«Сохранение и укрепление психического здоровья детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий»
консультация
Консультация к педагогическому совету
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация к педагогическому совету
по
Теме: «Сохранение и укрепление
психического здоровья детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий».
Цель:
Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников ДОУ.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А. Сухомлинский
Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка
«Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия». (слайд)
Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии заболеваний в данный момент. А ведь критериями здоровья является предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости организма к болезням и многое другое. Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в детском саду является формирование у них привычки к здоровому образу жизни.
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как
- Закон РФ «Об образовании» (ст. 51)
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
А так же Указами Президента России
- «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»
- «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».
Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.
Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии” появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Задание.
Закончить пословицы о здоровье Чистота – (залог здоровья) Здоровье дороже (золота) Чисто жить – (здоровым быть) Здоровье в порядке – (спасибо зарядке) Если хочешь быть здоров – (закаляйся) В здоровом теле – (здоровый дух) Здоровье за деньги (не купишь) Береги платье с нову, (а здоровье смолоду) Будет здоровье – (будет все) .
По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50% зависит от собственного образа жизни, на 15% - от окружающей среды, на 15% - от наследственности и на 10 % - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.
В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Для того чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т.д. Однако, как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская, Юрий Фёдорович Змановский главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма Основным же средством развития сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной системы являются движения. Развитие сердечно-сосудистой системы совершенствуют так называемые циклические движения, при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки и т.д. Древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным бегай! Именно циклические виды движений (бег, ходьба, прыжки) наиболее естественны для ребёнка дошкольника.
Виды здоровьесберегающих технологий на примере игр с элементами психогимнастики применяемых в образовательной деятельности.
Релаксация (ослабление, расслабление) – снижение тонуса скелетной мускулатуры.
Является одним из видов здоровьесберегающих педагогических технологий сохранения и стимулирования здоровья. Один из методов релаксации – массаж. Сеансы ароматерапии оказывают благоприятное воздействие на психическое здоровье человека.
Музыка – отличный способ релаксации. Она может, как расслаблять и умиротворять, так и взбодрить.
Так же существуют методы релаксации, но более актуальный метод у детей дошкольного возраста релаксация с помощью напряжения и расслабления мышц – метод мышечной релаксации Джекобсона.
Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища
Например:
“Солнышко и тучка”
Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.
“Игра с песком”
Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза) и т.д.
Так же существуют упражнения релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица
Например:
“Пчелка
Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:
Например:
“Задуй свечу”.
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.
Так же есть упражнения на расслабление мышц лица,
- упражнения на расслабление мышц шеи,
- упражнения на расслабление мышц рук,
- упражнения на расслабление мышц ног,
- упражнения на расслабление всего организма.
Следующий вид здоровьесберегающих технологий это - дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания, сердечно-сосудистых болезней, вегето-сосудистой дистонии, позволяющих очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.
Например:
Дышим тихо, спокойно и плавно.
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
Исходное положение - стоя, сидя, лежа. Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз).
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.
Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
- Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
- Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4-10 раз.
Еще одна технология это – психогимнастика.
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов), упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Психогимнастика:
- важна для использования в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки;
- направлена на:
- обучение элементам техники выразительных движений;
- использование выразительных движений в воспитании эмоций (изучение различных эмоций и обучение управления ими, овладение выражений эмоций);
- приобретение навыков в саморасслаблении.
- помогает:
- преодолевать барьеры в общении;
- лучше понять себя и других;
- снимает психическое напряжение;
- дает возможность самовыражения.
Например:
Этюд «Капитан»
Цель этюда: выражение смелости, уверенности.
Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свищет ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он поведет свой корабль в порт назначения. Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносит к глазам воображаемый бинокль.
Этюд «Спать хочется»
Цель этюда: расслабление мышц. Мальчик попросил отца, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше его клонит в сон. Он долго борется со сном, но в конце засыпает.
Выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови подняты, голова клонится вниз, руки опущены.
Правила использования здоровьесберегающих технологий:
- постепенность,
- учёт состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребёнка,
- системность,
- эмоциональная и физическая привлекательность для ребёнка.
Из всего сказанного можно сделать вывод:
применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе способствует укреплению физического и психического здоровья детей с учётом индивидуальных возможностей и способностей.
Важно, чтобы каждая из применяемых технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ "Обеспечение физического и психического здоровья детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий"
Педагогический совет - Деловая игра для воспитателей в форме Физкультурно-педагогического пробега Деловая игра проходит в несколько дистанций: разминка,1 дистанция-Эрудиты,2 дис...
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Задачи по формированию здорового поколения являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологи...
Педагогический совет Тема: «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий.»
Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников ДОУ....
Методические рекомендации для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми.
Использование элементов здоровьесберегающих технологий для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми...
Сохранение физического и психического здоровья детей с использованим здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми.
В своей работе использую здоровьесберегающие технологии с целью коррекции речи с сохранением физического и психического здоровья детей.Для сохранения и развития физическо...
Мастер-класс «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путём внедрения здоровьесберегающих технологий»
Ознакомление педагогов ДОУ с применением здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ....
Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий
На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура»...