Рабочая программа, модуль "Рисование", образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", подготовительная к школе группа
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования "Детстсво" под редакцияей Т.И.Бабаевой, О.В.Солнцевой, А.Г Гогоберидзе и др. (обязательная часть) и программы художественного воспитания, обучения и развития детей "Цветные ладошки" под редакцией И.А. Лыковой (вариативная часть).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа,модуль "Рисование" подготовительная к школе группа | 56.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №23 «Сказка»
СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете № 1 от 28 августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МАДОУ ЦРР- детского сада № 23 «Сказка» О.Ю. Болониной от 28.08.2020г. № 115-о |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие» Модуль «Рисование»
(подготовительная к школе группа, пятая ступень обучения)
на 2020 – 2021 учебный год
Разработчик:
Сумакова Е.В.
воспитатель 1 квалификационной категории
Зеленоградск
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел программы 1.1. Пояснительная записка……………………………………………… 1.2. Возрастные особенности детей 6-7 лет…………………………….. 2.Содержательный раздел программы 2.1. Планируемые результаты освоения модуля……………………… 2.2. Содержание модуля…………………………………………. 2.3. Календарно – тематическое планирование……………………....... 3.Организационный раздел программы 3.1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности ……………………………… Список используемой литературы……………………………………… | 3 5 7 8 13 18 21 |
1.Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
Актуальность
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Моделируя предметы окружающего мира в процессе изобразительной и конструктивной деятельности, ребенок реализует в организованной и самостоятельной продуктивной творческой деятельности детей реальный продукт, в котором представления о предмете, явлении, ситуации получают материальное воплощение в объемном изображении.
Художественная деятельность - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью).
Рабочая программа (далее - Программа) по модулю «Рисование» для детей 6-7 лет является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР - детский сад № 23 «Сказка», разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями 2019 года, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - детского сада № 23 «Сказка», а также с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. (обязательная часть) и программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией И. А. Лыковой (вариативная часть).
Цель: создание условий для развития способностей, творческой самореализации; обогащение детского эстетического опыта, формирование художественного мышления через различные способы рисования, становление у дошкольника позиции художника – творца.
Задачи
- Активизировать интерес к произведениям народного и профессионального искусства и формировать опыт восприятия произведений искусства различных видов и жанров, способствовать освоению некоторых средств выразительности изобразительного искусства.
- Развивать художественное восприятие, умения последовательно внимательно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира, соотносить увиденное с собственным опытом.
- Формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе развивать умения изображать простые предметы и явления в собственной деятельности.
- Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов
искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру.
- Учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы, инициировать уже самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов, композиций, а также материалов, инструментов, способов и приемов реализации замысла;
- Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности.
1.2. Возрастные особенности детей 6-7 лет
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст, его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.
У детей продолжает развиваться восприятие, образное мышление, навыки обобщения и рассуждения, воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в т.ч. и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
В продуктивной деятельности дети подготовительной группы знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.
Дети самостоятельно могут применять различные техники в рисовании, использовать в работе колорит для создания образов, холодные и теплые тона, выделять и фиксировать смысловой центр в рисунке, умеют передавать в рисунке движение и его характер, используют основные и производные цвета в работе, могут рисовать животных и человечков, совмещать их в сюжетно-жанровой композиции.
В подготовительной к школе группе дети получают более точное представление о строении человека.
В рисунках детей 6-7 лет еще часты нарушения соотношений при изображении ног до колена и ниже, верхней и нижней части рук, но передача движений делается более разнообразной и живой, появляются фигуры бегущих, несущих что-нибудь, катающихся на коньках.
Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Они могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы на разных расстояниях друг от друга.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
2. Содержательный раздел программы
- Планируемые результаты освоения модуля
К семи годам:
- Ребенок любит самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью. Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения по тематике, близкой опыту.
- Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию; последовательно рассматривает предметы.
- Выделяет общие и типичные признаки, некоторые средства выразительности.
- В соответствии с темой создает изображение. Правильно использует материалы и инструменты.
- Владеет техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности.
- Проявляет автономность, элементы творчества, экспериментирует с изобразительными материалами; высказывает предпочтения по отношению к тематике изображения, материалам, продуктивной деятельности.
- Дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес.
- Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей.
- Ребенок проявляет устойчивый интерес к произведениям изобразительного искусства, интересуется проявлениями красоты в окружающем мире, демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры, высказывает собственные предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений,эмоций.
- Дети самостоятельно могут выбрать художественный образ, сюжет, для реализации замысла;
- Могут изобразить объекты реального или фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение, пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки;
- Свободно, самостоятельно, разнопланово экспериментировать с художественными материалами, инструментами;
- Дети могут определить, чем отличается одно произведение искусства от других как по тематике, так и по средствам выразительности, называть к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание.
- Содержание модуля
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцевой – обязательная часть
Умения самостоятельно определять замысел будущей работы, отбирать
впечатления, переживания для выразительного образа, интересного сюжета.
Проявление индивидуального почерка, инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок, умение передавать свое отношение.
Создание выразительного образа с помощью осознанного выбора и сочетания выразительных средств, умений разрабатывать образ; предлагать варианты образа; выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы и их сочетать, по собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Умения планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его; вносить изменения в работу, включать детали, дорабатывать изображение.
Самостоятельное использование способов экономичного применения материалов и проявление бережного отношения к материалам и инструментам.
Освоение и самостоятельное использование разных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, а также с натуры.
Графика.
Представления о графике, ее видах (книжная графика, станковая, прикладная, плакат), средствах выразительности, назначении иллюстрации (сопровождать литературный текст), особенностях языка книжной графики (выразительность линий, штрихов, пятен, передающих особенности форм, движения, жестов, поз, мимики; цвет как способ передачи состояния, настроения героев и отношения к ним автора, композиция не только листа книги, но и макета ее в целом).
Представление о специфике труда художников-иллюстраторов, творческой манере некоторых из них. Понимание того, что художник, создавая иллюстрацию, учитывает жанр литературного произведения (сказка, юмористическое произведение или потешки) и использует разные средства выразительности.
Представления об индивидуальной манере творчества художников-сказочников, иллюстраторов «веселой» книги, художников-анималистов и др. Создание собственных иллюстраций к сказкам, рассказам и другим произведениям; знакомство со станковой и прикладной графикой, плакатом.
Живопись.
Закрепляются и углубляются представления о жанрах живописи и ее средствах выразительности: рисунок как передача характера образа, движения или статики, позы, жеста, мимики; цвет как средство передачи настроения, состояния или отношения художника к изображаемому. Композиция как выделение главного, построение изображения, его планов; материал, способы его использования для передачи выразительности образа.
Натюрморт. Изображение предметов одного порядка, смешанный, сюжетный, натюрморт как часть других жанров живописи.
Пейзаж.
Ландшафт - природа в разные сезоны и времена суток, не только в их ярких проявлениях, но и в переходных; городской, архитектурный, морской и
водный, индустриальный, горный и космический.
Представления о разных видах натюрморта и пейзажа не только по их содержанию, но и по средствам выразительности: писанных в теплой, холодной, контрастной гамме, передающих определенное настроение, состояние и по характеру могущих быть лирическими, торжественными, эпическими, декоративными и т. д., разными и по композиции, и по способам выражения (реалистически-обобщенными, реалистическими с подробной деталировкой, декоративными).
Портрет и его виды: автопортрет, детский портрет, парадный, семейный, социальный, исторический и др. Умение внимательно рассматривать лицо, мимику, руки, позу портретируемого, чтобы понять внутреннее состояние, настроение человека, его социальную характеристику; цветовую тональность изображения, передающую настроение, состояние человека, композицию портрета.
Жанровая живопись, ее виды: сказки, былины, спорт, батальная живопись, картины о труде людей, о животных, на бытовые сюжеты.
Умение устанавливать в картине многообразные связи, как по содержанию, так и по средствам выразительности.
Архитектура.
Представления об архитектуре как искусстве создавать сооружения, их комплексы, необходимые людям для жизни и деятельности, о разных видах архитектуры (промышленные, общественные, жилые здания; сооружение мостов, оформление площадей, набережных, памятников), об особенностях архитектуры, ее функциях (польза, прочность, красота). Сооружение должно быть красивым и хорошо вписываться в окружающую среду.
Роль материала, из которого строится здание, величина и протяженность объемов, расположение их по вертикали и горизонтали, использование различных архитектурных украшений (колонны, портики, арки, решетки, скульптуры, монументальная живопись, мозаика и др.). Детей подводят к пониманию типичного, обобщенного образа сооружения (например, все дома имеют цоколь, стены, крышу, двери, окна) и характерного, индивидуального (Московский Кремль, Адмиралтейство, Большой театр и др.). На экскурсиях, прогулках дети знакомятся с архитектурой своего города, рассматривают фотографии, иллюстрации, изображающие различные сооружения, приобретают практические умения (строить из имеющегося в группе материала здания, мосты, улицы города, бытовые сооружения), используют полученные знания в рисовании, аппликации, лепке.
Художественная деятельность детей
Представления, изобразительные навыки, умения, отношение.
Закрепляются и совершенствуются представления, а также умения и навыки изображения, украшения, постройки. Развивается самостоятельность, инициатива, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания об искусстве, происходит освоение способов изображения, украшения, постройки, изобразительных и технических навыков и умений.
В изображении предметного мира дети добиваются определенного сходства с реальным объектом, особенно при изображении с натуры: передают как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов. Выразительность образа достигается не только через большее сходство в форме, пропорциях, но и передачей характерных поз, динамикой или статикой, жестом, мимикой, существенными деталями.
Совершенствуется умение использовать цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в картине главного. Дети осваивают свойства цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма), красоту ярких, насыщенных и мягких, приглушенных тонов, прозрачность и плотность цветового тона.
При изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности - рисунок, цвет, композицию.
В сюжетном изображении (рисование, лепка, аппликация) - умения выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами, используя все средства выразительности, и особенно композицию; изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта; создавать сюжетные изображения с натуры.
В декоративной деятельности - умения применять полученные знания о декоративном искусстве, создавать нарядные, обобщенные, условные, стилизованные образы, украшать предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении. (Плоскость, которую украшают дети, может быть и объемной.) Умение стилизовать реальные образы, подчеркивая в предмете основное, характерное, опуская детали, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям, а также росписям других народов.
Совершенствовать технические навыки и умения в различных видах искусств: умения использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности с целью создания вьфазительного образа; применять новые изобразительные материалы и инструменты (сангина, пастель, разнообразные мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных номеров); создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления немного черного тона в другой цветовой тон; пользоваться палитрой, техникой кистевой росписи. Осваивать новые способы работы акварелью и гуашью (по сырому и по сухому), способы различного наложения цветового пятна, работы пером, тушевка, штриховка, оттиск, создание эскиза, наброска карандашом или кистью.
Программа по художественному воспитанию, обучению и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой для детей дошкольного возраста - вариативная часть
В рисовании :
– совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков;
- самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно – гуашь, для предварительных набросков или эскизов – уголь или простой карандаш;
- создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ (придумывать названия, готовить рамочки, развешивать и выставлять «картины», выступать в роли экскурсовода);
- в дидактических играх с художественным содержанием учить составлять разные варианты композиции, подбирать красивые гармоничные цветосочетания, различать цветовые контрасты и нюансы, размещать цвета по степени интенсивности (до 5-7 светлотных оттенков).
2.3. Календарно-тематическое планирование
Обязательная часть программы модуля «Рисование» (по программе «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой)
Месяц | Раздел, тема, задачи | Кол-во занятий |
Раздел «Живопись, жанры живописи» | 5 | |
Октябрь 1нед. | Тема:«Осенний натюрморт» Задачи: - продолжать знакомить детей с натюрмортом, как жанром живописи; - дать представление о композиции, композиционном центре картины; - совершенствовать технику рисования с натуры [4, c.76]. | 1 |
Январь. 1нед. | Тема: «Чародейкою зимою, околдован лес стоит…» (рисование пейзажа) Задачи: - продолжать знакомить детей с пейзажем, как с жанром изобразительного искусства и его видами: - учить передавать в рисунке картину зимнего леса; - закрепить навыки работы с акварелью; - воспитывать интерес к зимней природе, радоваться ее красотой [4, c.104]. | 1 |
Март 1нед. | Тема: «Портрет любимой мамочки» Задачи: - продолжать знакомить детей с жанром живописи – портретом; - формировать представление о портрете; - учить передавать в рисунке не только внешнее сходство, но и характер, настроение, используя при этом основные средства выразительности: цвет, линию, композицию [4, c.72] | 1 |
Апрель 2нед. | Тема: «Рисование по мотивам русских народных сказок» (рисование по замыслу, жанровая живопись) Задачи: - уточнять и обогащать знания детей о книгах, о художниках-иллюстраторах, работающих над ними, о русских народных сказках; - учить рисовать по мотивам русских народных сказок; - совершенствовать изобразительные умения в художественной деятельности; - воспитывать интерес к устному народному творчеству, уважение и бережное отношение к книгам [4, c.150]. | |
Май 1нед. | Тема: «Мы помним на веки и в сердце храним…» (жанровая живопись, сюжетное рисование) Задачи: - учить создавать сюжетный рисунок с помощью гуаши; - расширить знания детей о ВОВ, знакомить дошкольников с жизнью народа в этот период; - воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ [4, c.154]. | 1 |
Раздел «Графика» | 3 | |
Сентябрь 1нед. | Тема: «День знаний. Скоро в школу!» Задачи: - расширять и обогащать представления детей о школе; - вызывать эмоционально-эстетический отклик на выразительный художественный образ – изображение сценок из школьной жизни; - подводить детей к пониманию образа, выделению некоторых средств выразительности (позы, мимики, жестов, цвета, передаваемого средством раскрытия сюжета); - учить пользоваться графическим материалом при создании наброска; - создавать условия для отражения впечатлений в рисунке; - развивать композиционные умения (учить размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности) [4, c.65]. | 1 |
Декабрь 1 нед. | Тема: «Государственные символы России» (предметное рисование) Задачи: - формировать элементарное представление о символике нашей страны, её значении, развивать познавательный интерес к истории государства; - закреплять умение пользоваться графическим материалом при создании наброска; - развивать изобразительно-художественные навыки, создавать государственные символы своей страны, учить самостоятельно создавать первоначальный эскиз простым карандашом, подбирая цвет, детали; - воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны (гербу, флагу) [4, c.85]. | 1 |
Февраль 2нед. | Тема: «У него четыре лапы, черный нос и хвост лохматый» (предметное рисование) Задачи: - продолжать знакомить с домашними животными, интересными факторами их жизни; - учить рисовать собаку; - развивать умения работать с графическими материалами, правильно располагать части тела животного на бумаге; - воспитывать внимание и заботливое отношение в домашним животным [4, c.73]. | |
Раздел «Архитектура» | 1 | |
Ноябрь 3нед. | Тема: «Строить дом всем надо дружно – это главное, что нужно» (рисование по представлению). Задачи: - вызвать интерес детей к истории строительства, продолжать знакомить с архитектурой (жилые здания), обычаями строительства и культурными традициями проживания; - подводить к пониманию зависимости конструкций здания от его назначения; - учить самостоятельно придумывать и изображать жилой дом, опираясь на обобщенные представления о строении здании и архитектурных элементов; - развивать мышление, связную речь, творческое воображение, мелкую моторику; - воспитывать уважение к труду строителей, заботливое отношение к своему дому [4, c.82]. | 1 |
Всего | 9 |
Вариативная часть программы модуля «Рисование» (по программе «Цветные ладошки» под редакцией И.А. Лыковой)
Месяц | Тема, задачи | К-во занятий |
Сентябрь 2нед. | Рисование предметное. Тема: «Картинки на песке» (педагогическая диагностика). Задачи: - выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности; умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу; - владение графическими навыками, уровень развития творческого воображения и опыта эстетической деятельности; - готовность к переносу способов одного вида художественной деятельности (рисование на песке) в другой вид (рисование на бумаге) [5, c.18] | 1 |
Октябрь 2нед. | Тема: «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки). Рисование декоративное по мотивам дымковской игрушки Задачи: - инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок – украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами; - обратить внимание на зависимость узора от формы изделия; - совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, проворачивая и рассматривая ее со всех сторон; - воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству [5, c.124]. | 1 |
Ноябрь 2нед. | Тема: «Разговорчивый родник» Задачи: - познакомить с новым художественным материалом – пастелью; - показать приемы работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушевка); - учить передавать движение воды: рисовать свободные динамические линии – «струйки» разного цвета; - развивать чувство цвета; - воспитывать смелость, уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними [5, 88]. | 1 |
Декабрь 3нед. | Тема: «Морозные узоры» (декоративное рисование по мотивам кружевоплетения) Задачи: - учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения; - расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуация для свободного творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и пр.); - совершенствовать технику рисования концом кисти; - развивать чувство формы и композиции [5, 94]. | 1 |
Январь 2нед. | «Баба Яга и леший (лесная небылица)». Рисование по сюжетному замыслу. Задачи: - учить детей рисовать сказочные сюжеты: самостоятельно выбирать эпизод, обдумывать позы и характер взаимодействия героев (например за столом в избушке баба Яга угощает лешего оладушками); - развивать способности к сюжетосложению и композиции; - формировать умение представлять изображенный объект с разных точек зрения (вид на избушку снаружи – экстерьер и внутри –интерьер; - воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве [5, 112]. | 1 |
Февраль 2нед. | Тема: «Кони-птицы» (рисование по мотивам Городейцкой росписи) Задачи: - создать условия для рисования детьми фантазийных коней-птиц по мотивам Городецкой росписи; - развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции; - воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно-прикладном искусстве [5, 118]. | |
Март 3нед. | Тема: «Золотой петушок». Рисование по мотивам литературного произведения Задачи: - создать условия для изображения детьми сказочного петушка по мотивам литературного произведения; - развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции; - поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность, в поиске средств художественно-образной выразительности; - воспитывать художественный вкус[5, c.166]. | |
Апрель 1нед. | Тема: «Летающие тарелки или пришельцы из космоса». Задачи: - вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве; - направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов; - развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию [5, c.186] | |
Май 1нед. | Рисование по замыслу Тема: «Весенняя гроза» Задачи: - продолжать учить детей отражать в рисунке свои представления о стихийных явлениях природы – таких, как буря, ураган, гроза; - инициировать поиск средств художественно-образной выразительности; - объяснить принцип ассиметрии, передающий движение (динамику картины); - развивать чувство цвета, формы, композиции; - воспитывать интерес к природе [5, c.196]. | |
Всего | 9 |
3.1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
№ п\п | Наименование | К-во |
Оборудование | ||
1. | Интерактивная доска | 1 |
2. | Ноутбук | 1 |
3. | Проектор | 1 |
4. | Компактная стереосистема «Panasonic» | 1 |
5. | Музыкальный центр | 2 |
6. | Телевизор | 1 |
7 | Детский магнитный планшет для рисования | 1 |
8. | Двухсторонний мольберт (магнитная и для написания мелом доски) | 2 |
9. | Стеклянный мольберт для нетрадиционного рисования; | 1 |
10 | Набор для творчества «Летающие краски» | 1 |
11. | Световой стол для рисования песком | 1 |
Средства обеспечения освоения программы Аудио- и видео – пособия | ||
9. | «Фантазеры, талантливый дизайнер» | 1 |
10. | Обучающие раскраски» Дошкольник (диск) | 1 |
Наглядный материал | ||
11. | Картины, предметные картинки Предметы народных промыслов: Игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская), из дерева (полхов-майданская, вологодская, загорская, богородская). Предметы быта из бересты (шкатулки, посуда, разделочные доски и т. п.). Роспись и резьба по дереву (Городец); роспись на подносах (Жостово), кружево (вологодское, вятское), вышивка и ткачество (расписные полотенца, рубахи), роспись посуды (новгородская, псковская), изделия из теста (поморские козули) и т. п. Книжная графика: Иллюстрации художников Л. Владимирского, В. Конашевича, Н. Кочергина, В. Лебедева, Т. Мавриной, Л. Токмаковой, Е. и Н. Чарушиных, Т. Юфы и других. Натюрморт. А. Головин «Купавки»; М. Кончаловский «Поднос и овощи»; П. Кончаловский «Сирень белая и розовая», «Персики»; И. Левитан «Белая сирень», «Одуванчики», «Васильки»; Э. Мане «Персики»; И. Машков «Редиска», «Малина», «Синие сливы», «Розы в хрустальной вазе»; И. Репин «Яблоки»; Ф. Толстой «Ветка крыжовника», «Клубника»; И.Хруцкий «Цветы и плоды». Пейзаж. И. Айвазовский «Волна», «Черное море»; Ф. Васильев «Мокрый луг», «Болото», «Деревенский пейзаж»; Б. Коровин «Зимой», «Мостик», «Осень»; А. Куинджи «Березовая роща»; Б. Кустодиев «Масленица»; И. Левитан «Золотая осень», «Сумерки», «Март», «Весна - большая вода», «Березовая роща», «Сараи у лесной опушки», «Летний вечер»; Г. Нисский «Околица», «Ночка», «Зима», «Радуга», «Февраль», «Подмосковье»; В. Поленов «Московский дворик», «Золотая осень»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; В. Серов «Октябрь,. «Домотканово»; И. Шишкин «Сосновый бор», «Сосны, освещенные солнцем», «Вечер. Дубы», «Цветы на опушке леса», «Рожь». Портрет. И.Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме»; А. Архипов «Девушка с кувшином»; А. Венецианов «Захарка»; П. Кончаловский «Лизонька»; А. Мыльников «Верочка»; В. Поленов «Ванька с Окуловой горы»; Д. Рейнольде «Плутовка»; И. Репин «Стрекоза. Портрет дочери художника»; В. Серов «Портрет Микки Морозова»; В. Суриков «Смеющийся солдат (этюд к картине „Переход Суворова через Альпы")»; В. Тропинин «Портрет сына художника»; Ф.Хальс «Смеющийся мальчик», «Цыганочка», «Поющие мальчики», «Мальчик-рыбак», «Дети с кружкой». | |
Музыкальные диски | ||
12. | Ритмическая мозаика 4 Развивающая музыка для детей от 0 до 7 лет Новые детские песни «Пойте с нами» Звуки, голоса и шумы окружающего мира Развивающая музыка для детей от 0 до 7 лет Новые детские песни «Пойте с нами» Е Железнова «Игровая гимнастика». |
№ п/п | Основное направление развития по ФГОС | Наименование | Имеется в наличии (шт) |
1. | Художественно -эстетическое развитие | Наборы для художественного творчества для каждого ребенка | 35 |
2. | Пальчиковый театр (заяц, волк, лиса, медведь, лягушка и др.) | 1 | |
3. | Кукольный перчаточный театр («Курочка Ряба», «По щучьему велению», «Красная шапочка» | 1 | |
4. | Набор театра «Репка» (деревянный) | 1 | |
5. | Набор театра «Красная шапочка» (резиновый) | 1 | |
6. | Театральная ширма «Домик» | 1 | |
Дидактический материал | |||
№ п\ п | Наименование | Имеется в наличии (шт) | |
1. | «Времена года – демонстрационный материал | 1 | |
2. | «Дикие и домашние животные» - демонстрационный материал | 1 | |
3. | «Посуда» - демонстрационный материал | 1 | |
4. | «Деревья» - демонстрационный материал | 1 | |
5. | «Транспорт» - демонстрационный материал | 1 | |
6. | Альбомы «Роспись» - демонстрационный материал | 1 | |
7. | «Мебель» - демонстрационный материал | 1 | |
8. | «Птицы» - демонстрационный материал | 1 | |
9. | «Любимые сказки» - демонстрационный материал | 1 | |
10. | Декоративно-прикладное искусство (Павлово-Посадские платки, орнамент, палитра, основные и смешанные цвета, гжель, мозаика, цвет в геральдике, теплые цвета, хохломская роспись, деревянные игрушки) | 1 |
Список использованной литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155. Основан на ФЗ №273от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации». М.: Педагогическое общество России, 2014. 31 с.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для детского сада с изменениями 2021 года. https://potrebitel-expert.ru/uslugi/sanpin-dlya-detskih-sadov/
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». СПб.: Детство- Пресс, 2019. 352 с.
- Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты (разработано в соответствии с ФГОС). СПб.: Детство-Пресс, 2015. 240 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (художественное образование): учебно-методическое пособие. М.: Цветной мир, 2017. 208 с
- Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). М.: Цветной мир, 2019. 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа непосредственно-образовательной деятельности "Шахматы" в подготовительной к школе группе.
В соответствии с требованиями нашего современного общества, педагогу необходимо искать новые формы и средства обучения детей, вовлечения их в мир познания! Шахматы – это не...
Рабочая программа воспитательно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муницип
Принято Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №11»...
Рабочая программа воспитательно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы муниципального бюджетного дошкольного разовательного учреждения «Детский сад №11 г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муницип
Принято Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №11»...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа воспитателя по области "Познавательное развитие" (подготовительная к школе группа)
Рабочая программа воспитателя по области "Познавательное развитие" (подготовительная к школе группа)...
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (подготовительная к школе группа)
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (подготовительная к школе группа)...