Профессиональное выгорание в педагогической деятельности
консультация
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущих к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_vygoranie_v_pedagogogicheskoy_deyatelnosti.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное выгорание в педагогической деятельности и его профилактика.
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущих к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
Фазы и симптомы стресса
- Нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, "трудные дети".
Симптомы: переживание, неудовлетворенность собой, ощущение загнанности в "клетку", тревога и депрессия.
- Сопротивление - во время которого, человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
Симптомы: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, выборочное выполнение профессиональных функций.
- Истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, который наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная и личностная отстраненность, психосоматические нарушения.
Стадии профессионального выгорания
Первая стадия:
- приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
- исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
Вторая стадия:
- возникают недоразумения с коллегами;
- появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам.
Третья стадия:
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным ко всему;
- безразличие ко всему.
Три аспекта профессионального выгорания.
- Снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяния.
- Одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми.
- Эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводит к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Симптомы профессионального выгорания
1 группа - Психофизические симптомы:
- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции строго на опасную ситуацию);
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- резкая потеря или резкое увеличение веса;
- полная или частичная бессонница;
- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течении всего дня;
- одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
2 группа - Социально- психологические симптомы:
- безразличие, скука, пассивность и депрессия;
- повышенная раздражительность на незначительные мелкие события;
- частые нервные срывы;
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что « не получится» или «я не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»)
3 группа - Поведенческие симптомы:
- ощущение, что работа становиться все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
- чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- невыполнение важных приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, несоответствующие служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
Проявление педагогического выгорания у педагогов (по стажу работы)
- Чаще всего у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет;
- 8-11% - от 1 до 3 лет и у педагогов с 10 летним стажем (адаптация в ОУ, у педагогов со стажем более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты,
- 22% - от 15 до 20 лет.
Ситуации, влияющие на возникновение педагогического выгорания:
- начало новой деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция - адаптационная);
- ситуация эмоционального неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (функция - защитная);
- проведение открытых мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворение;
- окончание учебного года.
Причины возникновения педагогического выгорания.
- Не соответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями.
- Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка.
- Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам.
- Жесткие временные рамки деятельности.
- Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.
- Ответственность перед администрацией, родителями, обществом за результат своего труда.
- Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций в общении с детьми, родителями, администрацией.
Профилактика профессионального выгорания.
Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием:
1. Забота о себе и снижение уровня стресса:
- стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;
- удовольствие;
- умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:
- стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;
- стремление бороться со своими негативными убеждениями;
- создание или принадлежность к какому-либо сообществу.
3.Повышения уровня профессионального мастерства.
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания
- хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
- высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;
- опыт успешного преодоления профессионального стресса,
- высокая мобильность,
- открытость,
- общительность,
- самостоятельность,
- стремление опираться на собственные силы;
- способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности — как в отношении самого себя, так и других людей и в жизни вообще.
Профилактика профессионального выгорания.
- Не скрывайте свои чувства. Проявляйте Ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
- Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- Не позволяйте чувству стеснения останавливать Вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагать помощь.
- Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
- Если не предпринимать мер, они будут посещать Вас в течение длительного времени.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
- Проявляйте Ваши желания прямо, ясно и четко, говорите о них семье, друзьям по работе.
- Постарайтесь сохранить нормальный распорядок Вашей жизни, насколько это возможно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования)"
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования повышает требования к профессиональным качествам воспитателя. Каким должен быть воспиталь определяет профессиональный...
ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Муниципального дошкол
1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общ...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателям...
Профессиональная деформация в педагогической деятельности
Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности.Если говорить про педагогов, то по ...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Основная цель вида профессиональной деятельности : оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями осуществляющими обучение)...
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...