Методическая разработка «Лучшая театрализованная постановка в детском саду."
методическая разработка (подготовительная группа)

Демидова  Светлана Сергеевна

 Педагогический процесс в современном дошкольном образовательном учреждении - это сопровождение ребенка в развитии его индивидуального потенциала, обогащения внутреннего мира. 

Данная тема была выбрана для того, чтобы активизировать творческий потенциал детей средствами театрального искусства при драматизации сказки, показать роль воспитателя в организации театральной   деятельности.

Успешность реализации театральной постановки зависит системы работы от готовности педагога к качественному выбору   методов, приемов, форм работы с детьми и моделей построений развивающей среды в группе по театрализованной деятельности.   

Данную методическую разработку  можно использовать как алгоритм для театральных постановок в группе, направленный на помощь, поддержку и обогащение профессиональной компетентности педагога, на раскрытие индивидуального потенциала каждого ребенка.

Накопленный опыт позволяет повысить мотивацию педагогического мастерства и творчества педагогов по созданию условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 комбинированного вида

Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Театральная постановка в детском саду»»

                                                               

                                                               

                                                                 Автор: Демидова Светлана Сергеевна,

                                                                          воспитатель

                                                Санкт – Петербург, 2021

                                           

                                                     Аннотация

   Педагогический процесс в современном дошкольном образовательном учреждении - это сопровождение ребенка в развитии его индивидуального потенциала, обогащения внутреннего мира. 

    Данная тема была выбрана для того, чтобы активизировать творческий потенциал детей средствами театрального искусства при драматизации сказки, показать роль воспитателя в организации театральной   деятельности. Успешность реализации театральной постановки зависит системы работы от готовности педагога к качественному выбору   методов, приемов, форм работы с детьми и моделей построений развивающей среды в группе по театрализованной деятельности.  

Данный проект можно использовать как алгоритм для театральных постановок в группе, направленный на помощь, поддержку и обогащение профессиональной компетентности педагога, на раскрытие индивидуального потенциала каждого ребенка. Накопленный опыт позволяет повысить мотивацию педагогического мастерства и творчества педагогов по созданию условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Введение

Данная тема была выбрана для того чтобы способствовать развитию творческой инициативы и способностей, детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Как показал опыт, эффективность такого взаимодействия во многом зависит от правильного и рационального распределения содержания работы педагога по подготовке детей к постановке игр-драматизаций и обновлению, и совершенствованию системы в организации и руководстве по подготовке театрализованной деятельности детей.  

В моей методической разработке представлен алгоритм постановки игр драматизаций и система упражнений, заданий дает возможность каждому ребенку проявить свои творческие способности, выработать положительные черты характера, дает возможность познать мир не только умом, но и сердцем, выразить свое собственное отношение к добру и злу. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. 

Использование предложенной мной последовательности и системы игр, заданий и упражнений приведет к более высоким показателям интегративных качеств ребенка.

Целесообразность выбранных форм, методов и приемов способствовало развитию эмоциональности, снятию зажатости помогло вовлечь в процесс игры драматизации менее активных детей. Мои рекомендации по созданию предметно –пространственной развивающей среды   создают условия для последующего творчества детей.  Вовлечение детей в театрализованную деятельность   оказало влияние на   формирование опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.

                                     

  В феврале 2020 года воспитанники  группы  продолжили  знакомство с творчеством С.Я. Маршака. "Сказка о глупом мышонке "по нашему мнению, является произведением, которое является образцом морали, которая понятна дошкольнику.  После прослушивания сказки, детям задали вопросы:

 -Какой мышонок на самом деле?

- Почему автор назвал его глупым?

-  Есть ли в нашей группе такие же мышата?

- Чему учит эта сказка?

          Чтобы ответить на эти вопросы, я познакомила детей с произведением С.Я. Маршака через театрализацию, объединив две сказки: «Сказка об умном мышонке» и «Сказка о глупом мышонке». Изменив финал сказки, смысл и мораль остались прежними.

Тема проекта была продолжена в 2021 году и алгоритм работы использован для конкурсной постановки   игры-драматизации сказки «Красная Шапочка», где совершенствовалось исполнительское мастерство участников.

Основная часть

Для создания условий развития у детей интереса к театру и совместной театральной деятельности со сверстниками и взрослыми; а также развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства были определены цель проекта, задачи   по развивающим областям: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие и социально-коммуникативное развитие.

Входе педагогических наблюдений и проведении   сюжетно-ролевых игр «Театр», «Интервью», беседы с родителями «Вопрос – ответ», я пришла к выводу, что у родителей низкая заинтересованность к театру; они не имеют представления о видах театра и их применении в детском саду; у детей   недостаточно сформированы умения «актерского мастерства», эмоционально неокрашенное художественное воображение.

 Входе работы использовались следующие   формы, методы и приемы работы:

1.Совместная деятельность с детьми:

-чтение художественной литературы, беседы;

-моделирование ситуаций (создание сюжетов-моделей, в которых они будут осваивать способы художественно творческой деятельности)

 -этюды с музыкальным сопровождением, пантомимы, игры–драматизации;

-ритмические минутки;

 -упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной): ритмопластика, имитация движений

-упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

-задания для развития речевой   интонационной выразительности:

-обыгрывание мини диалогов, потешек, песенок, стихов;

-просмотр кукольных спектаклей, мультфильмов;

-  сюжетно-ролевые игры; игры-превращения ;

- слушание музыкальных произведений, аудио сказок;

- рассматривание иллюстраций к сказкам;                                                          

-рассматривание театральных атрибутов, костюмов и действий с  ними;

- заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц;

- театрализованная деятельность.

2.Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке

3 Интеграция с другими образовательными областями:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие , речевое развитие , художественно-эстетическое развитие , физическое развитие.

4.Взаимодействие с семьей (совместная театрально-досуговая деятельность, участие в конкурсе «Сказочное дефиле», круглый стол «Сказочная гостиная», мастер –класс по изготовлению костюмов, викторина для родителей и детей «Что мы знаем о театре», оформление рекомендаций по организации театрализованной деятельности, посещение родителей вместе с детьми театров и спектаклей. 

Для реализации поставленных задач на первом этапе была проведана следующая работа:

 Составление модели плана по работе с детьми и родителями (Приложение 4);

-Сбор и накопление материала, изучение литературы;

-Организация развивающей предметно-пространственной среды в театральном уголке «В гостях у сказки» ( «Театральный уголок»)

- Пополнение содержания Центра библиотеки произведениями

 С.Я. Маршака («Центр библиотеки»)

- Написание сценария и подбор музыкального оформления к постановке. (Приложение 5)

- «Творческая мастерская» (совместно с родителями создание необходимых костюмов или элементов костюмов, декорации, кассы театра, билетов, приглашений и т.д.).

 («Создание Афишы»)

-Совместное участие детей и родителей в Конкурсе «Сказочное дефиле».  («Представление костюмов к сказке на конкурсе»)

Реализация поставленных задач осуществляется пяти развивающим областям: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие и социально-коммуникативное развитие.

Социально-коммуникативное развитие

-Сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Семья в театре», «Театральный салон», «Театральное кафе»: («В театральной кассе»),

(«Театральное представление»).

-Строительные игры «Театр».

-Совершенствование навыков использования мимики, жестов, голоса, ритмопластика (поиск образа, определение характера героя, манера двигаться и говорить): «Ласковая кошка», «Капризные мышата»,

«Лягушата».

- Этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение. (Фото «Радость, обида»), «Капризный мышонок», «Заботливая мама», «Сердитая свинка».

- Импровизация игр-драматизаций, знакомых произведений.

- Игра с имитацией движений “Кто как ходит?”

-Пантомимы: “Кошечка”, «Уточка», «Мышка» «Лошадка», «Курочка».

Познавательное развитие

 - Беседы с детьми о театре: «Что такое театр», «С чего начинается театр», «Детский театр», «Профессия артиста театра», «Театральные термины», презентация для детей о различных видах театра;

- Рассматривание книг выставки, альбомов о театре и театральных профессиях

-Беседы по содержанию стихотворений С. Я. Маршака.

-Свободное общение: «Театр», «Правила поведения в театре», «Кто такой костюмер?»

-Рассматривание иллюстраций к произведениям С.Я. Маршака

 «Рассматривание иллюстраций в библиотеке»

- Дидактическая игра «Театральная шкатулка» (знакомство с видами театров, театральные профессии), «Зеркало», «Продолжи фразу и покажи», «Превращение предмета».

Викторина «Что мы знаем о театре?»

Речевое развитие:

- Чтение стихотворений С. Я. Маршака.

- Рассказы детей о посещении театров.

- Составление творческих рассказов на тему «Моя семья идёт в театр», «Мой любимый спектакль», «Я артист».

-Составление рассказа из личного опыта «Мы в театре».

- Организация и проведение образовательной деятельности

  («Заучивание наизусть стихотворения С. Я. Маршака

«Синий домик у ворот» с использованием мнемотаблиц.)

-Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры, поделки.

-Чтение, обсуждение характеров героев, поступков.

-Беседа-игра: «Поможем Незнайке правильно вести себя в театре».

Художественно-эстетическое развитие

-Продуктивная деятельность: изготовление приглашений к спектаклю

- Выпуск афиши группы (фото)

- Рисование «Моя любимая сказка», «Как я с мамой (папой) иду в театр», «Сказочный герой».

- Лепка «Мышки», «Лошадка».  

-Прослушивание музыки к характеру героев, импровизационные танцы, разучивание танца.

Физическое развитие

-Упражнения на дыхание «Задуй свечу», «Сдуем пылинку», «Шепот и шорох».

- Подвижные игры «Смелые мышки», «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем», «Пойми меня», «Кошки-мышки», «Лягушки и цапля», «Мышеловка».

                                                           

Работа с родителями:

-Круглый стол «Знакомство со сказкой» (Приложение 3)

-Совместная деятельность детей и родителей: «Мастер класс по изготовлению костюмов», «Сказочная гостиная» (обыгрывание сказочных этюдов)

-Викторина для родителей и детей «Что мы знаем о театре?»  (Приложение 2)

-Участие детей и родителей в конкурсе костюмов «Сказочное дефиле» («Представление костюмов»)

- Домашние миниатюры: обыгрывание дома стихотворений

С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный», «Багаж».

Итогом моей работы стал показ   театрализованного представления по произведению С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке" совместно с родителям и только детей    группам детского сада « Спектакль «Сказка о глупом мышонке) и оформление фильма-сказки по спектаклю  «Титульная страница фильма»).

                                              Заключение

На протяжении всего периода проекта были созданы условия для развития у детей и родителей интереса к театру и совместной театральной деятельности. Изменение предметно-пространственной среды (костюмы, декорации, атрибуты к игре в театр и т. д.), использование многообразия методов и форм работы с детьми и родителями позволило создать творческую, эмоциональную атмосферу для заключительного этапа проекта театрализованной постановки и создания видеофильма. Следует отметить, что подобная организация совместной деятельности   способствовала не только самореализации и взаимообогащению каждого ребенка, но и развитию творческих способностей взрослых. Родители и дети выступили здесь как равноправные партнеры взаимодействия. У родителей появилось желание и интерес разыгрывать   маленькие спектакли в домашней обстановке. Мы создали микроклимат в группе, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми. Через различные виды детской театральной деятельности проходила самореализация детей, когда они переносились в сказочный мир театра, познавали что такое хитрость, глупость, ум. Дети с интересом перевоплощались в роли зверей, используя разные средства   выразительности – мимику, пантомимику, интонацию. Деятельность воспитателей, созданная благоприятная атмосфера между взрослыми и детьми обеспечила успех создания театрализованной сказки.  Постоянный контакт с семьей позволил пробудить чувство                                                            

расположения и доверия родителей к воспитателям, атмосферу общности интересов к совместной театрализованной деятельности.

Список литературы

1.Артемова Л.B. «Театрализованные игры». - М.: Просвещение, 1986 г. 67 с. 2. Выготский T.C. «Воображение творчества в детском возрасте». - М.: Просвещение, 1991 г.

3. Маханева М. «Театрализованная деятельность дошкольников//

Дошкольное воспитание». 1999, №11-с6-14.

4. Григорьева Т.С. «Программа маленький актер 5-7 лет» - М.: СФЕРА, 2012г,128 с.

5. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности

дошкольников и младших школьников». - М.: Владос, 2001. -159 с.

6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.

7. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. - Учеб.  - Метод. Пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006 – 126 с.

Интернет ресурсы:

8. Федеральный государственный  стандарт https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

9.Статья «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность. Работа над спектаклем» https://studwood.ru/1881159/pedagogika/rabota_spektakle

10. Статья « Театрально-игровая деятельность как средство понимания литературных произведений дошкольниками» https://studbooks.net/1275425/pedagogika/vvedenie

11.Работа с дошкольниками над постановкой спектакля https://dohcolonoc.ru/cons/8572-rabota-s-doshkolnikami-nad-postanovkoj-spektaklya.html

 



Предварительный просмотр:

     Приложение 2                    

                        Викторина  « Что мы знаем о театре?»

Цель: Обобщить представления детей о театре и заинтересовать  родителей   в совместной театрализованной  деятельности с детьми.

Задачи:

1 Развитие общения и взаимодействия ребенка со  взрослыми.

2. Развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о театре (сцена, кулисы, афиша, зрительный зал); профессиях ( гример, артист, режиссёр, декоратор и т. д)

3 .Развитие звуковой и интонационной культуры речи

4. Формирование  представлений  об элементарных представлений о видах театра,  о театрах города  Санкт Петербурга.

Ход мероприятия:

Воспитатель: ( Читает стихотворение)

С. Маршак. В ТЕАТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Народу-то! Народу!
Куда ни кинешь взгляд, -
По каждому проходу,
Идет волна ребят.

Сажают их на стулья,
И просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье,
Куда залез медведь.

Из длинного колодца -
Невидимо для глаз -
То флейта засмеется,
То рявкнет контрабас.

Но вдруг погасли лампы,
Настала тишина,
И впереди за рампой,
Раздвинулась стена.

И увидали дети,
Над морем облака,
Растянутые сети,
Избушку рыбака.

Внизу запела скрипка
Пискливым голоском -
Заговорила рыбка
На берегу морском.

Все эту сказку знали -
О рыбке золотой, -
Но тихо было в зале,
Как будто он пустой.

Очнулся он, захлопал,
Когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол,
Ладонью о ладонь.

И занавес трепещет,
И лампочки дрожат -
Так звонко рукоплещет
полтысячи ребят.

-Когда произносится слово «театр», то в глазах людей появляются особые искорки. А атмосфера вокруг вдруг становится торжественной. Театр – таинство, загадочная и чудесная Вселенная. Здесь говорят, поют и думают по-особому; а ты им веришь. Переживаешь, смеёшься, плачешь, сочувствуешь.

 -Дорогие ребята и взрослые, мы с вами много говорили о театре: о том, какие театры есть в нашем городе, как вести себя в театре, кто работает в театре. Смотрели театральные представления, сами пробовали себя в роли актеров. Сегодня мы проведем с вами театральную викторину «Что мы знаем о театре».

    В ходе этой викторины вы сможете продемонстрировать все свои знания о театре. В викторине участвуют 2 команды: Команда «Мальчишки и девчонки» и «Родители».

Первый конкурс нашей викторины «Разминка». Каждой команде надо ответить на вопросы о театре.  Если команда затрудняется ответить на вопрос, другая команда сможет ей помочь. Команда, давшая большее количество правильных ответов, получает очко.

Загадки о видах театра:

   -На экране силуэты,

    Лампа освещает.

    Темные фигурки

    Сказку  там  играют.            (Театр теней)

- Ручку ручкою погладим

   Пальчик пальчиком потрем

   Отдохнем совсем немножко

   А потом опять начнем      (Пальчиковый театр)

- Куклы-перчатки

   С твердой головой

   Расскажут и покажут

   Сказку нам   с  тобой. (Театр бибабо)

- Артист на сцене - кукловод,

   А зритель в зале там - народ.

   Артисту смотрят все на руку,

   Что за театр?             (Театр кукол)

-Можно куклой покрутить,

  Потянуть ее за нить.

  На спектакле без конфетки

  Послушны кто?          ( Театр марионетки)

-Пьесы, комедии, драмы.
 На сцене – артисты смеются и плачут,
 На сцене ведут диалоги, беседы
 Сюжет передают нам исторически,
 И всё это в театре …  Драматическом

-Только для детей
 Театр этот создан,
 Для юного поколения.
 Сказки и спектакли

 Нравятся детям – без сомнения в (Театре  юного зрителя)

- Все герои спектакля на сцене танцуют –

  Не поют, не играют и не рисуют...

  Прекраснее спектакля в театрах нет,

  А называется он просто — ...Балет

Загадки о театре

-Кто любитель представлений,

Просмотрел их тьму, немало,

Кто театра почитатель –

Тот  зовется… Театралом

-Коль спектакль завершился –

Слышно «Браво!», комплименты;

Всем актёрам, в благодарность, 

Дарим мы… Аплодисменты

 

-Чтоб смотрелось представление интереснее,

В благодарность слышались овации,

Надобно на сцене оформление:

Дом, деревья и другие… Декорации

 

-Артисты там работают

А зрители им хлопают

Спектакль в цирке - на арене,

В театре кукол где? - На... Сцене

-О спектакле достаточно просто узнать,

Заслугу её в этом нужно признать.

Ими обклеена каждая ниша,

Реклама в театре – это…Афиша

-Внешность актёра он изменяет,

Наносят его, и никто не узнает.

Изобразить его может лишь мим,

Специальные краски это…Грим

-Если кто-то дал вам в дар

Чудо-контрамарку,

Это значит – одарил

Вас таким подарком.

С ней бесплатно предстоит

Вход и посещение 

Иль театра, иль кино -

Ждите представления!

Тут подвоха вовсе нет - 

Дан вам в дар входной... билет

 

-Чтобы сцену освещать

Правильно, отменно –

Осветительный прибор

Нужен непременно:

Чтоб прошло все на «Ура!»,

Свет дают … прожектор

-Все, что видите на сцене:

Что лежит, висит, стоит,

Все предметы представления –

Это, знайте, …реквизит

 

-В кинотеатре – широкий экран,

В цирке – манеж иль арена.

Ну, а в театре, обычном театре,

Площадка особая - … сцена

Подведение итогов конкурса .

Ведущий: А теперь видео конкурс «Санкт-Петербург  театральный».

 Город Санкт-Петербург славится своими театрами. Назовите, какие театры изображены на слайдах. Та команда,  которая даст правильный ответ, получит очко.

( Мариинский театр, Михайловский театр, Кукольный театр сказки, Детский ледовый театр, Драматический  театр, Театр Ленсовета, Большой театр кукол)

Давайте подведем итоги. В конкурсе «Санкт-Петербург театральный» победила команда…

Ведущий: Конкурс «Собери зал» (пазлы).

Перед вами на столах зрительный зал театра. Он распался на части. Вам нужно собрать его, в том порядке как если бы вы стояли на сцене и смотрели перед собой.

Представители от команд выполняют задание.

Давайте подведем итоги. В конкурсе «Собери зал» победила команда…

А теперь конкурс «Театральные профессии»

( люди каких профессий работают в театре) на экране.

Слушайте внимательно правила проведения этого конкурса: каждая команда с помощью поднятой руки по очереди называет одну театральную профессию, затем подходит к экрану и обводит картинку с изображением, соответствующую ответу. Слушайте друг друга внимательно: повторяться нельзя, повторяющаяся профессия зачитываться не будет!

(Если дети затрудняются называть профессии, педагог может подсказывать им наводящими вопросами)

- Кто подбирает и шьет театральные костюмы? (костюмер);

- Кто гримирует артистов?

- Кто пишет сценарии спектаклей?

- Кто сочиняет музыку к спектаклям?

- Кто руководит оркестром музыкантов?

- Кто делает декорации к спектаклям?

- Кто играет роли?

- Кто занимается постановкой спектакля?

И т.д.

Давайте подведем итоги. В конкурсе «Театральные профессии» победила команда…

Следующий конкурс «Мы – артисты».  Каждой команде предоставляется возможность продемонстрировать свое актерское мастерство, побывать в роли актеров.

Актеры должны уметь демонстрировать разные чувства, эмоции: грусть. радость, удивление, испуг и т.д. О том, какое чувство или какую эмоцию испытывает человек, может сказать выражение его лица или мимика. Мы посмотрим сейчас, как с помощью мимики вы сможете выражать разные эмоции.

Задание для команды «Родители»: изобразить человека, откусившего лимон.

Задание для команды «Дети» изобразить с помощью мимики человека, который ест мороженое.

А теперь задания для капитанов команд: произнести одну и ту же фразу по-своему, выразив ту или иную эмоцию.

Задание капитану команды «Мальчишки и девчонки»: произнеси предложение «Мы сегодня идем в театр» вопросительно.

А теперь задание капитану команды «Родители»: произнеси эту же фразу «Мы сегодня идем в театр» радостно.

Следующая фраза: «Опять манная каша».

Задание для  команды «Мальчишки и девчонки» - произнести эту фразу грустно.

Задание для команды « Родители » - произнести эту же фразу удивленно.

А теперь представьте на минуту, что вы выступаете на сцене. Вам необходимо с помощью движений, мимики и жестов изобразить какое-либо животное.

На сцену приглашается команда «Мальчишки и девчонки». Ваша задача – изобразить голодного волка, рычащего по полю.

А теперь в роли артистов предлагается побывать членам команды «Родители». С помощью мимики, жестов и движений изобразите трусливого зайчика, запутывающего свои следы.

Молодцы! Подведем  итоги этого конкурса.

А теперь мы с вами побываем в роли зрителей. Наш конкурс называется «Правила поведения в театре».

Вам нужно вспомнить, что значит быть воспитанным человеком и как вести себя в театре. По очереди команда будет называть одно правило.

За каждое правило команда получает очко.

(Каждая команда отвечает по очереди).

Подведение итогов викторины.

Педагог: Наша викторина подошла к концу.  Каждая команда сумела продемонстрировать свои знания о театре. Давайте подведем итоги конкурса.

Команда «Мальчишки и девчонки» … очков.

Команда «Родители» …очков.

В нашей викторине  побеждает….



Предварительный просмотр:

  Приложение 3                

                           Круглый стол «Знакомство со сказкой»

Цель: заинтересовать родителей проектом  «Театрализация сказки о глупом мышонке С. Я. Маршака».

Задачи:        

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми.

Повышение  уровня  компетентности   родителей о значении сказки в развитии ребенка.

Получить эмоциональный отклик со стороны родителей и желание принять участие в театрализованной постановке месте с детьми.

Заинтересовать родителей  в создании костюмов и декораций к сказке

 Предварительная работа: Анкетирование родителей  « Любите ли вы  театр?», « Театр и дети». ( Приложение 6)

Оборудование: Проектор, экран, видеозапись фрагментов сказки;

                            Шляпа для игры.

Для мастер-класса:  ободки, фетр, клей, серая ткань, проволока, наполнитель

Ход мероприятия: 

Звучит музыка фоновая  « В гостях у сказки».

      - Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады  Вас всех сегодня видеть на нашем совместном мероприятии. Это мероприятие мы проведем в форме круглого стола и познакомим  вас со сказкой, которую дети  играют  в  группе.

   - Сейчас  мы предлагаем   вам  вернуться  в мир детства и послушать  эту сказку .

    Чтение Стихотворения  С. Я. Маршака  « Сказка о глупом мышонке».

     Нами было выбрано  это стихотворение для театрализации, потому что в нем показаны те  черты характера, которые  проявляются у детей  в этом возрасте: упрямство, каприз, непослушание. Эти отрицательные черты характера наиболее часто  встречаются в этом возрасте, могут привести к плачевным последствиям.  Чтобы осознать их  лучше проиграть, это в сказке. Сказка  имеет хорошее воспитательное значение.Давайте с вами отправимся в нашу сказку.

Предлагаем вам посмотреть фрагменты  инсценировки.

( Показ видео)

     -Понравилось?

    -Как вы считаете, а вы могли бы стать партнерами  в театрализованной игре с детьми?

     -Предлагаю вам посетить нашу  « Сказочную гостиную»

  Проводится  Игра « Волшебная  шляпка».

Под музыку передается шляпка. На ком музыка останавливается, выходит и показывает этюд « Мышка», « Курочка», «Кошечка», « Лягушка».

Этюды сопровождаются музыкой для героев из сказки.

        -Теперь давайте по жребию распределим роли и  попробуем сыграть с ребенком. Роль ребенка (капризного мышонка) будет исполнять сначала  Аня, потом Миша.

Обыгрывание сценок-эпизодов   родителей  с ребенком (с подсказкой воспитателя).

       -Молодцы у вас хорошо получилось!

       -Настало время пригласить вас  в  Театральную мастерскую. В каждом театре есть  художники оформители, костюмеры. Давайте представим себя художниками декораторами и придумаем  оформление для нашего спектакля. В данном случае это норка мышки.

     Раздаем   карандаши  и листы бумаги.  Родителям предлагается придумать  варианты  норки  мыши.

(фоновая музыка «В гостях у сказки»)

     Обсуждение  результата и выбор эскиза декорации.

Продолжаем работу в нашей  театральной мастерской.  

        -Нам для постановки спектакля надо будет сделать костюмы или их элементы.

 Проведем  мастер – класс « Ушки и хвост  для  мышки»

Мышиные ушки

      - Расскажем и покажем, как сделать ушки мыши на ободке.

Материалы: основа-ободок из пластика, фетр серый и клей

Возьмём  ободок, который послужит основой. Лучше отдать предпочтение серому или коричневому в тон основному комплекту. При желании его можно обмотать лентой, закрепляя её клеем.

Вырезаем  ушки из фетра. Проще всего вырезать заготовки, как на изображении ниже, они легче крепятся и лучше держатся

Мышиный хвост

       -Осталось сделать хвост для мышонка.

Материалы: ткань, проволока, наполнитель

Отмеряем нужный размер хвоста, не бойтесь оставить его длинным, так будет даже эффектнее. Отрезаем  нужное количество проволоки. Чем она толще, тем лучше будет держать форму.

Раскраиваем  ткань: сделайте две детали. Между ними располагаем проволоку и наполнитель и сшиваем  по краям. Хвостик готов! Его можно прикрепить к спинке жилетки, юбке, штанишкам или поясу.

      -Мы предлагаем Вам сделать  такие ушки и хвостик  вместе с детьми и сыграть роль мамы мышки, которая укладывает своего мышонка спать. Поделитесь потом своими впечатлениями и сообщите нам, кто бы хотел принять участие в нашей театрализованной постановке.

Предлагаем вам  вспомнить  стихи  С.Я. Маршака и сделать домашние миниатюры : « Вот какой рассеянный» и « Багаж». Поиграйте  с детьми дома!

Спасибо за участие на нашем Круглом столе.

 



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Планирование мероприятий в  феврале c 03.02.20-28.02.20

Неделя

 методы , приемы организации

            Название мероприятия

1 Неделя

3.02-7.02

Беседы

 «Что такое театр», «Кто придумал театр»

Словесные игры

Скороговорки

«Скажи по другому», «На что похоже?»

-Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

-Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 Мимические этюды, игры-пантомимы

«Скажи о друге ласковое слово», «Хитрый маленький зверек», игра на интонирование слов, этюды – настроения

« Обида», « Радость»

Подвижные игры

«Кошки-мышки»,  «Мышеловка», «Смелые мышки»

Сюжетно-ролевая игра

 «Мы пришли в театр» , «Семья идет в театр»

  Лепка

 Мышата

Чтение  стихотворений        С. Я. Маршака

«В театре для детей»,«Сказка о глупом мышонке», «Детки в клетке» «Цирк»

  НОД

«Что такое «Афиша?»

Творческая мастерская

Создание декораций к сказке « Домик мышонка»

 Просмотр мультфильма

«Сказка о глупом мышонке»

Работа с родителями

 Круглый стол « Знакомство со сказкой»

Конкурс «Сказочное дефиле»

2 неделя

10.02-14.02

Беседы

«В театре», « Правила поведения в театре», «Театральные профессии»,  «Я -актер!»

Словесные игры

Скороговорка

 «Измени голос», игра на интонирование слов.

-Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

Составление творческих рассказов

«Моя семья идёт в театр», «Мой любимый спектакль», «Я артист»

Пантомимы , этюды, упражнения на развитие эмоций

«Изобрази вкус яблока»,

« Вкусная конфета», Этюд «Ласка», Игра – пантомима «Кошечка»«Капризный мышонок», «Радость»

Подвижные  игры

« Мыши водят хоровод», « Коршун  и наседка», « Лошадки»

Театральная мастерская

Создание атрибутов к сюжетно ролевой игре театр- билеты, касса.

Сюжетно-ролевые игры

  «На арене цирка», « Театральное кафе»,  «Интервью»

Лепка из пластилина

Лошадка

Просмотр мультфильма

« Вот какой рассеянный»

Рисование (акварель, гуашь, восковые мелки, карандаши)

« Сказка о глупом мышонке»

Чтение стихотворений С.Я.Маршака

 «Дом, который построил Джек», «Воскресная прогулка»

Работа с родителями

Домашние миниатюры: обыгрывание дома стихотворений  С.Я. Маршака

«Вот какой рассеянный», «Багаж».

3 неделя

17.02-21.02

Беседа,  ситуативные разговоры

 «Театральные секреты», «За кулисами» ,  «Какая  у вас самая любимая сказка?», «Герои сказок -  С.Я. Маршака какие они?»

Дидактическая игра

 «Театральная шкатулка», «Зеркало», «Продолжи фразу и покажи».

Составление рассказа из личного опыта

«Мы в театре».

Словесные  игры,

Скороговорка

 «Скажи по-другому », «На что похоже?», «Отгадай сказку»

-Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку греку цап.

 Пантомимы, этюды

«Что мы делали не скажем, а что видели покажем», этюд «Невоспитанный мышонок»,

Игры – пантомимы «Пугливый мышонок», «Утка», «Измени голос».

Подвижная игра

 «Эхо», « Лягушки», «Лягушки и цапля»

Просмотр мультфильма

« Рассказ о неизвестном герое»

Лепка

«Уточка»

Рисование

«Моя любимая сказка»

Чтение произведений С.Я Маршака

« Рассказ  о неизвестном герое», «Друзья –товарищи», «Почтальон», «Кем быть»

Работа с родителями

«Сказочная гостиная»

4 неделя

25.02-28.02

Беседы

 «Виды и жанры театра », «В каких театрах я бывал с родителями» , беседа-игра «Поможем Незнайке правильно вести себя в театре».

Дидактическая игра

«Превращение предмета» 

Словесные игры Скороговорки

«Придумай сказку», «Загадка»

-Проворонила ворона воронёнка.

-У мыши в норке сыра корка.

Просмотр мультфильма

«Кошкин дом»

Работа с родителями

Городской конкурс «КотоВасия»

Этюды,  пантомимы

 «Разные лица», Игра – пантомима «Озорная кошка»,  « Угадай, кого покажу»

Заучивание  стихотворений  (с использованием мнемотаблиц)

«Где обедал воробей?», « Синий домик у ворот».

Дидактическая игра-презентация

«Загадки по произведениям С. Я. Маршака»

 Лепка из глины

Лошадка

     Рисование

«Кошкин дом», карандаши

Подвижные игры

«Тихо-громко», «Фигуры»(вариант игры «Море волнуется»

Сюжетно-ролевая игра

«Книжный магазин»  

Чтение  художественной литературы

«Кошкин дом», «Сказка об умном мышонке»

Викторина (родители и дети)

« Что мы знаем о театре»

Театрализация сказки (спектакль)

«Сказка о глупом мышонке»



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Сценарий спектакля   на новый лад

«Сказка о глупом мышонке»

Действующие лица:

Мышка-мама Мышонок Утка, Жаба, Лошадь, Свинка

Курица, Кошка,Рассказчик.        

    (Появляется Рассказчик)

      Рассказчик 

Мы расскажем про мышонка, про капризного ребенка

(Музыка. Мышонок убегает от мамы, мама насильно укладывает его спать)

     Жил да был малыш-мышонок,

Капризуля – просто жуть!

Мышка-мама.

В теплой норке спят мышата,

Спит за печкою сверчок,

Спят у речки камышата,

Спит на грядке кабачок.

Спят усталые ромашки,

И полянки тоже спят.

Спят под листиком букашки,

Ручейки во сне журчат.

     (Мышонок пытается выбраться из кроватки.)

Мышонок (капризно) 

Не хочу я спать нисколько!

    (Мама-мышь снова укладывает Мышонка.)

Мышь-мама (ласково)

Спи, мышонок, замолчи.

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Баю-баю, мой мышонок…

     (Мышонок опять выглядывает из кроватки.)

Мышонок (капризно)

Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –

Стала Утку в няньки звать.

(Мышь   набирает  по телефону номер.)

Мышка-мать (по телефону)

Приходи к нам, тетя Утка,

Нашу детку покачать!

 (На сцену под музыку важно выходит Утка и садится

возле кроватки Мышь уходит.)

Утка.

Здравствуй, деточка! Я Утка!

Кря! Кря! Кря! Усни, малютка!

После дождика в саду

Червячка тебе найду!

Спи скорее засыпай,

Червячков во сне копай!

     Рассказчик :

Глупый маленький мышонок  отвечает ей спросонок

Мышонок:

Нет, твой голос нехорош.

Слишком громко ты поешь!

 ( Мышонок громко плачет . Прибегает Мышь. Утка  уходит.)

Рассказчик

Позвонила мышка-мать ,

Стала Жабу в няньки звать.

(Мышь  берет трубку  телефона  и набирает номер.)

Мышка - мать (по телефону)

Приходи к нам, тетя Жаба,

Нашу детку покачать!

    (Под музыку прыгает  Жаба и садится возле кроватки.

     Мышь уходит).

     Жаба.

Ква-ква-ква , не надо плакать,

Разводить в кроватке слякоть!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара,

Дам сороконожку,

Дам жука и мошку!

     Рассказчик:

Глупый маленький мышонок  отвечает ей спросонок

Мышонок:

Нет, твой голос нехорош.

Слишком скучно ты поешь!

     (Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Жаба  уходит.)

Рассказчик

      Позвонила мышка-мать,

      Стала Лошадь в няньки звать.

Мышка – мать ( по телефону)

Приходи к нам, тетя Лошадь,

Нашу детку покачать.

    (Музыка, выходит лошадь)

      Лошадь

Иго- го !Здравствуй, крошка! Я Лошадка!

Спи, мышонок, сладко-сладко,

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок!

Не уснешь, копытом

Буду бить в корыто!

      Рассказчик

Глупый маленький мышонок  отвечает ей спросонок:

Мышонок.

Нет, твой голос нехорош.

Слишком страшно ты поешь!

     (Мышонок громко плачет . Прибегает Мышка - мама. Лошадь  уходит.)

     Рассказчик

Позвонила мышка-мать –

Стала Свинку в няньки звать.

Мышка - мать

Приходи к нам, тетя Свинка,

Нашу детку покачать.

     (Под музыку выходит свинка)

     Свинка

Буду, буду хрюкать,

Деточку баюкать!

Баю-баюшки, хрю-хрю! Я морковку подарю!

Спи, ну что ж такое! Успокойся, говорю. (Топает ногой)

Рассказчик

Глупый маленький мышонок  отвечает ей спросонок:

Мышонок.

Нет, твой голос нехорош.

Очень грубо ты поешь!

(Мышонок громко плачет . Прибегает Мышь. Свинья уходит .)

     Рассказчик

Стала думать мышка-мать: надо курицу позвать.

Мышь

Приходи к нам, тетя Клуша,

Нашу детку покачать!

     (На сцену под музыку выходит Курица и садится возле кроватки.

      Мышь   уходит.)

Курица        

     Здравствуй, детка! Я наседка!

Куд-куда! Не бойся, детка.

Забирайся под крыло, –

Там и тихо и тепло.

(Курица прикрывает Мышонка крылом и начинает баюкать.

Мышонок вырывается.)

Рассказчик

Глупый маленький мышонок  отвечает ей спросонок:

Мышонок

Нет, твой голос нехорош.

Этак вовсе не уснешь!

(Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Курица уходит.)

     Рассказчик

     Позвонила мышка-мать –

     Стала Кошку в няньки звать.

Мышь

Приходи к нам, тетя Кошка,

Нашу детку покачать!

     (Под музыку выходит кошка)

      Кошка

     Здравствуй, сладенький!

      Я Кошка!

- Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Мышонок.

Голосок твой так хорош…

Очень сладко ты поешь.

    (Мышонок  засыпает .  Кошка берет спящего мышонка  уносит )

     Рассказчик

     Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет своего мышонка,

А мышонка не видать.        

   (Мама-мышь закрывает мордочку лапками и убегает)

    Рассказчик

   Унесла мышонка Кошка.        

( Выходит Кошка тащит   Мышонка на  руку .  Мышонок  вырывается.)

Мышонок (испуганно)  Отпусти!

Кошка (вкрадчиво)        

Ну не бойся, крошка!

Поиграем  сейчас немножко час,

Другой в кошки -  мышки, дорогой!

Мышонок:

Ну, тогда сыграем в жмурки,

 Завяжи глаза платком

  И лови меня потом!

Кошка (нехотя) Ладно! Завяжи мне глазки!

(Мышонок завязывает Кошке глаза . Кошка сдвигает повязку с одного глаза и   ловит Мышонка. Мышонок увертывается  и убегает от кошки (кошка убегает за  сцену)

Рассказчик:

Обманул мышонок кошку

И пошел искать свой дом,

    Где остались мать с отцом

( Выходит мышонок.  Шагает под музыку  )

Шел он шел,

Зашел на горку

 И свою увидел норку

 (Музыка звучит  .Выбегает   мышка –мама и обнимает мышонка)

Рассказчик:

 То-то рада мышка-мать –
    Ну мышонка обнимать!

Мышонок:

Эй,  сестренки, эй , братишки,

Поиграем в мышки-мышки,

Для мышонка, детвора,

Это лучшая игра!

 (Выходят все герои и танцуют.)

 



Предварительный просмотр:

Приложение 6

 Анкеты для родителей

«Театр и дети»

Цель: выяснить отношение родителей к театру.

1. Посещаете ли вы со своим ребёнком театр? - да - нет

2. Для чего вы посещаете театр?: - расширить кругозор ребёнка - развлечься, отдохнуть - случайное посещение

3. Когда вы последний раз были в театре?: - в этом году - год назад - не помню когда

4. Когда по телевидению показывают детский фильм, спектакль, мультфильм, вы:

- разрешаете смотреть ребёнку - переключаете на другой канал - смотрите вместе с детьми

 5. Перечислите виды театров.

Анкета для родителей

«Любите ли Вы театр?»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на ряд вопросов. Ваши ответы помогут нам более эффективно построить работу по ознакомлению детей с искусством театра

1. Как Вы относитесь к театральному искусству?________________________

2.Как часто Вы с детьми посещаете театральные представления?___________________________________________________

3.Имеется ли у Вас опыт семейных театральных постановок?______________

4.Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с детьми, как в детском саду, так и дома?_________________________________________

5.Какой вид театра Вам нравится больше всего:

- кукольный;

- настольный;

- театр семей;

- театр марионеток;

- опера и балет;

- музыкальный театр;

- другой.

6. Что Вы знаете о театрах нашего города?___________________________

7.Как Вы относитесь к возможности организации семейного театра?____________________________________________________________

8. Какую посильную помощь Вы смогли бы оказать в создании и проведении театральных постановок в нашем детском саду:

- изготовление кукол;

- пошив костюмов для театральных постановок;

- изготовление декораций;

- изготовление афиш, пригласительных билетов и т.д.;

- личное участие в постановках.

Благодарим за сотрудничество!

Анкета для родителей по организации театрализованной деятельности в семье

Уважаемые родители!

Мы очень заинтересованы в успешном развитии Вашего ребенка и создании необходимых условий для развития его творческих способностей в детском саду и в семье.

Просим Вас ответить на вопросы анкеты или подчеркнуть один из предложенных вариантов ответов.

1. Делится ли Ваш ребенок своими впечатлениями о театрализованных представлениях, праздниках, проводимых в детском саду? (Да; нет)

2. Устраиваете ли Вы дома театрализованные игры и представления? (Да, нет)

3. Посещаете ли Вы со своим ребенком театры? (Да, нет)

4. Вызывают ли у Вашего ребенка эмоциональный отклик кукольные спектакли? (Да, нет)

5. Слушаете ли Вы с ребенком аудиозаписи сказок? (Да, нет)

6. Знаете ли Вы, как организовать театрализованную деятельность в семье? (Да, нет, затрудняюсь ответить)

7. Хотите ли Вы приобрести знания о том, как организовать театрализованную деятельность с детьми в домашних условиях? (Да, нет)

Большое спасибо за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и постановка работы по театрализованной деятельности в детском саду.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; разви...

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...

Сценарий театрализованной постановки в детском саду " Дорога к теремку"

Цели:— закрепить умение применять полученные знания в инсценировке;— уточнить знания о дорожных знаках;— способствовать развитию творческих способностей....

Статья" Роль воспитателя в организации театрализованной постановки в детском саду"

Театральная  деятельность детей в детском саду в современном дошкольном образовательном учреждении это одно из самых эффективных способов работы с детьми, в котором наиболее ярко проявляется прин...

Методическая разработка "Лучшая театральная постановка"

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости - это путь через игру. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научи...