Профессиональная деформация в педагогической деятельности
материал на тему
Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности.
Если говорить про педагогов, то по степени напряженности стресс, который он испытывают больше, чем у менеджеров, банкиров и генеральных директоров.
В публикации рассматриваются стадии деформации, диагностика профессиоальной деформации, основные подходы к работе с профессиональной деформацией и профессиональному выгоранию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_deformatsiya_v_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная деформация в педагогической деятельности
Профессиональная деформация – это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности.
Профессиональная деформация происходит от латинского deformatio, что в переводе обозначает «искажение, обезображивание», имеет, несомненно, негативный оттенок.
Профессиональная деформация — явление, объективно сопутствующее развитию человека в его профессиональной деятельности, если он повседневно не работает над собой.
Если говорить про педагогов, то по степени напряженности стресс, который они испытывают больше, чем у менеджеров, банкиров и генеральных директоров.
Исследования показали, что физическая и эмоциональная нагрузки педагога многократно превышают предельно допустимые значения.
Помимо неадекватной оплаты труда есть и другие факторы, отрицательно влияющие на самочувствие педагога. Это и гиподинамия, повышенная нагрузка на зительный, слуховой и голосовой аппараты, необходимость быть всегда «в форме», невозможность выбора воспитанников, большое количество контактов в течение рабочего дня и др.
День за днем уровень напряжения накапливается. Растет возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, утомляемость. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании уменьшить рабочее время. Так возникает синдром профессиональной деформации.
Почему же он возникает? В процессе выполнения любой работы человеку свойственно испытывать физические и нервные нагрузки. При постоянных, но небольших нагрузках или значительных, но разовых включаются бессознательные механизмы регуляции, и организм справляется сам.
Большие нервно-психические нагрузки, которые сопровождают работу педагога, не всегда позволяют организму восстановиться естественным путем.
Первая стадия начинающейся деформации – затруднения на уровне выполнения несложных, казалось бы, функций; забывание каких-то моментов. Обычно на эти симптомы мало кто обращает внимание.
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, сокращение потребности в общении (в том числе и с близкими), нарастание апатии к концу недели, психосоматика (простудные заболевания, головные боли); повышенная раздражительность.
Третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вобще, эмоциональное безразличие, отсутствие сил, отчаяние, снижение самооценки и уверенности в себе, депрессия.
Психологи установили, что выгорание «заразно»: те, кто подвержен ему, становятся циниками, пессимистами. Взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу людей в «выгорающих».
Существует несколько типов профессиональной деформации.
Чаще всего встречается должностная деформация.
Должностная деформация обусловлена тем, что руководитель наделен властными полномочиями по отношению к объектам их воздействия. Должностная деформация проявляется в следующем:
- чувство неограниченности властных полномочий;
- стремление к подавлению воли, унижению достоинства другого человека;
- нетерпимость к мнению других и критике;
- отсутствие самокритики;
- чинопочитание, угодничество;
- отсутствие доброжелательных служебно-деловых отношений.
Адаптивная деформация — пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения. При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жёсткость.
Профессиональная деградация — крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.
Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания
Методика диагностики профессионального выгорания (MBI). Адаптация Н.Е. Водопьяновой. Авторы: К. Маслач, С. Джексон
Данный опросник позволяет определить у Вас степень выраженности профессионального выгорания по трем шкалам «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений».
Варианты теста для педагогов, учителей.
Инструкция: «Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали. Для этого зачеркните или отметьте квадрат, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства. Над ответами долго не задумывайтесь, отвечайте, руководствуясь первым впечатлением».
Обработка и интерпретация:
Ключ к тесту:
Примечание. * отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке.
Ответы испытуемого оцениваются следующим образом:
- 0 баллов — «Никогда»;
- 1 балл — «Очень редко»;
- 2 балла — «Редко»
- 3 балла — «Иногда»;
- 4 балла — «Часто»;
- 5 баллов — «Очень часто»;
- 6 баллов — «Каждый день».
Оценка уровней выгорания:
Субшкала | Низкий уровень L | Средний уровень M | Высокий уровень X | |||
Эмоциональное истощение | 0-15 | 16-24 | 25 и больше | |||
Деперсонализация | 0-5 | 6-10 | 11 и больше | |||
Редукция профессионализма | 37 и больше | 31-36 | 30 и меньше |
Подсчёт интегрального индекса выгорания позволяет получить единый количественный показатель на основе параметров синдрома перегорания, полученный при помощи теста MBI.
Вычисление производится по следующей формуле:
ИСП = √[EE-EE(x)/54]²+[DP-DP(x)/30]²+[PA-PA(x)/48]²,
где EE=0, DP=0 и PA=48 – идеальные показатели синдрома перегорания по тесту MBI, а EE(x), DP(x) и PА(x) – показатели испытуемого по соответствующим шкалам теста MBI. Для придания равнозначности баллов по различным шкалам, в знаменатель каждого параметра вводится максимального значение по соответствующей шкале. Отсюда, значение ИСП будет колебаться в пределах от 0 (минимальное) до 1 (максимальное).
Насколько вы подвержены профессиональной деформации
Да/нет
- Я думаю, что меня недооценивают.
- Я считаю, что не получаю достойного вознаграждения за свою работу.
- Я постоянно переживаю за качество своей работы.
- Я часто ощущаю раздражение, завожусь с полоборота.
- В последнее время я плохо сплю, меня мучают тревожные сны (я проваливаюсь в сон, как в омут и сплю без сновидений).
- Обычно у меня не хватает возможностей для самореализации.
- Мне все труднее сохранять самообладание в ситуациях конфликтов.
- У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом.
- Я испытываю страх, что могу потерять работу.
- Мне часто приходится идти на сделку со своими принципами.
- Время от времени я забываю обыденые вещи.
- В последнее время мне не хочется видеть тех, с кем я общаюсь на работе: коллег, воспитанников, родителей.
- Часто у меня возникает ощущение, что неделя длится нескончаемо долго.
- К концу недели я чувствую, что у меня больше нет сил, энергии.
Ключ
До 4 утвердительных ответов - у вас пока все сравнительно благополучно, на всякий случай проверьте себя еще раз через полгода.
5-9 утвердительных ответов – у вас имеются некоторые признаки профессиональной деформации. Если вы не обратите на это серьезного внимания, в скором времени ваше здоровье может оказаться под угрозой.
10 и более утвердительных ответов - у вас профессиональная деформация выражена сильно. Окружающим, в том числе близким людям, с вами тяжело. Ваше здоровье под угрозой. Язва желудка и гипертония могут подстерегать вас, если вы не измените свою жизнь.
Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием
- Забота о себе и снижение уровня стресса. Стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни. При стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Необходимо учитывать это при планировании рациона питания.
Очень полезны физические нагрузки (зарядка, спортзал, танцы, прогулки, бассейн).
Психическая и физическая релаксация (расслабляющая музыка, прогулки на природе).
- Трансформация негативных убеждений, чувтсва отчаяния, утраты смысла и безнадежности: стремление находить смысл во всем – как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах.
Упражнение «Стратегия самопомощи»
- придумайте и запишите ответы на вопросы: «Чтоя могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»
- попробуйте найти смысл, заполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.
Первый список может выглядеть так: | Второй список может выглядеть так: |
|
|
Упражнение «Обещание самому себе»
- запишите три пункта, которые вы могли бы сделать в каждой из областей – профессиональной и личной – для борьбы с профессиональным стрессом (взять отпуск. Встретиться с друзьями, съездить в гости к родителям, прогуливаться в конце рабочего дня).
- пометьте звездочкой те пункты в каждом разделе, которые вы можете выполнить в течение следующего месяца.
- в каждом разделе подчеркните тот пункт, который вы можете попробовать выполнить уже на следующей неделе.
Теперь посмотрите на свои ответы и попробуйте мысленно ответить на следующи вопросы:
- эта деятельность помогает мне уйти от мыслей о работе?
- могу ли я придать этой деятельности новый смысл?
- что будет, если я попробую осуществлять эту деятельность с полным осознанием, то есть максимально полно осознавая свои мысли, чувства, телесные ощущения?
Также существуют довольно простые и доступные способы саморегуляции, которые помогают бороться с профессиональными стрессами и могут предотвратить эмоциональное выгорание:
- смех, улыбка, юмор;
- различные движения типа потягиваний, расслабления мышц;
- вдыхание свежего воздуха;
- чтение;
- мысленное обращение к высшим силам (к Богу);
- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Упражнение “Звуковая гимнастика”.
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.
Подводя итог, хочется сделать вывод: любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает собственные, “авторские” приемы восстановления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования)"
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования повышает требования к профессиональным качествам воспитателя. Каким должен быть воспиталь определяет профессиональный...
ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Муниципального дошкол
1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общ...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателям...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Основная цель вида профессиональной деятельности : оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями осуществляющими обучение)...
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...