенка»

2. Атрибуты для с-р игры «Дочки – матери»

2 день

1. ООД по речевому развитию: составление рассказа по схеме «Моя семья»

2. Изготовление открытки ко «Дню матери»

3. Дид. игра «Родство», «Наш дом»

4. Беседа: «Я с бабушкой своею дружу давным – давно»

5. Чтение х/л: В.Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»

6. Строит. игра «Мебель для дома»

1. Беседа с родителями «Генеалогическое древо. Способы оформления»

2. Д/з: изготовить генеалогическое древо своей семьи

1. Художествен

ная литература по теме

2. Дид. игра «Наш дом»

3 день

1. ООД по по художественно – эстетическому развитию: рисование «Моя семья»

2. Беседа: «Профессии в моей семье»

3. Дид. игра «Кому что нужно для работы»

4. С-р. игра «Семья»

5. Пальч. игра «Кто живёт в моей квартире»

Составление с ребёнком рассказа на тему: «Почему тебя так назвали»

Атрибуты для с-р игры «Семья»

4 день

1. ООД по речевому развитию: составление рассказа по схеме «Моя семья»

2. Беседа: «Тайна имени»

3. Дид. игра: «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»

4. Чтение х/л: Шорыгина Т.А. «Похищенное имя»

5. Просмотр м/ф «Встречайте бабушку»

Папка – передвижка «Тайна имени»

М/ф «Встречайте бабушку»

5 день

1. ООД по по художественно – эстетическому развитию: рисование «Дом, в котором мы живём»

2. Беседа: «Мне дедушка рассказывал»

3. Дид. игра «Сравни, кто старше/ младше»

4. Чтение х/л: Л.Толстой «Старый дед и внучек»

5. Строит. игра «Наш дом»

Совместная творческая деятельность детей и родителей: «Наше семейное древо»

Дид. игра «Сравни, кто старше/ младше»

3 этап – итоговый

6 день

1. ООД по соц. – ком. развитию: «Моя родословная. Семейное древо»

2. Организация выставки «Наше семейное древо»

Помощь в оформлении выставки «Наше семейное древо»

Творческие работы детей и родителей

III. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо.       Так же, в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи. Знание своего генеалогического древа, помогло узнать детям историю создания соей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и семейных традициях.

Конспект ООД по социально – коммуникативному развитию

«Моя родословная. Семейное древо»

Цель: формирование у дошкольников представлений о семье как о важном элементе общества, об отношениях родства, о социальных ролях в семье и семейном укладе.

Задачи:

  • познакомить детей с понятиями «род», «родословная», «семья» и «генеалогическое древо»;
  • вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями;
  • расширить знания о своих близких и дальних родственниках;
  • учить составлять связные рассказы о своей семье на основании генеалогического древа;
  • развивать монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов;
  • воспитывать чувства любви и уважения к своему роду, семье, приобщение детей и родителей к семейным ценностям, формирование чувства ответственности перед памятью предков.

Материалы и оборудование: схема генеалогического древа, мольберт, генеалогические древа семей воспитанников, мяч, кувшин с водой

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?

(ответы детей – семья, род, родственники)

Воспитатель: Правильно ребята, семья. Никто  не  знает,  как  возникла  первая  семья.  Раскопки  в  древних  пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь     и     защищались     от     диких     зверей. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно  так  распределяются  обязанности  в  семье  и  сейчас. А как вы думаете, кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?

(ответы детей - только родственники).

Воспитатель: Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?

(ответы детей - вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно).

Воспитатель: Давайте встанем в кружок и вспомним пальчиковую гимнастику «Семья».

Физкультурная минутка: пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»

Раз, два, три, четыре,/хлопки в ладоши/

Кто живет в моей квартире? /пожимают плечами/

Раз, два, три, четыре, пять, /хлопки в ладоши/

Всех могу пересчитать. /руки в стороны/

Папа, мама, брат, сестренка, /загибают по одному пальцу на обеих руках/

Мой щегол, сверчок и я:

Вот и вся моя семья. /сжимают и разжимают кулачки/.

Воспитатель: Расскажите о своей семье. Из кого она состоит? Кто о вас заботится в семье. Какие чувства вы испытываете к своим родным? (ответы 2-3 детей)

У всех у нас есть мама. Давайте поиграем в игру «Скажи маме ласковое слово».

Мама, как цветочек. Давайте вспомним каждый свою маму и скажем ей ласковой слово. Каждый из вас скажет своей маме, какая она. Нужно взять «лепесток» и приложить его к «сердцевине». Слова не должны повторяться, каждый придумывает свое.

(проводится игра «Скажи маме ласковое слово»)

Воспитатель: О семье есть много пословиц. Послушайте некоторые из них.

Мой дом - моя крепость.

Дома и стены помогают.

Семья в куче - не страшна туча.

Семья вместе - и душа на месте.

Семья ладом полна.

Воспитатель: Скажите, ребята, как можно по – другому назвать членов семьи?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, родственниками. Родственниками называют близких по родству людей. А как вы думаете, что означает слово «род»?

(предложения детей)

Воспитатель: Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: Род – это одна большая семья.

С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными» - то есть «слово о роде», родословная – это история одного рода, одной семьи. А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева (показ модели генеалогического древа). Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом» или семейным.

(дети рассматривают макет «генеалогического древа»)

Воспитатель: Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?

(ответы детей)

Воспитатель: Верно, вверху - маленькие. А внизу - большие. Сверху размещается ваш портрет и ваших родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители, мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек.

А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу?  Давайте проверим. Поиграем в игру «Родство»

(проводится дидактическая игра «Родство»)

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто?

Воспитатель: Молодцы. Дома вы со своими родителями составляли свои семейные древа. Расскажите о своих родственниках. (Рассказ нескольких детей о членах своей семьи с опорой на семейные древа)

Воспитатель: Ребята, у меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.

(Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего, воспитатель раздает всем волшебную водичку и дети пьют)

Рефлексия        

Воспитатель: Что такое род? Родословная? Что придумали составлять люди, чтобы помнить о своих родственниках? Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (ответы детей)

Воспитатель: Я желаю вам и вашим семьям всегда быть в отличном настроение, всегда помогать и поддерживать друг друга, а главное любить и уважать своих близких.



Примерные дидактические игры на тему «Семья. Родословная»

Дидактическая игра «Сравни, кто старше/ младше»

Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;

Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;

Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;

Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;

Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.


Дидактическая игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Дедушка старый - внук …/молодой/;

Папа высокий - сын …/низкий/;

Брат трудолюбивый - сестра …/ленивая/;

Белье чистое - …/грязное/;

Хлеб свежий - …/черствый/;

Мама спускается - дочь …/поднимается/;

Папа наказывает - мама …/жалеет/ и другие пары слов.


Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»

шарф /чей?/ - мамин, папин, дедушкин….

Шапка /чья?/ - бабушкина, мамина …..

Очки /чьи?/ - дедушкины, бабушкины …

Платье /чьё?/ - мамино …

Ботинки /чьи?/ - папины …

Кофта /чья?/ - Танина, Машина, мамина …

Плащ /чей?/ - Сережин, Пашин, дедушкин, папин …

- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проет " Герои нашей семьи""

Проет " Герои нашей семьи""...

Педагогический проект «Трудовая слава нашей семьи»

Проект нацелен на:1.Знакомство детей с различными профессиями членов семьи.2. Начальная профориентация детей старшего дошкольного возраста.3. Формирование первичных трудовых навыков дошкольников...

Проект "Спорт в нашей семье"

       «Движение – это жизнь» - эти слова  известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен....

Кошка или собака в нашей семье

Советы родителям по уходу за домашними животными и приобщению ребенка к появлению в семье братьев наших меньших...

Сценарий развлечения, посвященного дню Семьи в младшей группе «Ромашки» тема: «Ромашка – символ нашей семьи»

Сценарий развлечения, посвященного дню Семьи в младшей группе «Ромашки» тема: «Ромашка – символ нашей семьи» Подготовила воспитатель младшей группы Сидякова Людмила Константиновна Задачи. ...

Развлечение для детей и родителей старшей группы: «Наша семья, наши традиции».

Развлечение для детей и родителей старшей группы: «Наша семья, наши традиции»....