Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю следующие современные образовательные технологии и методы:
здоровьесберагающие технологии;
игровые технологии;
сотворчество;
организация по центрам активности;
технология деятельностного подхода;
Познавательно - исследовательской деятельности;
ИКТ.
В своей педагогической деятельности использую новые технологии и методы обучения дошкольников.
- проблемно-поисковый метод на занятиях, создаю проблемную ситуацию, которая будет лично значимая для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности;
- исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала . Учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем проб и ошибок.
- метод экспериментирования; ведь дошкольники – прирожденные исследователи. Детям нравится и этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
- интегрированный метод является для меня инновационным. Он помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.
- обучения организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Использую следующие методы и приемы обучения:
- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;
- проблемные и игровые обучающие ситуации;
- проблемно-поисковый метод - помогает воспитывать интерес к поисковым действиям;
- развивающие игры и упражнения - помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.;
- задания творческого типа - одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей;
- учебно-методические (формируют подготовку к школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;
- методы стимулирования и мотивации (поощрение, оценка).
Результат: у детей повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения, повысилась эффективность запоминания, они научились не только решать, но и составлять задачи, рассказ, опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая активность детей.
Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы:
• методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);
• методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);
• методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
• информационный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);
• репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
• метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
• исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).
Метод «проектов» самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную участников образовательного процесса: воспитатель – ребенок, ребенок–родители, воспитатель – родители, ребенок – воспитатель – родитель – педагоги. Использую разнообразие технологии метода проектов: развлечения, творческие проекты, информационные. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости каждого в коллективе.
Метод проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.
Большинство детей умеют вести диалог с взрослыми и сверстниками, самостоятельно и с помощью взрослого формулируют вопросы, умеют понимать настроение по внешним и вербальным признакам, отстаивать свою точку зрения в общении. В формировании информационной компетентности большая часть детей называют источники информации, устанавливают причинно-следственные связи при оценке социальных привычек, связанных со здоровьем и окружающей средой. Дети могут получать сведения при помощи взрослого, делать выводы на основе аналогичного примера, осознанно выбирают источники информации, используют вопросы разного типа.
Личностно – ориентированные технологии
Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированные технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.
Способ общения – понимание, признание и принятие личности ребенка. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Я стараюсь быть рядом с детьми во всех видах деятельности. Занятия провожу в разных формах: коллективные, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, свободные игры, дидактические игры за столами, беседы и слушания, чтение и т. д. Подгруппы объединяются с учетом темпа и общего уровня развития детей. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу. Предлагаю детям оценивать друг друга, использую самоконтроль, проверку друг с другом. Поддерживаю детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную работу вне занятий. Так как понимаю детей, сама росла неуверенной. Поэтому в первую очередь стараюсь помочь детям с заниженной самооценкой. Чтобы у них выработалась уверенность к себе.
С целью улучшения психологической атмосферы в группе стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию. Предоставляя возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт, в группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. Результат: Таким образом, педагогический процесс , в группе, представляет собой единую личностно-ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Некоторые дети вечером не хотят идти домой, и просят родителей прийти за ними позже.
Информационно-коммуникативные технологии
В своей работе я активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, консультации с родителями. Мною используются как готовые презентации, так и созданные самостоятельно. Кроме того неотъемлемой частью моей работы является саморазвитие. И здесь ИКТ тоже возможно: это создание электронного портфолио.
ИКТ в дошкольном учреждении способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности, дифференциации обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, мотивации детей на поисково-познавательную деятельность.
Изменились цели и задачи, стоящие перед современными образовательными учреждениями. Они находятся в поиске содержания, средств, и методов образования, которые соответствовали бы изменившимся условиям.
Игровые технологии
Для социального развития ребенка важно создание условий для всех виды игр: сюжетно – ролевые, подвижные, формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.
Используя в педагогическом процессе народные игры, своей работе я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно приобщаю воспитанников к своей малой родины культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.
Использование игровой технологии театральной деятельности, помогает мне обогащать детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования. Дети у меня воспитываются к самостоятельности, выживание с дошкольного возраста, быть готовыми к школе.
Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношенияВсе формы реализации Программы могут выступать и в качестве методов (проектная деятельность - интегративный метода проектов).
Технологии предметно – развивающей среды
Для того, чтобы достичь определенных результатов, в группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка: Центр искусства, Центр книги, Центр строительства, Центр игры, Центр науки.
Основные цели организации Центров:
- ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность;
- каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды развития;
- для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов, специалистов и всех членов семьи.
Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую, но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.
Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:
• демонстрационные и раздаточные;
• визуальные, аудиовизуальные;
• естественные и искусственные;
• реальные и виртуальные;
• двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
• игровой (игры, игрушки);
• коммуникативной (дидактический материал);
• чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
• познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
• трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
• музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю следующие современные образовательные технологии и методы:
здоровьесберагающие технологии;
игровые технологии;
сотворчество;
организация ОД по центрам активности;
технология деятельностного подхода;
Познавательно - исследовательской деятельности;
ИКТ.
В своей педагогической деятельности использую новые технологии и методы обучения дошкольников.
- проблемно-поисковый метод на занятиях, создаю проблемную ситуацию, которая будет лично значимая для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности;
- исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала . Учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем проб и ошибок.
- метод экспериментирования; ведь дошкольники – прирожденные исследователи. Детям нравится и этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
- интегрированный метод является для меня инновационным. Он помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.
- обучения организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Использую следующие методы и приемы обучения:
- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;
- проблемные и игровые обучающие ситуации;
- проблемно-поисковый метод - помогает воспитывать интерес к поисковым действиям;
- развивающие игры и упражнения - помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.;
- задания творческого типа - одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей;
- учебно-методические (формируют подготовку к школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;
- методы стимулирования и мотивации (поощрение, оценка).
Результат: у детей повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения, повысилась эффективность запоминания, они научились не только решать, но и составлять задачи, рассказ, опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая активность детей.
Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы:
• методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);
• методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);
• методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
• информационный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);
• репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
• метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
• эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)
• исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).
Метод «проектов» самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную участников образовательного процесса: воспитатель – ребенок, ребенок–родители, воспитатель – родители, ребенок – воспитатель – родитель – педагоги. Использую разнообразие технологии метода проектов: развлечения, творческие проекты, информационные. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости каждого в коллективе.
Метод проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.
Большинство детей умеют вести диалог с взрослыми и сверстниками, самостоятельно и с помощью взрослого формулируют вопросы, умеют понимать настроение по внешним и вербальным признакам, отстаивать свою точку зрения в общении. В формировании информационной компетентности большая часть детей называют источники информации, устанавливают причинно-следственные связи при оценке социальных привычек, связанных со здоровьем и окружающей средой. Дети могут получать сведения при помощи взрослого, делать выводы на основе аналогичного примера, осознанно выбирают источники информации, используют вопросы разного типа.
Личностно – ориентированные технологии
Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированные технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.
Способ общения – понимание, признание и принятие личности ребенка. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Я стараюсь быть рядом с детьми во всех видах деятельности. Занятия провожу в разных формах: коллективные, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, свободные игры, дидактические игры за столами, беседы и слушания, чтение и т. д. Подгруппы объединяются с учетом темпа и общего уровня развития детей. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу. Предлагаю детям оценивать друг друга, использую самоконтроль, проверку друг с другом. Поддерживаю детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную работу вне занятий.
С целью улучшения психологической атмосферы в группе стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию. Предоставляя возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт , в группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. Результат: Таким образом, педагогический процесс , в группе, представляет собой единую личностно-ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Некоторые дети вечером не хотят идти домой, и просят родителей прийти за ними позже.
Информационно-коммуникативные технологии
В своей работе я активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, консультации с родителями. Мною используются как готовые презентации, так и созданные самостоятельно. Кроме того неотъемлемой частью моей работы является саморазвитие. И здесь ИКТ тоже возможно: это создание электронного портфолио.
ИКТ в дошкольном учреждении способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности, дифференциации обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, мотивации детей на поисково-познавательную деятельность.
Изменились цели и задачи, стоящие перед современными образовательными учреждениями. Они находятся в поиске содержания, средств, и методов образования, которые соответствовали бы изменившимся условиям.
Игровые технологии
Для социального развития ребенка важно создание условий для всех виды игр: сюжетно – ролевые, подвижные, формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.
Используя в педагогическом процессе народные игры, своей работе я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно приобщаю воспитанников к своей малой родины культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.
Использование игровой технологии театральной деятельности, помогает мне обогащать детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования. Дети у меня воспитываются к самостоятельности, выживание с дошкольного возраста, быть готовыми к школе.
Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношенияВсе формы реализации Программы могут выступать и в качестве методов (проектная деятельность - интегративный метода проектов).
Технологии предметно – развивающей среды
Для того, чтобы достичь определенных результатов, в группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка: Центр искусства, Центр книги, Центр строительства, Центр игры, Центр науки.
Основные цели организации Центров:
- ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность;
- каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды развития;
- для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов, специалистов и всех членов семьи.
Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую, но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.
Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:
• демонстрационные и раздаточные;
• визуальные, аудиовизуальные;
• естественные и искусственные;
• реальные и виртуальные;
• двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
• игровой (игры, игрушки);
• коммуникативной (дидактический материал);
• чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
• познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
• трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
• музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников.
Реализация программы по ФГОС....
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников в группе «Колокольчик»
методы и формы и средства...