Программа развивающего центра "Уникум" подготовительная группа №2 на 2020-2021 уч.год STEM-блок
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Гладенкова Марина Алексеевна

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» Каменского муниципального района

Воронежской области

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад «Колокольчик»

______________В.И. Землянская

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Развивающего центра

«Уникум»

Подготовительные к школе группы

                             Составители:

                                      воспитатели:

Панкова Н.В.

Гладенкова М.А.

п. Каменка 2020-2021 у.г.

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана для развивающего центра   «Уникум». Занятия в центре проводятся   с  детьми  6-7 лет в первой  половине дня  4 раза в неделю. 

Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится мыслить чётко и ясно, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.

В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.

1.2.Принцип построения курса

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – интеллектуального развития дошкольников.

Программа  адресована детям подготовительных групп и рассчитана на 1год. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы  занятия в центре должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10-12 человек.

Первые три недели месяца проходит знакомство с играми и технологией их применения, в последнюю неделю проводится игровое занятие с использованием этих игровых пособий. Один раз в год проводится развлечение для детей.

Принципы обучения:

  • Учёт возрастных особенностей детей.
  • Дифференцированный подход.
  • Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.
  • Вариативность содержания и форм проведения занятий
  • Наглядность;
  • Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
  • Повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
  • Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
  • Поэтапное использование игр.
  • Гуманное сотрудничество воспитателя и детей.

Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155)

3. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

4. . СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к   устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

1.3. Цели программы: развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.

Основными задачами реализации программы являются:

  • Обучение  пониманию и  решению логических задач.
  • Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
  • Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.  
  • Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
  • Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».
  • Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
  • Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.
  • Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации  в игровой и творческой видах деятельности.
  • Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
  • Формирование устойчивого интереса у детей и родителей  к развивающим играм.

Структура программы:

Название развивающего центра «Уникум» отражает основное направление деятельности  (воображать, творить, фантазировать, мыслить). В своей программе используем развивающие игры В.В. Воскобовича   Б.П. Никитина, блоки Дьенеша, цветные палочки  Х. Кюизенера, лабиринты, игры – головоломки «Монгольская игра», «Танграм», «Коломбово яйцо», «волшебный круг», образовательный модуль по системе Фребеля, математический лего поезд, программно-дидактический комплекс «Мате:плюс.» т.д. ООД по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. ООД осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь так и способов познания) (сравнения, уравнивание, моделирование, классификация  и др.)

В процессе развивающих игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребёнка с взрослым и сверстниками, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребёнка в деятельности.

Кроме этого, в развивающей игре свойственна  познавательная и игровая мотивация, которая стимулирует выбор ребёнком необходимых практических и умственных результативных действий, способствуют развитию мышления и речи.

Примерная структура занятий: разминка; основное содержание занятия – изучение нового материала; физминутка, пальчиковая гимнастика; закрепление нового материала; игра, рисование.

Ожидаемые результаты:

  • дети осваивают цифры и буквы, счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;
  • умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;
  • умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;
  • у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;
  • хорошо развита мелкая моторика рук.
  • у детей сформированы важные качества личности, самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность.
  • проявления интереса к математике.
  • дети владеют объяснительной и доказательной речью.
  • могут оперировать знаками, символами.
  • развита способность видеть, открывать в мире свойства, отношения, зависимость.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:

Основное содержание программы

Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей трудности, постепенного увеличения нагрузки, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Краткое описание разделов. (Разделы соответствуют определённым логическим операциям).

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностий. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.

Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.

Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей.    Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?) Решение логических задач.

Формы и методы организации занятий:

- Развивающие игры;

- Игры-путешествия;

- Работа с логическими блоками Дьенеша;

-Работа с образовательными модулями по системе Фребеля;

- С палочками Кюизенера;

-С методическим комплексом «Мате плюс»

-С кубиками Никитина и КАОСА;

- Отгадывание загадок,

- Рассматривание, объяснение.

   

Формы работы:

- групповые;

- индивидуальные – с наиболее одаренными заинтересованными детьми;

- работа в парах;

- работа микрогруппах;

- самостоятельная форма работы.

Методы:

- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);

- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);

- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, схем, фотографий);

- Показ мультимедийных материалов.

В процессе обучения  дети учатся:

- Работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

- Ставить вопросы;

- Обращаться за помощью;

- Формулировать свои затруднения;

- Предлагать помощь и сотрудничество;

- Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- Слушать собеседника;

- Договариваться и приходить к общему решению;

- Формулировать собственное мнение и позицию;

- Осуществлять взаимный контроль;

- Адекватно оценивать собственное поведение и

План Рабочей программы «Уникум» составлен на основе:

2.ООП МБДОУ «Детский сад №6 «Колокольчик».

3. Рабочей программы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования .

4. Бахарева К.С «Маленький математик: математически игры и занятия для детей от года до семи» Ростов-на-Дону «Феникс» 2010 г.

5. Венгера Л.А. Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных  способностей  у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 1989г

6. Венгера Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Москва «Просвещение» 1988г.

7. Дьяченко О. М. «Дети в школу собирайтесь» Москва «Просвещение» 1996

8. Михайловой З.А. «Игровые задачи для дошкольников». Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2009

9 Михайлова З.А. Математика – это интересно. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

10. Никитина Б.П. «Развивающие игры»

11.Нищевой Н.В. «Играем, развиваемся, растем: дидактические игры для детей дошкольного возраста» СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

12. Носовой Е.А «Логика и математика для дошкольников » С-Петербург «Детство-Пресс» 2002г.

13. Пановой Е.П. «Дидактические игры-занятия в ДОУ» Воронеж 2007г.

14. Столяра А.А. «Давайте поиграем» Москва «Просвещение»1991г.

15. Фидлер М.«Математика уже в детском саду»

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной деятельности младшей группы "Подсолнушки" на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа образовательной деятельности младшей группы "Подсолнушки" на 2020-2021 учебный год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые ладошки» Средняя группа Срок реализации 2020-2021 учебный год

Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник изображения....

Рабочая программа подготовительной группы №2 на 2020-2021 уч.год

Рабочая программа  подготовительной группы №2 на 2020-2021 уч.год...

Рабочая программа подготовительной группы №2 на 2020-2021 уч.год

Рабочая программа  подготовительной группы №2 на 2020-2021 уч.год...

Рабочая программа в подготовительной группе "Колобок" на 2020-2021 г.

Рабочая программа в подготовительной группе "Колобок" на 2020-2021 г....

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет, подготовительная группа «Непоседы». на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с основной программой дошкольного образования МБДОУ№1 детский сад "Тополек", в соответствии с ФГОС ДО....

Рабочая программа реализации основной образовательной программы дошкольного образования в подготовительной группе комбинированной направленностина 2020 – 2021 учебный год.

Рабочая программа реализации основной образовательной программы дошкольного образования в подготовительной группе комбинированной направленности на 2020  – 2021 учебный год....