Программа развивающего центра "Уникум" подготовительная группа №2 на 2020-2021 уч.год STEM-блок
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа развивающего центра "Уникум" подготовительная группа №2 на 2020-2021 уч.год STEM блок | 62.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» Каменского муниципального района
Воронежской области
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад «Колокольчик»
______________В.И. Землянская
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Развивающего центра
«Уникум»
Подготовительные к школе группы
Составители:
воспитатели:
Панкова Н.В.
Гладенкова М.А.
п. Каменка 2020-2021 у.г.
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для развивающего центра «Уникум». Занятия в центре проводятся с детьми 6-7 лет в первой половине дня 4 раза в неделю.
Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится мыслить чётко и ясно, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.
В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.
1.2.Принцип построения курса
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – интеллектуального развития дошкольников.
Программа адресована детям подготовительных групп и рассчитана на 1год. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в центре должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10-12 человек.
Первые три недели месяца проходит знакомство с играми и технологией их применения, в последнюю неделю проводится игровое занятие с использованием этих игровых пособий. Один раз в год проводится развлечение для детей.
Принципы обучения:
- Учёт возрастных особенностей детей.
- Дифференцированный подход.
- Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.
- Вариативность содержания и форм проведения занятий
- Наглядность;
- Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
- Повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
- Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
- Поэтапное использование игр.
- Гуманное сотрудничество воспитателя и детей.
Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155)
3. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
4. . СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
1.3. Цели программы: развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
Основными задачами реализации программы являются:
- Обучение пониманию и решению логических задач.
- Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
- Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.
- Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
- Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».
- Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
- Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.
- Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
- Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
- Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.
Структура программы:
Название развивающего центра «Уникум» отражает основное направление деятельности (воображать, творить, фантазировать, мыслить). В своей программе используем развивающие игры В.В. Воскобовича Б.П. Никитина, блоки Дьенеша, цветные палочки Х. Кюизенера, лабиринты, игры – головоломки «Монгольская игра», «Танграм», «Коломбово яйцо», «волшебный круг», образовательный модуль по системе Фребеля, математический лего поезд, программно-дидактический комплекс «Мате:плюс.» т.д. ООД по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. ООД осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь так и способов познания) (сравнения, уравнивание, моделирование, классификация и др.)
В процессе развивающих игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребёнка с взрослым и сверстниками, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребёнка в деятельности.
Кроме этого, в развивающей игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая стимулирует выбор ребёнком необходимых практических и умственных результативных действий, способствуют развитию мышления и речи.
Примерная структура занятий: разминка; основное содержание занятия – изучение нового материала; физминутка, пальчиковая гимнастика; закрепление нового материала; игра, рисование.
Ожидаемые результаты:
- дети осваивают цифры и буквы, счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;
- умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;
- умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;
- у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;
- хорошо развита мелкая моторика рук.
- у детей сформированы важные качества личности, самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность.
- проявления интереса к математике.
- дети владеют объяснительной и доказательной речью.
- могут оперировать знаками, символами.
- развита способность видеть, открывать в мире свойства, отношения, зависимость.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
Основное содержание программы
Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей трудности, постепенного увеличения нагрузки, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Краткое описание разделов. (Разделы соответствуют определённым логическим операциям).
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностий. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей. Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?) Решение логических задач.
Формы и методы организации занятий:
- Развивающие игры;
- Игры-путешествия;
- Работа с логическими блоками Дьенеша;
-Работа с образовательными модулями по системе Фребеля;
- С палочками Кюизенера;
-С методическим комплексом «Мате плюс»
-С кубиками Никитина и КАОСА;
- Отгадывание загадок,
- Рассматривание, объяснение.
Формы работы:
- групповые;
- индивидуальные – с наиболее одаренными заинтересованными детьми;
- работа в парах;
- работа микрогруппах;
- самостоятельная форма работы.
Методы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, схем, фотографий);
- Показ мультимедийных материалов.
В процессе обучения дети учатся:
- Работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- Ставить вопросы;
- Обращаться за помощью;
- Формулировать свои затруднения;
- Предлагать помощь и сотрудничество;
- Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- Слушать собеседника;
- Договариваться и приходить к общему решению;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Осуществлять взаимный контроль;
- Адекватно оценивать собственное поведение и
План Рабочей программы «Уникум» составлен на основе:
2.ООП МБДОУ «Детский сад №6 «Колокольчик».
3. Рабочей программы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования .
4. Бахарева К.С «Маленький математик: математически игры и занятия для детей от года до семи» Ростов-на-Дону «Феникс» 2010 г.
5. Венгера Л.А. Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 1989г
6. Венгера Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Москва «Просвещение» 1988г.
7. Дьяченко О. М. «Дети в школу собирайтесь» Москва «Просвещение» 1996
8. Михайловой З.А. «Игровые задачи для дошкольников». Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2009
9 Михайлова З.А. Математика – это интересно. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
10. Никитина Б.П. «Развивающие игры»
11.Нищевой Н.В. «Играем, развиваемся, растем: дидактические игры для детей дошкольного возраста» СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
12. Носовой Е.А «Логика и математика для дошкольников » С-Петербург «Детство-Пресс» 2002г.
13. Пановой Е.П. «Дидактические игры-занятия в ДОУ» Воронеж 2007г.
14. Столяра А.А. «Давайте поиграем» Москва «Просвещение»1991г.
15. Фидлер М.«Математика уже в детском саду»
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной деятельности младшей группы "Подсолнушки" на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа образовательной деятельности младшей группы "Подсолнушки" на 2020-2021 учебный год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые ладошки» Средняя группа Срок реализации 2020-2021 учебный год
Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник изображения....
Рабочая программа подготовительной группы №2 на 2020-2021 уч.год
Рабочая программа подготовительной группы №2 на 2020-2021 уч.год...
Рабочая программа подготовительной группы №2 на 2020-2021 уч.год
Рабочая программа подготовительной группы №2 на 2020-2021 уч.год...
Рабочая программа в подготовительной группе "Колобок" на 2020-2021 г.
Рабочая программа в подготовительной группе "Колобок" на 2020-2021 г....
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет, подготовительная группа «Непоседы». на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с основной программой дошкольного образования МБДОУ№1 детский сад "Тополек", в соответствии с ФГОС ДО....
Рабочая программа реализации основной образовательной программы дошкольного образования в подготовительной группе комбинированной направленностина 2020 – 2021 учебный год.
Рабочая программа реализации основной образовательной программы дошкольного образования в подготовительной группе комбинированной направленности на 2020 – 2021 учебный год....