Методические рекомендации
материал по рисованию

Сородник Надежда Павловна

«Нетрадиционные материалы и техники изобразительной деятельности и их роль в развитии художественного творчества дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnaya_tehnika_risovaniya.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей, нужно что-то новое интересное, поэтому появилась новая нетрадиционная техника рисования.
Нетрадиционная техника рисования - это новое направление в искусстве. Нетрадиционно - не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью, не придерживаясь традиций, нестандартно, своеобразно. Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»? Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, которая помогает развить ребенка всесторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности. Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса.
Цели нетрадиционной изобразительной деятельности: 1.Развитие художественного творчества, воображения, фантазии дошкольников. Формирование индивидуальных, интеллектуальных, творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности. 2.Развитие умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.
Использование нетрадиционных техник рисования в младшей группе.
Рисование жесткой полусухой кистью.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного, птицы. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиком.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ватной палочкой.
Материалы: бумага для рисования, краски, палитра, ватные палочки, кисточка, стаканчик для воды, салфетки. Способ получения изображения: техника рисования ватными палочками напоминает мозаику, когда из волшебных крупиц, шаг за шагом рождается картина. Ватной палочкой вертикально прикасаемся к листу бумаги и затем её осторожно поднимаем. На бумаге в итоге остается кружочек. Из таких вот кружочков и будет состоять картина. Можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами. При работе можно взять за основу шаблон и заполнить все детали рисунка точками определенного цвета. Можно не заполнять весь рисунок, а сделать разноцветными точками только контур деталей. Точками увлекательно дополнять уже готовые рисунки и шаблоны. Можно для заполнения точками большого пространства связать несколько палочек, работа пойдет быстрее.
Рисование штампами.
Рисование штампами — это нетрадиционная техника рисования с детьми. Суть ее заключается в том, что изображение получается с помощью прикладывания штампа с краской к поверхности листа бумаги.
Материалы: готовые штампы, густая гуашевая краска, кисть или кусочек поролона, плотная бумага любого цвета. Способ получения изображения: Ребенку предлагается готовый штамп. он может быть различным. Вырезанным взрослым из картофеля, моркови, любого овоща или разрезанного фрукта. Теперь окунуть формочку в краску, придавить к бумаге и осторожно убрать. Цветной отпечаток готов. Можно наносить краску на штамп с помощью кисточки, либо обмакивать его в густую краску. Для того чтобы печатание фигурок приобрело какой-то смысл, можно, например, украсить орнаментом бумажную тарелку, вырезанную из картона, вазу, платьице нарисованной куклы, бусы на шее у девочки и яркий хвост петуха. Главное, чтобы процесс творчества нравился, вызывал эмоциональный отклик у детей. Для более старших детей в качестве штампа можно предложить использовать ластики, вырезанные формы из ластика, бросовые материалы - пробки, одноразовые вилки, донышки пластиковых бутылок, картонные трубочки, пробки от пластиковых бутылок и т.д. Нетрадиционные техники рисования в средней группе.
Рисование штампами из поролона.
Материалы: кусочек поролона или тампон из поролона, густая гуашевая краска, плотная бумага любого цвета. Способ получения изображения: Ребенок опускает кусочек поролона (или тампон из поролона) в густую краску и наносит оттиск на бумагу. Можно использовать трафарет. Кусочками поролона хорошо тонировать бумагу, создавая фон для будущего рисунка, рисовать животных, птиц, передавая фактуру шерсти, оперения. Для рисования фона пригодятся штампики из намотанных на основу толстых ниток, а также веревочные клубочки, куски старого свитера рельефной вязки и каната. Чтобы сделать рисунок повторяющимся, можно изготовить печатки-катки, взяв для основы катушку от скотча или скалку, использовать соломинку от коктейля. Очень удобно делать штампы из пенопласта и пищевых лоточков.
Рисование чайным пакетиком.
Материалы: чайные пакетики сухие, вода, лист бумаги. Рисование чайным пакетиком также можно отнести к нетрадиционным техникам рисования. Способ получения изображения: Берут заварочный чайный пакетик с сухими лепестками каркадэ, при намачивании пакетика содержимое пропитывается водой. Прижимают пакетик к листу бумаги и поднимают, остается отпечаток розоватого цвета. Таким способом легко передать легкую дымку цветения сакуры или пышную кисть сирени, лепестки цветов или золотистый цвет осенней березки.
Рисование печатками из листьев.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисование цветными мелками и акварелью.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Рисование восковой свечой и акварелью.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Рисование смятой бумагой.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Рисование на мятой бумаге.
Материалы: тонкий лист (например, ксероксной бумаги), акварельные краски, кисть мягкая, баночка с водой, графитный карандаш (простой). Способ получения изображения: Лист бумаги смять, затем расправить ладошкой. Нарисовать задуманный рисунок любыми красками, хорошо получается акварельными, так как они требуют большое количество воды. На сгибах бумага сильно впитывает краску, получаются как бы трещинки, что создает интересный эффект мозаики, состаренности рисунка.
Монотипия предметная.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. Нетрадиционные техники рисования в старших группахю
Кляксография трубочкой.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Обычная кляксография Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Рисование с использованием ватных дисков.
Материалы: ватные диски круглые и овальные, гуашевые краски, вода, клей ПВА, плотная белая или тонированная бумага, кисти. Способ получения изображения: ребенок прикрепляет, приклеивает один или несколько ватных дисков, они уже определяют будущее изображение предмета, далее надо подрисовать детали, затонировать в определенный цвет ватные диски. Получаются забавные образы животных, птиц, предметов округлых форм. Форма и размер дисков помогает детям в создании изображения, им остается дополнить, добавить детали, что облегчает детям и процесс воображения, и воплощения идеи.
Рисование зубной щеткой.
Материалы: старая зубная щетка, жидкие гуашевые краски, вода, плотная бумага, салфетка. Способ получения изображения. Зубная щетка - один из замечательных нетрадиционных инструментов для рисования! Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам она позволяет быстро и легко тонировать бумагу или наносить элементы рисунка с разной плотностью густоты краски. Тем самым создается эффект объемности изображения, можно сочетать более светлые и темные оттенки. Только щетку нельзя сильно мочить, то есть полусухую зубную щетку окунуть в гуашь (консистенции кашицы) и приступать к рисованию.
Граттаж - это имитация гравюры.
Материалы: подготовленная плотная бумага (воск, гуашь или тушь), острый предмет - скребок, пустая гелевая ручка с вынутым шариком из пера, стека, пластиковая вилка, зубочистка. Способ получения изображения: рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью(чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой. Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши (гуашь пачкается после высыхания). Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.
Рисование карандашом и высвечивание ластиком.
Материал: мягкий простой карандаш, ластик, белый лист бумаги, влажные салфетки. Способ получения изображения. Данная техника представляет собой черно-белую графику, выполняется разными по характеру линиями и штрихами. Заштриховывать простым карандашом лист бумаги нужно с нажимом, чтобы поверхность листа была темно-серой, практически черной, тогда рисунок будет четко виден. Затем ластиком «рисуем» свой рисунок по штриховке. Ластик высвечивает контуры, отдельные детали, получается графичное изображение.
Рисование гуашью и высвечивание ластиком.
Материалы: гуашевые краски, вода, кисти, палитра, пластиковая карточка, плотный лист бумаги, салфетка. Способ создания изображения. Ребенок рисует, как обычно, гуашевыми красками. Но для создания эффекта "высвечивая" отдельных мест, деталей использует пластиковую карточку. Ее берут в руку, слегка сгибают и поднеся к влажной закрашенной поверхности, как бы "снимают", "соскребают" какой - то небольшой участок, то есть в некоторых местах частично удаляется краска. Эти закрашенные места светлеют, отличаются по насыщенности краской и выглядят эффектно.
Монотипия пейзажная, сюжетная Монотипия — один из удивительных видов изобразительного искусства. Mono означает «один», typos — «отпечаток». Единственный отпечаток, который может быть сделан любыми красками на любых основах. Монотипия – это техника «уникального отпечатка», при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе.
Материалы: лист оргстекла или лист от пластиковой плотной папки размером А4, лист белой бумаги, гуашевые краски, вода, кисти, салфетка. Способ получения изображения. На гладкую поверхность пластикового листа быстро наносят рисунок, используют разные цвета красок, например, горы, море, озеро и т.д. Не дают высохнуть работе и накрывают ее сверху чистым листом. Лист слегка прижимают по поверхности, затем аккуратно снимают. На листе получается оттиск со слегка размытым изображением. Затем этот оттиск дополняется деталями, дорисовываются, например, деревья, птицы, цветы, солнце и т. д. Другой вариант, когда в пейзажной монотипии используют только половину листа для нанесения рисунка, а второй половиной накрывают. И получают, как бы отражение рисунка в воде.
Ниткография (линотипия) Техника линотипия («ниткография»). Получение отпечатка при помощи окрашенных ниток.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Рисование солью Часто соль используют, чтобы показать падающий снег или вьюгу, иногда чтобы передать бугристую поверхность земли, или ощущение мягкости цветов. С помощью ее также можно высветлить затемненные участки.
Материалы: Акварельная бумага, акварель, кисточки, поваренная или морская соль, мягкая щетка (для стирания соли). Способ получения изображения: Ребенок сначала рисует акварелью. Чтобы эффект от соли проявился как можно ярче, то используйте больше краски. На данном этапе рисунок должен быть сильно влажным. Нужно дождаться момента, когда рисунок немного просохнет и блеск станет менее ярким, однако лист будет все еще влажным. Это займет примерно полминуты с начала высыхания. Главное в этой технике – поймать момент, когда рисунок не совсем мокрый, чтобы не растворить кристаллики, но и не сухой, иначе эффект будет очень слабый. Слишком высоко солью посыпать не стоит, иначе она будет отскакивать. Оптимально расстояние – несколько милиметров от листа. Посыпать можно неравномерно, меняя количество соли, чтобы создать более интересный эффект. После этого соль начнет окрашиваться, вбирая в себя пигмент и воду. Рисунок, посыпанный солью, нужно оставить до полного высыхания. Из-за соли он сохнет дольше обычного, поэтому придется подождать где-то 20-30 минут. После высыхания можно стряхнуть кристаллики соли. Некоторые из них могут прилипнуть к бумаге, их лучше оттереть мягкой щеткой, широкой кистью или кусочком ткани, чтобы не задеть красочный слой. Другой способ рисования солью, это использование при рисовании клея ПВА во флаконе. Клей наносится по контуру рисунка и на внутренних линиях. Затем рисунок сверху посыпается крупной соль, лишняя соль стряхивается. После подсыхания рисунок раскрашивается красками.
Рисование цветным песком.
Материалы: цветной песок разных цветов, клей ПВА, кисть, плотный лист картона с готовым рисунком. Способ получения изображения: Ребенок наносит клей на выбранные места рисунка, смазывая без пропуска всю поверхность, затем посыпает песком. Сначала выполняются крупные элементы изображения, после этого лишний песок удаляется, ссыпается. Затем более мелкие элементы заполняются песком.
Рисование сухим чаем.
Материалы: заварка чая сухая (можно испитого), клей ПВА, кисть, карандаш, лист картона тонированный, акварельные краски. Способ получения изображения: Ребенок может карандашом сделать набросок рисунка или использовать уже готовый. Наносится клей ПВА либо на контур, либо на часть рисунка и затем, промазанные клеем места, посыпаются сухим чаем. Можно использовать в работе не только чай, но, например, и крупу. Также ребенок может красками
Гравюра (оттиск) Гравюра на картоне (от франц. gravure) - вырезать, создавать рельеф - разновидность эстампа. Рельефный оттиск печати (клише) изготавливается с помощью аппликации, составленный из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм. Гравюра пришла из ювелирного дела. Она очень многогранна: линогравюра, гравюра по металлу, гравюра на картоне, ксилография, литография. Есть много способов снимать оттиски с природных объектов: листьев, перьев, цветов.
Материалы: подготовленный рельефный оттиск для печати из картона или полистирола, густая гуашевая краска, кисть, листы белой бумаги. Способ получения изображения: Ребенок наносит кистью гуашевую краску на подготовленное клише, затем сверху накладывает лист бумаги и хорошо проглаживается ладонями. Первый оттиск не всегда удается, можно сделать второй и третий, затем выбрать лучший. При работе с полистиролом (упаковочная подложка) дети сами могут сделать рисунок. Сильно нажимая на карандаш, получается вдавленная линия. При прокрашивании поверхности краска затекает туда, но при получении оттиска в этом месте остается белая линия рисунка.
Рисование акварелью по сырому Универсальная и популярная техника, где краска наносится на увлажнённую поверхность. Эта техника применяется для создания эффекта мягкого размытого фона на картинке. Мокрый по мокрому, один из наиболее характерных приемов акварельной живописи, в частности применение краски к влажной бумаге. Этот сложный метод дает весьма непредсказуемые результаты, потому что есть очень много факторов, которые имеют значение (например, текстура бумаги, количество воды, плотность краски, затраченное время).
Материал: бумага для рисования; кисти большие круглые и тоненькие для прорисовывания деталей; губка для смачивания бумаги; бумажные полотенца или салфетки для удаления лишней влаги; акварельные краски, стаканчик с водой. Способ получения изображения: Прежде чем мочить бумагу, сделайте предварительный рисунок карандашом, только тонкими линиями, острым карандашом без использования резинки. Затем намочить бумагу губкой с двух сторон или можно в широком тазике, просто окунув полностью лист. Теперь заполняем основной фон, смешивая краски и подбирая не насыщенные цвета. Набираем на кисточку основной цвет и легко прикасаемся к бумаге. Смотрим, как растекается, и добавляем мазки других оттенков. Тонкие линии лучше наносить, когда работа еще местами сырая, но достаточно просохла, чтобы сильно не растеклись контуры. Желательно работе дать высохнуть, не приподнимая её.
Рисование пищевым красителем по сырому Для творческих экспериментов дошкольников более всего подходят порошковые красители. Своеобразие техники рисования пищевыми красителями в том, что их частички наносят на влажную поверхность листа путем рассыпания. На влажной основе они растворяются. Тем самым создаются интересные цветовые пятна, которые можно преобразовать в различные образы. Благодаря концентрированности цвета получается широкий спектр оттенков одного цвета. Красители легко смешиваются, так возникают дополнительные оттенки. Работая с пищевыми красителями, в качестве дополнительного материала можно использовать акварель или гуашь.
Материалы: пищевые порошковые красители (в пакетиках), гуашевые краски, кисти, вода, влажные салфетки, плотные белые листы бумаги. Способ создания изображений: Ребенок может с помощью гуаши разных цветов и влажных салфеток затонировать лист бумаги, сделать фон. Пока лист бумаги влажный, на него насыпают понемногу пищевой краситель. От влажной поверхности краситель начинает растворяться, появляются яркие цветовые пятна. Для завершения образов делается дальнейшая дорисовка гуашевыми красками.
Рисование малярной кистью, валиком.
Материалы: малярный валик; малярные плоская кисть №25; малярная круглая кисть №10; гуашь художественная; влажные салфетки; кисти, лист для акварели. Способ создания изображения: Ребенок может с помощью гуаши разных цветов и влажных салфеток затонировать лист бумаги, сделать фон. На строительный валик маленького размера кистью наносится гуашь, можно добавлять черточки, точки, тогда при прокатывании валика по листу бумаги, они несколько раз повторятся. Появляется интересный эффект, например, полосатый кот или белоствольная береза, пятнистый леопард. Это только самая крупная деталь образа выполнена малярным катком, а более мелкие части, ветви, лапы, ноги, голова, дорисовываются кистью. Также плоской малярной кистью удобно рисовать стволы деревьев или дальний лес на линии горизонта, высотные дома и т.д. Мазок получается широкий, экономятся время и усилия в работе. Несколько мазков и работа наполовину готова. Круглая малярная кисть с полусухой краской прекрасно передает листву, траву, дождь, пушистость зверюшки.
Рисование набрызгом с использованием трафарета и шаблона.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см), зубная щетка. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Если используют в работе шаблон, то после набрызга шаблон снимают с листа бумаги, и на нем остается незакрашенный силуэт (зайчик, бабочка). Если используют трафарет при набрызге, то силуэты остаются закрашенные брызгами, а фон при этом не изменяется. Также набрызг можно выполнить с помощью зубной щетки, на которую набрана краска. Кусочком картона проводят по верху щетины в направлении к себе. Щетинки отклоняются, а потом выпрямляются и краска брызгами летит на лист бумаги.
Объемное рисование.
Материалы: Салфеточная или туалетная бумага, клей ПВА, вода, гуашевые краски, плотный лист белой бумаги, кисти. Способ получения изображения: Из салфеточной или туалетной бумаги, клея ПВА и воды подготавливается жидкая масса, похожая на тесто. эта масса в розетках раздается детям. Ребенок берет небольшую часть этой массы, отделяет кусочки и прилепляет с помощью клея к листу, из этой массы по сути лепится изображение (стебля, цветка, птички, Колобка). После высыхания работа раскрашивается, дорисовываются мелкие детали.
Комбинирование техник в одном рисунке Часто для воплощения какой-то идеи недостаточно использовать только одну технику рисования. Творчество безгранично и позволяет в одной работе совместить разные техники, сочетать традиционное с нетрадиционным, разными способами достигать воплощения задуманного. На данных работах представлено применение нетрадиционных техник таких как использование ватных дисков, объемное рисование, пластилиновые налепы, использование пищевых красителей, ватных палочек, влажных салфеток, рисование малярной кистью.
Комбинирование рисования и аппликации Для данных аппликаций сначала лист бумаги полностью разрисовывается каким-то узором. Затем в соответствии с задуманным образом или сюжетом из этого листа вырезаются аппликационные детали и приклеиваются к фону. Вся работа, ее детали получаются созвучными, гармоничными, единым целым. Каждый ребенок проявляет свое творчество и в рисовании и в аппликации.
Комбинирование рисования и аппликации Все натюрморты выполнены на одну тему "Букет цветов" с добавлением к изобразительной деятельности аппликационной. Цветы и листья выполнены способом обрывания бумаги и расписаны, а затем помещены в вазу.
Соединение, комбинирование техник привнесло в работу своеобразия и неповторимости.
Роль нетрадиционных материалов и техник изобразительной деятельности в развитии художественного творчества дошкольников: Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей. Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольниками предоставляется возможность экспериментировать.
Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребенка, вызывают радостное настроение, не утомляет. Успех в развитии интереса к нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в изобразительной деятельности.
Важно, перед тем, как показать детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все тонкости данной техники, её методику. Результат будет зависеть от правильно подобранного материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий. Педагогу необходимо подобрать и изучить литературу по нетрадиционному рисованию, подобрать материал с учетом гигиеничности и безопасности материала, осуществлять планирование с учетом возраста детей, их индивидуальных особенностей и навыков в рисовании, самому быть творческой личностью, любить рисовать.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Дети раскрывают свои уникальные способности, испытывают радость, которая им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.
Детям лучше внушить: "В творчестве не существует не правильный путь, есть только свой собственный путь". Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
• игра (дидактическая, игра-экспериментирование, творческая), которая является основным видом деятельности детей и мотивирует их. Игры на развитие художественного воображения: «На что это похоже», «Расколдуй картинку», «Продолжи рисунок», «Волшебные картинки», «Дорисуй», «На что похожи наши ладошки», «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка», «Несуществующее животное или растение», «Цветные сказки», «Нарисуй настроение», «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Представь себе», «Точка, точка».
•сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
•просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;
•создание проблемной ситуации;
•музыкальное сопровождение, чтение художественного слова и т.д. В работе с детьми нужно использовать такие формы организации как: целевые прогулки, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...