Проект "Родословная нашей семьи"
проект (старшая группа)
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Родословная нашей семьи"
Ссылка на видеоотчёт по проекту https://yadi.sk/i/66cI9_LjtKdzKw
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodoslovnaya.docx | 47.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11
г. ВЯЗЬМА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОЕКТ
по нравственно – патриотическому воспитанию
Тема: «Родословная нашей семьи»
Разработала: воспитатель 1 квал. категории
Махрова А.Ю.
2020 г.
Информационно – исследовательский, творческий проект
«Родословная нашей семьи»
I. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Актуальность проекта:
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Семья — это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека.
Современная семья в третьем тысячелетии сталкивается с множеством проблем, одна из которых – утраченная историческая преемственность поколений в семье. Дети не всегда знают имена и отчества своих родителей, не говоря уже о бабушках и дедушках, не всегда знают, чем они занимаются, кем работают, затрудняются назвать домашний адрес. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, ведь в большинстве семей не сохраняются и не передаются нравственные и духовные обычаи, созданные предками. Между тем, опыт наших предков – живая нить преемственности поколений – является бесценным сокровищем для нравственно – патриотического воспитания детей.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Родословная - это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов. Традиция составления родословной существует испокон веков. В русской истории трудно найти среди достопамятных людей личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду. На мысли о прошлом, о пращурах наводило все, что было внутри и вокруг дома.
Работа над родословной бесконечна. Она может продлиться всю жизнь, ее могут продолжить дети, внуки. Изучение истории рода – не предмет пустого тщеславия, а инструмент самопознания, законный, исторически заработанный повод к гордости.
Проблема: утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей, а так же недостаток знаний у дошкольников о своей семье.
Цель проекта: способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям.
2. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
3. Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие».
4. Закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
5. Воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи.
6. С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.
Тип проекта:
- по содержанию: информационно – исследовательский, творческий
- по времени: краткосрочный (одна неделя)
- по кол – ву участников: групповой
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников.
Механизм реализации проекта: проект реализуется через организованную образовательную деятельность, взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Содержание и формы работы с детьми:
- ООД
- ООД по художественно – эстетическому развитию: аппликация «Маме буду помогать»
- ООД по по художественно – эстетическому развитию: рисование «Моя семья», «Дом, в котором мы живём»
- ООД по соц. – ком. развитию: «Семейное древо»
- ООД по речевому развитию: составление рассказа по схеме «Моя семья»
2. Творческая деятельность – изготовление открытки ко «Дню матери»
3. Беседы
- «Тайна имени»
- «Я с бабушкой своею дружу давным – давно»
- «Мне дедушка рассказывал»
- «Легко ли человеку, когда он один?»
- «Профессии в моей семье»
- По произведениям художественной литературы
4. Творческая речевая деятельность (д/з): интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»
5. Разучивание стихотв. Е. Благининой «Посидим в тишине»
6. Дидактические игры и упражнения
- Сложи картинку
- «Родство»
- «Наш дом»
- «Кому что нужно для работы»
- «Скажи маме ласковое слово»
- «Сравни, кто старше/ младше»
- «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»
7. Чтение художественной литературы:
- В.Белов «Мамина дочка»
- Л.Толстой «Старый дед и внучек», «Косточка»
- В.Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»
- Шорыгина т.А. «Похищенное имя»
- Я.Аким «Моя родня»
- С.Баруздина «Мамина работа»
- В. Осеева «Сыновья»
- Татарская народ. сказка «Три дочери»
- Заучивание пословиц и поговорок о семье
8. Сюжетно – ролевые игры:
- «Семья»
- «Дочки – матери»
9. Строительные игры:
- «Наш дом»
- «Мебель для дома»
10. Пальчиковая гимнастика
- «Наша семья»
- «Кто живёт в моей квартире»
11. Просмотр мультфильмов:
- «Маша больше не лентяйка»
- «Встречайте бабушку»
- «Разноцветная семейка»
- «Осторожно, обезьянки!»
- «Мама для мамонтёнка»
12. Организация выставки «Наше семейное древо»
Содержание и формы работы с родителями:
- Папки - передвижки: «Как познакомить ребёнка с родословной», «Тайна имени»
- Беседы с родителями: «Генеалогическое древо. Способы оформления»
- Совместная творческая деятельность детей и родителей: «Наше семейное древо»
- Составление с ребёнком рассказа на тему: «Почему тебя так назвали»
Ожидаемые результаты:
Работа в этом направлении способствовала активному сплочению детского коллектива, коллектива родителей, сплочению семей. Родители получили массу советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, появилась ответственность перед ними и своими детьми. Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
Продукт проекта: выставка совместных творческих работ детей и родителей на тему «Наше семейное древо», итоговая презентация проекта.
Методическое обеспечение:
1. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Старшая группа.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа.
- Павлова О.В. «Изобразительная деятельность. Художественный труд», комплексные занятия для детей старшей группы.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 5 – 6 лет»
- Сеть Internet: Maam.ru, nsportal.ru
II. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап - подготовительный
- определение актуальности проекта
- определение и обоснование проблемы
- постановка цели и задач
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов
- изучение методической литературы по теме
- определение содержания форм работы с детьми и родителями
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта
- создание развивающей среды
2 этап – основной
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно – развивающей среды | |
1 день | 1. ООД по художественно – эстетическому развитию: аппликация «Маме буду помогать» 2. Беседа: «Легко ли человеку, когда он один?» 3. Разучивание стихотв. Е. Благининой «Посидим в тишине» 4. Дид. игра «Скажи маме ласковое слово» 5. Чтение х/л: Л. Толстой «Косточка» 6. С-р. игра «Дочки – матери» 7. Просмотр м/ф «Мама для мамонтенка» | Папка – передвижка «Как познакомить ребёнка с родословной вашей семьи» | 1. М/ф «Мама для мамонтенка» 2. Атрибуты для с-р игры «Дочки – матери» | |
2 день | 1. ООД по речевому развитию: составление рассказа по схеме «Моя семья» 2. Изготовление открытки ко «Дню матери» 3. Дид. игра «Родство», «Наш дом» 4. Беседа: «Я с бабушкой своею дружу давным – давно» 5. Чтение х/л: В.Сухомлинский «У бабушки дрожат руки» 6. Строит. игра «Мебель для дома» | 1. Беседа с родителями «Генеалогическое древо. Способы оформления» 2. Д/з: изготовить генеалогическое древо своей семьи | 1. Художествен ная литература по теме 2. Дид. игра «Наш дом» | |
3 день | 1. ООД по по художественно – эстетическому развитию: рисование «Моя семья» 2. Беседа: «Профессии в моей семье» 3. Дид. игра «Кому что нужно для работы» 4. С-р. игра «Семья» 5. Пальч. игра «Кто живёт в моей квартире» | Составление с ребёнком рассказа на тему: «Почему тебя так назвали» | Атрибуты для с-р игры «Семья» | |
4 день | 1. ООД по речевому развитию: составление рассказа по схеме «Моя семья» 2. Беседа: «Тайна имени» 3. Дид. игра: «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?» 4. Чтение х/л: Шорыгина Т.А. «Похищенное имя» 5. Просмотр м/ф «Встречайте бабушку» | Папка – передвижка «Тайна имени» | М/ф «Встречайте бабушку» | |
5 день | 1. ООД по по художественно – эстетическому развитию: рисование «Дом, в котором мы живём» 2. Беседа: «Мне дедушка рассказывал» 3. Дид. игра «Сравни, кто старше/ младше» 4. Чтение х/л: Л.Толстой «Старый дед и внучек» 5. Строит. игра «Наш дом» | Совместная творческая деятельность детей и родителей: «Наше семейное древо» | Дид. игра «Сравни, кто старше/ младше» | |
3 этап – итоговый | ||||
6 день | 1. ООД по соц. – ком. развитию: «Моя родословная. Семейное древо» 2. Организация выставки «Наше семейное древо» | Помощь в оформлении выставки «Наше семейное древо» | Творческие работы детей и родителей |
III. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же, в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи. Знание своего генеалогического древа, помогло узнать детям историю создания соей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и семейных традициях.
Конспект ООД по социально – коммуникативному развитию
«Моя родословная. Семейное древо»
Цель: формирование у дошкольников представлений о семье как о важном элементе общества, об отношениях родства, о социальных ролях в семье и семейном укладе.
Задачи:
- познакомить детей с понятиями «род», «родословная», «семья» и «генеалогическое древо»;
- вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями;
- расширить знания о своих близких и дальних родственниках;
- учить составлять связные рассказы о своей семье на основании генеалогического древа;
- развивать монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов;
- воспитывать чувства любви и уважения к своему роду, семье, приобщение детей и родителей к семейным ценностям, формирование чувства ответственности перед памятью предков.
Материалы и оборудование: схема генеалогического древа, мольберт, генеалогические древа семей воспитанников, мяч, кувшин с водой
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?
(ответы детей – семья, род, родственники)
Воспитатель: Правильно ребята, семья. Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас. А как вы думаете, кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?
(ответы детей - только родственники).
Воспитатель: Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?
(ответы детей - вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно).
Воспитатель: Давайте встанем в кружок и вспомним пальчиковую гимнастику «Семья».
Физкультурная минутка: пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»
Раз, два, три, четыре,/хлопки в ладоши/
Кто живет в моей квартире? /пожимают плечами/
Раз, два, три, четыре, пять, /хлопки в ладоши/
Всех могу пересчитать. /руки в стороны/
Папа, мама, брат, сестренка, /загибают по одному пальцу на обеих руках/
Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья. /сжимают и разжимают кулачки/.
Воспитатель: Расскажите о своей семье. Из кого она состоит? Кто о вас заботится в семье. Какие чувства вы испытываете к своим родным? (ответы 2-3 детей)
У всех у нас есть мама. Давайте поиграем в игру «Скажи маме ласковое слово».
Мама, как цветочек. Давайте вспомним каждый свою маму и скажем ей ласковой слово. Каждый из вас скажет своей маме, какая она. Нужно взять «лепесток» и приложить его к «сердцевине». Слова не должны повторяться, каждый придумывает свое.
(проводится игра «Скажи маме ласковое слово»)
Воспитатель: О семье есть много пословиц. Послушайте некоторые из них.
Мой дом - моя крепость.
Дома и стены помогают.
Семья в куче - не страшна туча.
Семья вместе - и душа на месте.
Семья ладом полна.
Воспитатель: Скажите, ребята, как можно по – другому назвать членов семьи?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, родственниками. Родственниками называют близких по родству людей. А как вы думаете, что означает слово «род»?
(предложения детей)
Воспитатель: Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: Род – это одна большая семья.
С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными» - то есть «слово о роде», родословная – это история одного рода, одной семьи. А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева (показ модели генеалогического древа). Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом» или семейным.
(дети рассматривают макет «генеалогического древа»)
Воспитатель: Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?
(ответы детей)
Воспитатель: Верно, вверху - маленькие. А внизу - большие. Сверху размещается ваш портрет и ваших родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители, мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек.
А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Поиграем в игру «Родство»
(проводится дидактическая игра «Родство»)
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?
Воспитатель: Молодцы. Дома вы со своими родителями составляли свои семейные древа. Расскажите о своих родственниках. (Рассказ нескольких детей о членах своей семьи с опорой на семейные древа)
Воспитатель: Ребята, у меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.
(Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего, воспитатель раздает всем волшебную водичку и дети пьют)
Рефлексия
Воспитатель: Что такое род? Родословная? Что придумали составлять люди, чтобы помнить о своих родственниках? Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (ответы детей)
Воспитатель: Я желаю вам и вашим семьям всегда быть в отличном настроение, всегда помогать и поддерживать друг друга, а главное любить и уважать своих близких.
Примерные дидактические игры на тему «Семья. Родословная»
Дидактическая игра «Сравни, кто старше/ младше»
Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;
Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;
Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;
Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;
Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.
Дидактическая игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Дедушка старый - внук …/молодой/;
Папа высокий - сын …/низкий/;
Брат трудолюбивый - сестра …/ленивая/;
Белье чистое - …/грязное/;
Хлеб свежий - …/черствый/;
Мама спускается - дочь …/поднимается/;
Папа наказывает - мама …/жалеет/ и другие пары слов.
Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»
шарф /чей?/ - мамин, папин, дедушкин….
Шапка /чья?/ - бабушкина, мамина …..
Очки /чьи?/ - дедушкины, бабушкины …
Платье /чьё?/ - мамино …
Ботинки /чьи?/ - папины …
Кофта /чья?/ - Танина, Машина, мамина …
Плащ /чей?/ - Сережин, Пашин, дедушкин, папин …
- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проет " Герои нашей семьи""
Проет " Герои нашей семьи""...
Педагогический проект «Трудовая слава нашей семьи»
Проект нацелен на:1.Знакомство детей с различными профессиями членов семьи.2. Начальная профориентация детей старшего дошкольного возраста.3. Формирование первичных трудовых навыков дошкольников...
Проект "Спорт в нашей семье"
«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен....
Конспект НОД по теме "Наша семья - верные друзья" автор Воробъёва Фарида Зиннуровна, воспитатель МБДОУ д/с №21 "Аленький цветочек" город Саяногорск
Семья – это труд, друг о друге забота,...
Кошка или собака в нашей семье
Советы родителям по уходу за домашними животными и приобщению ребенка к появлению в семье братьев наших меньших...
Сценарий развлечения, посвященного дню Семьи в младшей группе «Ромашки» тема: «Ромашка – символ нашей семьи»
Сценарий развлечения, посвященного дню Семьи в младшей группе «Ромашки» тема: «Ромашка – символ нашей семьи» Подготовила воспитатель младшей группы Сидякова Людмила Константиновна Задачи. ...
Развлечение для детей и родителей старшей группы: «Наша семья, наши традиции».
Развлечение для детей и родителей старшей группы: «Наша семья, наши традиции»....