Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
консультация

Агапова Анна Анатольевна

Консультация на МПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мы живем в веке информационных технологий, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления активизируется на поиске новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей.

Система образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления у детей. Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности, является высшим познавательным процессом.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой и основано на установлении связей и отношений. А это значит, что прямое познание тех или иных предметов и явлений, которое происходит в восприятии, в мышлении сменяется косвенным познанием.

В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:    

  • Сравнение  - сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.
  • Анализ - мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства.
  • Синтез  - объединение частей или свойств в единое целое.
  • Абстрагирование - выделение одних признаков и отвлечение от других (осуществляется на основе анализа).
  • Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам.

Основными формами логического мышления являются:

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Различаются умозаключения:

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве:

  • Предметно- действенное  мышление 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет. (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
  • Наглядно-образное мышление с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет. (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
  • Словесно-логическое мышление формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей. (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

Мышление неразрывно связано с практической деятельностью ребёнка. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, ребёнок решает какие-либо задачи.

Все хорошо помнят Алису из сказочной страны, в которую она случайно провалилась. Чтобы не оставаться на месте ей требовалось постоянное продвижение вперед с двойным ускорением. Точно так же и в реальной жизни каждого ребенка. Мышление детей старшего дошкольного возраста не может терпеть самоудовлетворенности и застоя и развивается только в динамике.

В современных условиях от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими.

Одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста является развитие логического мышления.

Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов.

Прежде всего, разберемся, из чего складывается логическое мышление, и можно ли, вообще, его развивать. Либо от природы одни владеют в большей мере логическими приёмами мышления, а другие - нет?

Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умением логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не каждый взрослый, а что уж говорить о дошкольнике!

Но, как показывают исследования детских психологов, дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.

Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, понятия и выработанные человечеством логические формы, правила мышления. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.

Приобретенные в дошкольном возрасте навыки и умения, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе, и важнейшим среди этих навыков является способность «действовать в уме», навык логического мышления.  Важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы.

Овладев логическими операциями, ребёнок становится более внимательным, мыслит ясно и чётко, умеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.

Дошкольная, «детская» логика – это своеобразный мир со своими приемами, способами, умениями. Ребенок в своей повседневной деятельности постоянно сравнивает, сопоставляет, классифицирует различные предметы, явления.

Важно  привычку логично думать прививать ребенку не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому.

И в этом поможет игра.

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 Развивающие игры делают процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Одна из главных задач современной педагогики – поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения.

Наиболее результативными средствами развития логического мышления являются развивающие, интеллектуальные игры, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, предполагающие выполнение логических операций и действий, разнообразная подача которых эмоционально воздействует на детей. Игры активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового. У детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать  исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.

Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта задачи: познавательный, развивающий, воспитательный.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Тем не менее, эффективной она становится тогда, когда применяется «в нужное время, в нужном месте и в необходимом количестве».

Для дошкольников игра имеет огромное значение:

-игра - это учеба,

-игра - это труд,

-игра - это форма воспитания,

-а также способ познания окружающего их мира.

Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.

Основная часть содержания дошкольного образования предполагает использование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения. Приобретение навыка переработки информации, с помощью приёмов логического мышления, позволяет ребенку овладеть более глубокими знаниями и обеспечивает понимание закономерностей развития окружающей действительности в отличие от тех, кто в обучении полагается лишь на память.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах, что достигается уже к старшему дошкольному возрасту. В дошкольном возрасте закладываются основы мышления ребенка. Логические формы мышления дети усваивают в ходе приобретения новых знаний. Чем лучше будет развито у ребенка дошкольника мышление, тем выше будет способность к таким мыслительным действиям, как сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ.

Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.

Современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Дошкольники с развитым интеллектом:

-быстрее запоминают материал,

-более уверены в своих силах,

-легче адаптируются в новой обстановке,

-лучше подготовлены к школе.

В соответствии с ФГОС ДО, основным принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, а также развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Следуя современным тенденциям развития образования, мы должны выпустить из детского сада, ребёнка любознательного, интересующегося причинно-следственными связями, активного, умеющего наблюдать и экспериментировать, рассуждать и строить умозаключения, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи, принимать собственные решения.

В качестве результатов стандарт дошкольного образования предлагает целевые ориентиры, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка,  которые предполагают и достаточный уровень развития логического мышления детей на этапе завершения ими дошкольного образования.

Развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические  модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет большое значение для успешного умственного развития.

Интеллект ребенка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьется поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе.

Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе.

Нашей задачей на сегодняшний день остается обновление содержания образовательной деятельности, чтобы каждый день пребывания в детском саду для ребенка стал увлекательным и познавательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Умники и умницы" по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления

Развитие логического мышления в детском саду - это часть общей подготовки детей к школе. Характерной чертой этого процесса является общая развивающая направленность, связь с умственным и речевым разви...

Использование игр для развития у детей старшего дошкольного возраста словесно- логического мышления

Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития,  совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание , память, речь, воображе...

«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»

«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста» Педагогический совет «Реализация ООП МДОУ в соответствии с ФГОС ДО как средство повышения качества обр...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Математическая полянка» с использованием педагогической технологии «Цветные палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша»

Материал может пригодиться воспитателям детей старшего дошкольного возраста, осваивающим или работающим по педагогической технологии "Цветные палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша"...

Семинар «Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста».

Ценность обучения вообще и математики в частности в настоящий период объясняется не только тем, что на математике мы развиваем математические знания, на развитии реч...

«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»

Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и м...

«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»

Сообщение«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста» К педагогическому совету «Реализация ООП МДОУ в соответствии с ФГОС ДО как...