Мастер-класс с видео-роликом «Что нам стоит дом построить!?» (Детское конструирование как условие становления познавательных способностей дошкольников).
презентация
Передача участникам мастер-класса способов, способствующих формированию у дошкольников познавательных действий в ходе детского конструирования.
https://cloud.mail.ru/public/s8xF/GgiibQtem - видео-ролик
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_karta_izmenennyy.docx | 32.28 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Высоцкая Анастасия Михайловна,
Воспитатель МАДОУ № 16 «Тополек»
Тема: «Что нам стоит дом построить!?»
(Детское конструирование как условие становления познавательных способностей дошкольников).
Цель: передача участникам мастер-класса способов, способствующих формированию у дошкольников познавательных действий в ходе детского конструирования.
Задачи:
1. Включить участников мастер-класса в поиск способов решения педагогических задач в соответствии с темой мастер-класса;
2.создать условия для профессионального общения, самореализации и мотивации для роста творческого потенциала участников мастер-класса;
3.помочь зафиксировать и обобщить результаты совместной деятельности участников мастер-класса;
Предполагаемые результаты:
- Участники получили опыт решения педагогических задач по теме мастер-класса;
- Педагоги выявили и зафиксировали приемы и способы формирования познавательных действий средствами конструирования.
Результат для педагога-мастера: получен опыт представления своих способов, методов работы.
Актуальность:
ФГОСДО предоставляет педагогам большие возможности использования новых педагогических технологий, методик. Системно-деятельностный подход, как важный критерий ФГОС, предполагает чередование практических и умственных действий ребенка, а развитие познавательного интереса является одной из главных задач дошкольного образования в целом.
Конструирование подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей ребенка. Оно позволят ребенку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, позволяет детям учиться, играя, исследовать, обучаться в игре. Конструирование является практической деятельностью детей, которая направлена на получение заранее продуманного продукта, оно отвечает потребностям и интересам ребенка.
Технологическая карта мастер-класса
Этапы мастер-класса. Задачи этапа. Приемы, способы, профессиональные позиции на каждом этапе мастер-класса. | Комментарии к каждому приему, способу: в чем эффективность, какие образовательные результаты могут достигаться |
Действия педагога: игра «Мешок волшебника»-по характеристикам предметов из «мешка» объединиться в команды; Задачи этапа: создание рабочего настроя на деятельность, включенность в совместное обсуждение, выявление темы мастер-класса, актуализация опыта. Приемы: внесение материала, постановка задачи, проблемная ситуация; обговаривание правил, выясняющие и уточняющие вопросы, удерживание паузы. Профессиональные позиции: организатор, режиссер, заинтересованный наблюдатель, партнер, внимательный слушатель, провокатор, помощник, выясняющий организатор. | Формирование умения рассматривать предметы, сравнивать, выделять общее и различное, развивать наблюдательность. |
Действия педагога: Озвучивание условной (проблемной) ситуации, установка на совместную деятельность, наблюдение за деятельностью участников, поддержка разворачиваемой деятельности. Задачи этапа: Формирование у участников умений анализировать и оценивать условия, актуализировать свой опыт, на основе этого анализа строить свою практическую деятельность. Формирование умений фиксировать свои действия в процессе деятельности. Приемы:условная проблемная ситуация, выясняющие вопросы, обговаривание правил, введение ограничений; организация рефлексии. Профессиональные позиции:наблюдатель, партнер, помощник, выясняющий организатор. | Формируется умение определять части целого, соотносить величину (размеры), подбирать необходимый материал, создавать целое в новом формате. Развитие воображения. Развитие умения действовать вместе. |
3. Конструирование по теме в соответствии со своим замыслом Действия педагога: создание условий для деятельности, установка на деятельность, Задачи этапа: Формирование у участников умений анализировать и оценивать условия, актуализировать свой опыт, на основе этого анализа строить свою практическую деятельность. Формирование умений фиксировать свои действия (способы) в процессе деятельности. Работа с аудиторией. Приемы: внесение материалов, постановка проблемной ситуации, выясняющие и уточняющие вопросы, творческое задание, ограничение. Профессиональные позиции: наблюдатель, выясняющий организатор. | Формируются умения ставить перед собой цель, планировать действия по ее достижению, решать проблемные ситуации, подбирать необходимый материал, реализовывать замысел. У детей развивается воображение, фантазия, расширяются представления за счет опыта других. |
4.Создание условий и организация рефлексии Рефлексия с участниками мастер-класса проводится с помощью приема «Пирамида эмоций» - педагогам предлагается выбрать свое отношение к мастер-классу и зафиксированным способам с помощью цветов и построить пирамиду. | |
5. Итог | Собственная рефлексия (насколько получилось создать ситуации, которые помогли участникам зафиксировать способы и приемы, обозначить их ценность). |
Ссылка:
Сценарный план (ход) мастер - класса
Этапы мастер-класса | Действия педагога, предполагаемая практическая деятельность участников мастер – класса |
1.Организация | Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться своим опытом совместной деятельности с детьми. И для решения задач мастер-класса мне понадобятся 6 помощников. Посмотрите на предложенные вам предметы (стул, мягкий модуль, скотч, шишка, коробка из под сока, пачка цветной бумаги). Как вы думаете, какой вид детской деятельности можно организовать, используя эти предметы, и которая будет в основе нашей работы в ходе мастер-класса? (выслушать предположения, показ слайд 1-тема мастер-класса, слайд 2 – цель, задачи) Тема моего мастер-класса«Детское конструирование как условие становления познавательных способностей дошкольников». Уважаемые коллеги, давайте поиграем? Ваша задача объединиться в две команды, с равным количеством участников, основаниями для объединения должны стать характеристики, качества данных предметов (стул, мягкий модуль, коробка из под сока, шишка, скотч, пачка цветной бумаги). Можете приступать (дать время на объединение-30 секунд) По каким признакам вы объединились в команды? Почему? Есть какие-то предметы, которые можно отнести к обеим командам? (выслушать варианты участников) Данные предметы можно отнести к двум видам конструирования (слайд – 3). Бросовый материал можно отнести как к техническому, так и к художественному - поскольку в нем может отображаться реальная сторона предмета и образ, воспринятый ребенком. А теперь давайте выясним, какие приемы использовались педагогом для организации и осуществления данной работы?(Показ - слайд 4) Как вы считаете, в чем ценность данной «игры», деятельности для дошкольников? Как вы думаете, на каком возрасте можно использовать такой способ? В работе с детьми я использую такой вариант, вы его видите на слайде. (слайд 5:Игра «Волшебный мешочек»
Комментарий: Итак, в ходе такой деятельности у дошкольников происходит формирование умения рассматривать предметы, сравнивать, выделять общее и различия, развивать наблюдательность, договариваться, догадываться о том, что дальше предстоит сделать, выбирать, то, что и как можно делать. |
2.Совместная деятельность | Для дальнейшей нашей деятельности я приготовила некоторые материалы. Располагайтесь удобно вокруг столов (Пока участники располагаются - вынести материал: вешалка с платьями) Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? (выслушиваю предположения) Но я, как мастер, предлагаю вам условную ситуацию: Один из членов вашей команды собирается в театр. Наряда нет, купить невозможно, есть время сшить самим. Вы можете выбрать модель (указать на вешалку) и материалы. С чего начнете? Что нужно сделать перед тем, как вы начнете шить? Действуйте! У вас 5 минут (поставить песочные часы) Команды, время закончилось. Что вы делали? Как вы это делали? Возникли ли у вас проблемы в ходе деятельности? Какие мыслительные процессы происходили в ходе деятельности? Что было в основе вашего конструирования? Комментарий: В ходе данного конструирования у детей актуализируется свой опыт, происходит формирование умений анализировать объект, на основе этого анализа строить свою практическую деятельность, формируется умение разбирать целое на части, подбирать материал, создавать целое. С детьми я использую словесные условия или карточки, которые они смогут прочитать. (слайд 6-7) |
Совместная деятельность | Предлагаю вам еще один способ конструктивной деятельности. Вытяните пожалуйста 1 карточку: (сконструировать: кабинет дизайнера одежды; комната для фотосессии; кабинет ветеринара; изо-студия) Давайте постараемся уложиться во времени. У вас3 минуты. Работа с аудиторией: Уважаемые зрители, пока наши команды выполняют задание, давайте немного поиграем. Посмотрите пожалуйста на слайд (слайд 8) «Чего не хватает?» Как вы считаете, какие познавательные процессы задействованы в этой игре? Можно как-то усложнить данную игру? Как в дальнейшем эта игра может повлиять на детское конструирование? Комментарий: в ходе данной игры у детей развивается внимание, наблюдательность, логика, дети учатся делать выводы и доказывать их. В дальнейшем, при конструировании, дети точно знают, какие детали им будут необходимы, какие детали несут первостепенную важность, определяют пространственное расположение деталей. К командам: 2 мин. Вы готовы? Давайте попробуем догадаться, что конструировала эта команда? (высказывания участников мастер-класса) Посмотрите пожалуйста, какой вид конструирования был использован у команды? (команда 1, команда 2) Какие-то новые приемы использовались педагогом для организации и осуществления данной работы Как вы считаете, какие умения формируются у детей в ходе такого конструирования? (слайд 9) Комментарий: Что дает эта деятельность? Ребенок ставит перед собой цель, планирует ее, решает проблемные ситуации, актуализирует опыт, подбирает необходимый материал, реализует замысел. С детьми я использую различные тематические картинки, которые мы рассматриваем, выделяем основные моменты: из чего сделано, что есть, какую функцию несет каждая деталь и затем переходим к конструированию (слайд 10) |
4. Создание условий и организация рефлексии | (слайд 11) Уважаемые коллеги, спасибо за участие, и в завершении нашей встречи, предлагаю вам построить пирамиду эмоций: красный цвет – означает, что мастер-класс пополнил ваши приемы, зеленый – пополнил, но хотелось бы еще что-то понять, желтый цвет – ничего не пополнилось, все понятно. Объекты для пирамиды есть! |
5. Итог | Спасибо всем за работу, я увидела, что участники мастер-класса смогли продемонстрировать позиции «детские», «воспитателя», и по результатам рефлексии вижу, что вы имеете на вооружении такие же или свои приемы использования данных видов деятельности, и готовы использовать приемы продемонстрированные здесь, на мастер-классе. (слайд 12) Я считаю, что обучение детей конструированию имеет большое значение, потому что благодаря конструктивной деятельности на занятиях и в самостоятельной игре в конструктор, у ребенка развивается память, мышление, воображение и способность к инициативной самостоятельной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель передача участникам мастер-класса способов, способствующих формированию у дошкольников познавательных способностей в ходе детского конструирования. Задачи 1.включить участников мастер-класса в поиск способов решения педагогических задач в соответствии с темой мастер-класса; 2.создать условия для профессионального общения, самореализации и мотивации для роста творческого потенциала участников мастер-класса; 3.помочь зафиксировать и обобщить результаты совместной деятельности участников мастер-класса ;
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы; -детали конструкторов, которые имеют разные способы крепления; - крупногабаритные модули (блоки) -бумага, картон -природный материал; -бросовый материал
Приемы 1. Игра. 2. Внесение материалов. 3. Постановка задачи . 4. Обговаривание правил. 5. Выясняющие и уточняющие вопросы. 6. Проблемная ситуация
Игра «Волшебный мешочек» д ети вытягивают предмет или часть предмета; р ассуждают что это, для чего, что можно с этим сделать; д ействуют по ситуации (объединяются в команды, выявляют закономерности, определяют тему)
«Построить красный дом из лего - конструктора» «Построить мост через реку для пешеходов» «Сделать машину, у которой 8 колес»
20
Приемы 1. Игра. 2. Постановка проблемной ситуации. 3. В ыясняющие и уточняющие вопросы. 4. Творческое задание . 5. Ограничение.
пополнил, но хотелось бы еще что-то понять ничего не пополнилось, все понятно мастер-класс пополнил ваши приемы
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников.
Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников....
Мастер-класс с педагогами на тему "Мнемотехника как средство развития познавательных способностей дошкольников"
Что такое мнемотехника, как используется в работе с летьми....
Мастер класс. Развитие познавательных способностей дошкольников по средством Лего - конструированию
*: Сегодня современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения .Изменения в дошкольном образовании предполагают, что целью и результатом образовательной деят...
«Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников».
Ожидаемые результаты...
Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»
Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речикак условие развития речевых способностей дошкольников»...
Мастер-класс для педагогов по изготовлению декораций для настольного театра в рамках деятельности областной стажерской площадки «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности»
Театрализованная деятельность в детском саду может включаться в организованную образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостояте...
Мастер - класс для педагогов «Игровые пособия Б.П. Никитина как условие развития познавательных способностей дошкольников»
Главная особенность развивающих игр Б. П. Никитина – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием...