Статья "Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий"
статья

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dekabr.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий

 

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Так что же такое «здоровьесберегающие технологии»? Здоровьесберегающие технологии - это целостная система   воспитательно - оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания,

умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для формирования, сохранения и укрепления представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и занятия физкультурой сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу младшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни». Разнообразие форм проведения утренней гимнастики (в сюжетной форме, с предметами и без них) способствуют формированию интереса детей к ней.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся физкультурные занятия. Их цель - обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на физкультурных и музыкальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между образовательной деятельностью.

Развитие движений, воспитание двигательной активности дошкольников осуществляется и во время прогулок. Каждая прогулка имеет определенное содержание. Так, для прогулки планируется ряд подвижных игр, эстафет, соревнований, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе и т. д.

Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Развитие движений в полной мере не обеспечит укрепление здоровья. Поэтому особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия содействуют созданию привычек здорового образа жизни.

При закаливании детского организма, используются все факторы природы (солнце, воздух и вода). Из специальных мер закаливания воздухом применяются: утренний прием на свежем воздухе, воздушные ванны с упражнениями; одежда, соответствующая температуре воздуха; дыхательная гимнастика; корригирующая гимнастика; подвижные игры на прогулке.

Лето для детского сада – особое время. В летний период года проводится закаливание водой и солнцем: солнечные ванны; босохождение по траве; обширное умывание (руки до локтя); мытьё ног; игры с водой.

Для того, чтобы дети росли здоровыми и жизнерадостными в работе по оздоровлению постоянно чередуется учебная деятельность с активным отдыхом. Физкультурные праздники, дни здоровья, досуги являются важным компонентом в создании инновационных здоровьесберегающих технологий. Они способствуют приобщению детей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитанию у ребят такие важные черты характера как дисциплинированность, дружбу, ответственность.

Также в работе по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Главным компонентом формирования, сохранения и укрепления здоровья детей является стабильность психоэмоционального состояния или охрана психического здоровья детей.

Психогимнастика-это специальные упражнения, направленные на развитие эмоциональной психики ребенка. Эти упражнения помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.

Но ни одна, даже самая лучшая программа и методика физкультурно - оздоровительной работы не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья, проводятся консультации, родительские собрания с привлечением медицинского работника, спортивные семейные эстафеты.

Таким образом, системный подход к физкультурно - оздоровительным мероприятиям позволяет эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, даёт позитивную динамику оздоровления детского организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Задачи по формированию здорового поколения являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологи...

Методические рекомендации для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми.

Использование элементов здоровьесберегающих технологий для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми...

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение,&e...

Статья «ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

I. Условия возникновения     Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства,...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом&e...

Мастеркласс «Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольника через использование здоровьесберегающих технологий»

Цель мастер-класса: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагогов ДОУ....

Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий

На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура»...