Рабочая программа, модуль "Лепка", образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", подготовительная к школе группа
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования "Детстсво" под редакцией Т.И.Бабаевой, О.В. Солнцевой, А.Г.Гогоберидзе и др. (обязательная часть) и программы художественного воспитания, обучения и развития детей "Цветные ладошки" по редакцией И.А.Лыковой (вариативная часть)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа,модуль "Лепка" подготовительная к школе группа | 44.61 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете № 1 от 28 августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МАДОУ ЦРР- детского сада № 23 «Сказка» О.Ю.Болониной от28.08.2020г. № 115-о |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Модуль «Лепка»
(подготовительная к школе группа, пятая ступень обучения)
на 2020 – 2021 учебный год
Разработчик:
Сумакова Е.В. - воспитатель
1квалификационной категории
Зеленоградск
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел программы 1.1. Пояснительная записка……………………………………………… 1.2. Возрастные особенности детей 6-7 лет………………………………………………………………………………… 2.Содержательный раздел программы 2.1. Планируемые результаты освоения модуля……………………….. 2.2. Содержание модуля…………………………………………………. 2.3. Календарно – тематическое планирование……………………....... 3.Организационный раздел программы 3.1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности ……………………………… Список использованной литературы………………………………….. | 3 5 7 7 8 13 15 |
1.Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
Актуальность
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
Художественная деятельность - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Моделируя предметы окружающего мира в процессе изобразительной и конструктивной деятельности, ребенок реализует в организованной и самостоятельной продуктивной творческой деятельности детей реальный продукт, в котором представления о предмете, явлении, ситуации получают материальное воплощение в объемном изображении.
Занятия изобразительно-художественной деятельностью удовлетворяют потребность ребенка в продуктивной деятельности, в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому. Неоспоримо, что детское художественное творчество представляет собой необычайную педагогическую ценность.
.Рабочая программа (далее - Программа) по модулю «Лепка» для детей 6-7 лет является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР - детский сад №23 «Сказка», разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями 2019 года, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - детского сада №23 «Сказка», а также с учетомкомплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство»под редакцией Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. (обязательная часть) и программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией И. А. Лыковой (вариативная часть).
Цель: создание условий для развития способностей, творческой самореализации; обогащение детского эстетического опыта, формирование художественного мышления через различные способы лепки.
Задачи:
- Знакомить детей с изобразительным искусством, его видами и жанрами.
- Совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения в художественной деятельности.
- Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивыепредметыи явления.
- Создавать благоприятные условия для развития детей в соответствиис их возрастными и индивидуальнымиособенностями и склонностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой , с другими детьми, взрослыми и миром.
- побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки, приемы декорирования образа
- Учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа (плавные движения при создании пластичного образа из глины)
1.2.Возрастные особенности детей 6-7 лет
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст, его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.
У детей продолжает развиваться восприятие, образное мышление, навыки обобщения и рассуждения, воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в т.ч. и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
В продуктивной деятельности дети подготовительной группы знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.
Дети учатся лепить всю фигуру из одного куска глины, намечая сперва ее общую форму, а затем детали. При лепке из целого куска возможно и отделение лишней глины, а также прибавление недостающей к той или иной части фигуры. Вся основная работа производится движениями пальцев, иногда всей кистью руки.
Скатывание ладонями, которое использовалось в предшествующих группах при лепке отдельных частей простой формы, теперь используется реже.
Старшие дети пользуются стекой – ею они надрезают, разделяют части в целом куске глины. В лепке дети могут создавать изображение с натуры и по представлению, владеют пластическим рельефом. Способны также объединять изображенные предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между частей работы в композиции и дополнять и украшать свою работу новыми деталями.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
2. Содержательный раздел программы
- Планируемые результаты освоения модуля
К семи годам:
- Проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности, имеет творческие увлечения.
- Проявляет эстетические чувства, откликается на прекрасное в окружающем мире и искусстве; узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты.
- Предметы народных промыслов, задает вопросы о произведениях, поясняет некоторые отличительные особенности видов искусства;
- Экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения.
- Демонстрирует высокую техническую грамотность; планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность.
- Адекватно оценивает собственные работы; в процессе выполнения коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми.
- Содержание модуля
Лепка с натуры и по представлению
- Учить лепить знакомые предметы с натуры и по представлению, выразительно передавая очертания форм, характерные признаки, правильно передавая форму, строение, величину, фактуру стекой, рельефом; учить передавать несложные движения.
Сюжетная лепка.
- Учить передавать в лепке разнообразные сюжеты на темы окружающей жизни, на темы литературных произведений, располагая предметы на подставке,используя доступные детям средства выразительности (композицию, форму, динамику)
- Передавать действенную связь между событиями и относительную величину предметов между собой–дочка не может быть больше, чем мама; и внешнюю характеристику(как передать злость собаки – лает, пасть открыта).
Декоративная лепка.
- Учить лепить птиц, человека, животных по типу народных игрушек (каргопольская, дымковская, богородская игрушки и т.д.), расписывая вылепленные изделия ангобом или гуашью.
- Календарно – тематическое планирование
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой – обязательная часть
месяц | Раздел, тема, задачи | К-во занятий |
Раздел «Предметная лепка” | 3 | |
Сентябрь 2 нед. | Тема: «Школьные принадлежности» (предметная лепка, оценка индивидуального развития) Задачи: - расширить и систематизировать знания детей о предметном мире; - обобщать представления о школе и школьных принадлежностях; - учить лепить школьные принадлежности, пользоваться лепным материалом; - выявлять уровень знаний детей о школе, уровень знаний и умений в работ с лепным материалом [4, c.165]. | 1 |
Декабрь 2нед. | Тема: «Снежный кролик» (предметная лепка) Задачи: - вызвать интерес к такому свойству снега, как пластичность; - продолжать учить создавать выразительные лепные образы конструктивным способом; - пояснить связь между пластической формой и способом лепки; - развивать технику работы с пластилином, мелкую моторику пальцев рук; - учить задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей, оформлять вылепленную фигурку дополнительными элементами; - вызвать интерес к сезонным изменениям в природе зимой [4, c.177]. | 1 |
Февраль 3нед. | Тема: «Мы летим под облаками, а земля плывет под нами…» (пластилинография) Задачи: - продолжать знакомить детей с историей возникновения и развития авиации; - продолжать учить лепить самолет в технике пластилинографии – работе с пластилином на горизонтальной плоскости; - закреплять умения делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней; - продолжать учить составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваясь точной передачи его формы, строения его частей; - развивать мелкую моторику кистей рук [4, c.188]. | 1 |
Раздел «Декоративная лепка» | 2 | |
Октябрь 2 нед. | Тема: «Мир скульптуры» (знакомство со скульптурой с использованием ИКТ) Задачи: - продолжать знакомить детей со скульптурой как с видом изобразительного искусства; - показать отличие скульптуры от живописи, дать представление о разнообразии выразительных средств скульптуры, дать краткую информацию о работе скульптора; - познакомить с произведениями нескольких известных русских скульпторов, хранящихся в Государственном Русском музее; - развивать эмоциональное восприятие, творческое воображение; - поощрять речевую активность; - привлекать к самостоятельным, обдуманным высказываниям по поводу увиденного [4, c.167] | 1 |
.Май 3нед. | Тема: «Бабачка-красавица» (декоративная пластилинография) Задачи: - продолжать знакомить детей с насекомыми; - расширять знания и представления об особенности внешнего вида бабочки; - знакомить с симметрией в природе и в рисунке на примере бабочки; - совершенствовать умения работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисование пластилином; - расширять знания о возможностях работы с пластилином: учить наносить мазки плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения; - развивать наблюдательность, воспитывать интерес и уважение к живой природе [ 4, c.196]. | 1 |
Раздел «Сюжетная лепка» | 4 | |
Ноябрь 1 нед. | Тема: «Путешествие в прошлое» (сюжетная лепка) Задачи: - продолжать знакомить детей с первобытным миром; - инициировать создание коллективной композиции из разных динозавров; - продолжать учить лепить коллективным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы лепки открытого рта; - разнообразить варианты оформления поверхности тела динозавров (ставить отпечатки колпачком фломастера и тканью грубого плетения); - воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности [4 , c.186]. | 1 |
Январь 2нед. | Тема: «Зимние забавы. Мы играем со снежками» (сюжетная лепка) Задачи: - закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях природы; - уточнять знания о зимних праздниках, забавах; - учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними; - закреплять способ лепки в стилистике народной игрушки – из цилиндра (валика), надрезанного с концов; - продолжать учить передавать несложные движения (наклон и поворот туловища, сгибания рук, перемещение ног; - стимулировать интерес к экспериментированию в работе: включать в оформление работы бросовый материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте; - воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящих в жизни детей в определенное время года [4, c.181]. | 1 |
Март 3нед. | Тема: «Мы садимся в два рядка и посмотрим сказку» (сюжетная лепка» Задачи: - учить детей лепить по мотивам русских народных сказок, самостоятельно выбирать отдельного героя или сюжет, определять способ и приемы лепки в зависимости от характера образа; - формировать умение придавать персонажам сказочные черты (внешность, элементы костюма, интерьера); - развивать способности к сюжетосложению и композиции; - воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность, интерес к театральным постановкам, самостоятельному воспроизведению театральных действий [4, c.194]. | 1 |
Апрель 3нед. | Тема: «Аквалангисты» (коллективная сюжетная лепка) Задачи: - учить детей учить аквалангиста: формировать умение изображать человека в движении, передавать особенности экипировки (маска ныряльщика, баллоны с кислородом, ласты), характерную позу и движение; - побуждать к поиску средств образной выразительности; - продолжать учить лепить конструктивным способом; - развивать мелкую моторику, словарный запас, усидчивость, творческие способности [ 4, c.195]. | 1 |
Всего | 9 |
Вариативная часть программы модуля «Рисование» (по программе «Цветные ладошки» под редакцией И.А. Лыковой)
месяц | Раздел, тема, задачи | К-во занятий |
Раздел «Предметная лепка” | 4 | |
Сентябрь 1 нед. | Тема: «Азбука в картинках» (коллективная рельефная лепка) Задачи: - закрепить представление детей о начертании печатных букв: показать, что буквы можно не только писать, но и лепить (моделировать) разными способами; - предложить передать конфигурацию знакомых букв пластическими средствами (по замыслу); - развивать интерес к освоению грамоты [5,c.36]. | 1 |
Ноябрь 1нед. | Тема: «Едем – гудим! С пути – уйди!» транспорт для путешествий. Лепка предметная (на каркасе). Задачи: - инициировать творческие проявления детей при создании машинок на основе готовых (бытовых) форм; - вызвать интерес к экспериментированию с формой; - уточнять представление о форме предметов, анализировать особенности их строения, соотношения частей; - развивать воображение, чувство формы; - поощрять инициативу, самостоятельность [5, c.72]. | 1 |
Декабрь 2 нед. | Тема: «Елкины игрушки – шишки, мишки и хлопушки!» Лепка из соленого теста (тестопластика). Задачи: - учить детей создавать образы животных, игрушек, бытовых предметов: лепить из соленого теста скульптурным способом или вырезывать формочками для выпечки; - показать новый способ оформления лепных фигурок – оборачивание фольгой или яркими фантиками; - развивать чувство формы, пропорций, глазомер, согласованность в работе обеих руки; - воспитывать аккуратность, вызвать желание украсить интерьер [5, c.102] | 1 |
Март 1нед. | Тема: «Конфетница для мамочки» Лепка декоративная модульная (из колец) Задачи: - учить детей лепить красивые и в то же время функциональные (полезные предметы в подарок близким людям; - познакомить с новым способом лепки – из колец; - показать возможность моделирования формы изделия (расширения или сужения в отдельных частях) за счет измерения длины исходных деталей – «колбасок»; - воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи [5, c.150] | 1 |
Раздел «Декоративная лепка» | 1 | |
Январь 3нед. | Тема: «Нарядный индюк» (по мотивам вятской игрушки). Лепка декоративная по мотивам народной пластики. Задачи: - продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства; - учить лепить индюка из конуса и дисков; - создать условия для творчества по мотивам дымковской игрушки; - воспитывать интерес к народной культуре [5, c.114]. | 1 |
Раздел «Сюжетная лепка» | 4 | |
Октябрь 3 нед. | Тема: «Лебедушка» (лепка коллективная на зеркале или фольге) Задачи: - совершенствовать технику скульптурной лепки; - продолжать учить оттягивать от всего куска такое количество материала, которое понадобится для моделирования шеи и головы птицы; - свободно применять знакомые приемы лепки для создания выразительного образа; - развивать чувство формы и пропорций; - воспитывать интерес к скульптуре [5, c.54] | 1 |
Февраль 1нед. | Тема: «У лукоморья дуб зеленый…». (коллективная композиция) Задачи: - учить детей создавать коллективную пластическую композицию по мотивам литературного произведения; - учить планировать и распределять работу между участниками творческого проекта; - совершенствовать технику лепки (свободно сочетать разные способы и приемы, в зависимости от характера образа); - развивать способности к композиции; - формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества [5, c.126]. | 1 |
Апрель 2нед. | Тема: «Покорители космоса – наши космонавты». Задачи: - совершенствовать умение лепить фигуру человека; - предложить варианты лепки конструктивным и комбинированным способами (по выбору детей); - нацелить на изображение характерной экипировки (скафандр, комбинезон, балонны с кислородом); - учить самостоятельно находить приемы для передачи движения космонавта в разных космических ситуациях (парит в невесомости, ремонтирует корабль, идёт по луне или приветствует инопланетян) [5, c.190]. | 1 |
Май 2нед. | Тема: «Мы на луг ходили, мы лужок лепили» Задачи: - учить детей лепить на выбор луговые растения, передавая характерные особенности их строения и окраски, придавая поделке устойчивость (укреплять на подставке); - формировать коммуникативные навыки; - развивать наблюдательность; - воспитывать интерес к живой природе [5, c.198] | 1 |
Всего | 9 |
3.1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
№ п\п | Наименование | К-во |
Оборудование | ||
1. | Интерактивная доска | 1 |
2. | Ноутбук | 1 |
3. | Проектор | 1 |
4. | Компактная стереосистема «Panasonic» | 1 |
5. | Музыкальный центр | 2 |
6. | Телевизор | 1 |
Средства обеспечения освоения программы Аудио- и видео – пособия | ||
9. | «Фантазеры, талантливый дизайнер» | 1 |
Наглядный материал | ||
11. | Картины, предметные картинки Предметы народных промыслов: Игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская), из дерева (полхов-майданская, вологодская, загорская, богородская). Предметы быта из бересты (шкатулки, посуда, разделочные доски и т. п.). Роспись и резьба по дереву (Городец); роспись на подносах (Жостово), кружево (вологодское, вятское), вышивка и ткачество (расписные полотенца, рубахи), роспись посуды (новгородская, псковская), изделия из теста (поморские козули) и т. п. Книжная графика: Иллюстрации художников Л. Владимирского, В. Конашевича, Н. Кочергина, В. Лебедева, Т. Мавриной, Л. Токмаковой, Е. и Н. Чарушиных, Т. Юфы и других. Натюрморт. А. Головин «Купавки»; М. Кончаловский «Поднос и овощи»; П. Кончаловский «Сирень белая и розовая», «Персики»; И. Левитан «Белая сирень», «Одуванчики», «Васильки»; Э. Мане «Персики»; И. Машков «Редиска», «Малина», «Синие сливы», «Розы в хрустальной вазе»; И. Репин «Яблоки»; Ф. Толстой «Ветка крыжовника», «Клубника»; И.Хруцкий «Цветы и плоды». Пейзаж. И. Айвазовский «Волна», «Черное море»; Ф. Васильев «Мокрый луг», «Болото», «Деревенский пейзаж»; Б. Коровин «Зимой», «Мостик», «Осень»; А. Куинджи «Березовая роща»; Б. Кустодиев «Масленица»; И. Левитан «Золотая осень», «Сумерки», «Март», «Весна - большая вода», «Березовая роща», «Сараи у лесной опушки», «Летний вечер»; Г. Нисский «Околица», «Ночка», «Зима», «Радуга», «Февраль», «Подмосковье»; В. Поленов «Московский дворик», «Золотая осень»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; В. Серов «Октябрь,. «Домотканово»; И. Шишкин «Сосновый бор», «Сосны, освещенные солнцем», «Вечер. Дубы», «Цветы на опушке леса», «Рожь». Портрет. И.Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме»; А. Архипов «Девушка с кувшином»; А. Венецианов «Захарка»; П. Кончаловский «Лизонька»; А. Мыльников «Верочка»; В. Поленов «Ванька с Окуловой горы»; Д. Рейнольде «Плутовка»; И. Репин «Стрекоза. Портрет дочери художника»; В. Серов «Портрет Микки Морозова»; В. Суриков «Смеющийся солдат (этюд к картине „Переход Суворова через Альпы")»; В. Тропинин «Портрет сына художника»; Ф.Хальс «Смеющийся мальчик», «Цыганочка», «Поющие мальчики», «Мальчик-рыбак», «Дети с кружкой». | |
Музыкальные диски | ||
12. | Ритмическая мозаика 4 Развивающая музыка для детей от 0 до 7 лет Новые детские песни «Пойте с нами» Звуки, голоса и шумы окружающего мира Развивающая музыка для детей от 0 до 7 лет Новые детские песни «Пойте с нами» Е Железнова «Игровая гимнастика». |
№ п/п | Основное направление развития по ФГОС | Наименование | Имеется в наличии (шт) |
1. | Художественно- -эстетическое развитие | Наборы для художественного творчества для каждого ребенка | 35 |
2. | Пальчиковый театр (заяц, волк, лиса, медведь, лягушка и др.) | 1 | |
3. | Кукольный перчаточный театр («Курочка Ряба», «По щучьему велению», «Красная шапочка» | 1 | |
4. | Набор театра «Репка» (деревянный) | 1 | |
5. | Набор театра «Красная шапочка» (резиновый) | 1 | |
6. | Театральная ширма «Домик» | 1 | |
Дидактический материал | |||
№ п\ п | Наименование | Имеется в наличии (шт) | |
1. | «Времена года – демонстрационный материал | 1 | |
2. | «Дикие и домашние животные» - демонстрационный материал | 1 | |
3. | «Посуда» - демонстрационный материал | 1 | |
4. | «Деревья» - демонстрационный материал | 1 | |
5. | «Транспорт» - демонстрационный материал | 1 | |
6. | Альбомы «Роспись» - демонстрационный материал | 1 | |
7. | «Мебель» - демонстрационный материал | 1 | |
8. | «Птицы» - демонстрационный материал | 1 | |
9. | «Любимые сказки» - демонстрационный материал | 1 | |
10. | Декоративно-прикладное искусство (Павлово-Посадские платки, орнамент, палитра, основные и смешанные цвета, гжель, мозаика, цвет в геральдике, теплые цвета, хохломская роспись, деревянные игрушки) | 1 |
Список использованной литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155. Основан на ФЗ №273от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации». М.: Педагогическое общество России, 2014. 31 с.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для детского сада с изменениями 2021 года. https://potrebitel-expert.ru/uslugi/sanpin-dlya-detskih-sadov/
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» (разработано в соответствии с ФГОС). СПб.: Детство- Пресс, 2019. 352 с.
- Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты (разработано в соответствии с ФГОС). СПб.: Детство-Пресс, 2015. 240 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (художественное образование): учебно-методическое пособие.М.: Цветной мир, 2013. 208 с
- Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). М.: Цветной мир, 2007. 144 с. 16-е издание, перераб. и доп.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа непосредственно-образовательной деятельности "Шахматы" в подготовительной к школе группе.
В соответствии с требованиями нашего современного общества, педагогу необходимо искать новые формы и средства обучения детей, вовлечения их в мир познания! Шахматы – это не...
Рабочая программа воспитательно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муницип
Принято Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №11»...
Рабочая программа воспитательно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы муниципального бюджетного дошкольного разовательного учреждения «Детский сад №11 г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муницип
Принято Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №11»...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа воспитателя по области "Познавательное развитие" (подготовительная к школе группа)
Рабочая программа воспитателя по области "Познавательное развитие" (подготовительная к школе группа)...
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (подготовительная к школе группа)
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (подготовительная к школе группа)...