Лаборатория комнатных растений
план-конспект занятия (старшая группа)

Пинчак Регина Юрьевна

Наблюдения и уход за комнатными растениями 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pinchak_r.yu_._laboratoriya_komn._rast.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация проектной деятельности

 «Лаборатория комнатных растений»

из опыта работы Пинчак Регины Юрьевны,

воспитателя МАДОУ МО «СГО» д/с №с 2 «Светлячок» г. Светлый

Исследование жизни растений одно из направлений модуля «Экспериментирование» парциальной программы STEM – образования детей дошкольного возраста. Ни  для кого не секрет, что активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.

Уже второй год, вместе с детьми своей группы «Лучики» мы являемся участниками Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята». Нам удалось соединить STEM – образование и движение Эколят в проекте «Лаборатория комнатных растений». О том, как это получилось, хочу рассказать в своём выступлении. При планировании проектной деятельности были определены следующие задачи (будут представлены только на слайде):

  1. Продолжать обогащать представления детей о комнатных растениях.
  2. Способствовать развитию познавательного интереса к исследовательской деятельности.
  3. Содействовать развитию мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизации, обобщение, анализ.
  4. Учить вести дневник наблюдений за экспериментом, выдвигать гипотезы, делать выводы по результатам.
  5. Воспитывать любовь к природе, осознанно – гуманное отношение к ней.
  6. Способствовать созданию положительных мотиваций к самостоятельному экспериментированию.
  7. Привлекать к проектной деятельности родителей    воспитанников.

 

Начали мы свой проект со знакомства с растениями, которые имелись в уголке природы в группе и способами ухода за ними, занимались посадкой растений, рисовали те из них, которые наиболее привлекли внимание детей, создавали фотоальбом «Моё любимое комнатное растение дома». В создании фотоальбома активное участие приняли родители воспитанников.

И конечно же, так как наш проект носил опытно-исследовательский характер, мы проводили различные опыты. На некоторых из них я остановлюсь подробнее.

Прежде чем приступить к исследованию комнатных растений, подобрала комнатные растения, имеющие разнообразное строение, условия произрастания и позволяющие отрабатывать разнообразные способы ухода за ними. Свой выбор остановила на трёх комнатных растениях: «Плющ восковой», «Кактус обыкновенный» и «Узамбарская фиалка». Причём для чистоты эксперимента каждого растения имелось по два экземпляра. Так как предполагалось помещать растения одного вида в разные условия содержания. Чтобы дети имели возможность сравнения изменений, происходящих с растениями помещённых в разные условия.

Первый опыт «Какой листочек быстрее вырастит?» (выращивание растения из листочка в разных условиях). Этот опыт был проведен с «Узамбарской фиалкой». Так как это исследование предполагалось самым продолжительным по времени, поэтому мы начали его первым. И он проходил в несколько этапов.

Первый этап. Одни листья фиалки мы высадили сразу в горшок с землей, а другие листья мы поместили в емкость с водой. В ходе экспериментирования дети наблюдали, за ростом растения в разных условиях. Ход наблюдения показал, что по истечении времени отростки, которые были, помещены в емкость с водой, пустили корни, и за ростом корневой системы дети наблюдали с большим интересом, видя их воочию. В отличии от отростков, которые были посажены в землю, их нельзя было увидеть. В результате длительного наблюдения в ходе экспериментирования, ребята сделали выводы: что оба растения в разных условиях чувствовали себя хорошо. Цвет их листьев оставались таким же зелеными и упругими, как и до эксперимента над ними. Свои наблюдения ребята зарисовывали в альбоме наблюдений за комнатными растениями.

Второй этап. Когда корни листочка в стакане с водой разрослись, дети высадили его в горшок с землёй и стали ждать первые всходы. Первых побегов мы дождались только через несколько месяцев и теперь выращиваем молодые фиалки. Большой разницы нет, посадили лист сразу в землю или сначала прорастили в стакане с водой.

Второй опыт «С водой и без воды». Этот опыт проводился с кактусами, которые, мы сначала посадили в два разных горшка с землей. Один из кактусов дети регулярно поливали, а другой оставили без полива. В ходе наблюдения в течении длительного периода времени, ребята отмечали что, оба кактуса чувствовали себя хорошо. Таким образом, дети сами смогли сделать вывод, что это растение может долго обходится без воды и познакомились с понятием засухоустойчивое. Также в этом опыте проводилось наблюдение за фиалкой, которая некоторое время не поливалась и стала терять свою привлекательность.

Третий опыт «Свет и тень» мы проводили с двумя растениями с «Плющом восковым» и «Узамбарской фиалкой». Одни горшочки с растениями были выставлены на подоконник под прямые солнечные лучи, а другие остались стоять в уголке природы, там, где солнца было мало. На протяжении длительного времени, ребята наблюдали за изменениями, происходившими во внешнем виде растений. «Плющ восковой» и фиалка которые, находились в условиях тени (на полке в уголке природы) выглядели гораздо лучше, чем растения, которые были на окне. В тени листья плюща были темно-зеленого цвета с глянцевым блеском, листья фиалки тоже выглядели сочнее. В ходе наблюдения за растениями на окне (под прямыми солнечными лучами) дети замечали изменения, которые происходили с ними. Листья у растений постепенно менялись, у плюща они стали бледнее, некоторые пожелтели, глянцевый блеск почти исчез, у фиалки на листьях появился солнечный ожог, они истончились. Ребята пожалели растения на окне и решили прекратить эксперимент, переставив их с окна в тень. Но выводы по эксперименту сделали правильные, что есть растения, которые не выносят прямых солнечных лучей. Ещё один вывод, которые сделали дети, фиалка более нежное растение, чем плющ, так как негативные проявления у фиалки проявились раньше. Они сравнили особенности строения листочков этих растений.

Особенности ведения образовательной деятельности в этом году наложили свои отпечатки, начинали мы проект в дежурной разновозрастной группе, а заканчивали уже в своей старшей группе «Лучики».

В ходе проектной деятельности проводились сюжетно-ролевые, дидактические игры с комнатными растениями, продуктивная деятельность. В результате работы над, проектам у детей сформировано стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Увидев интерес детей к исследованию комнатных растений, родители помогли пополнить коллекцию комнатных растений в группе. Мы продолжим изучать мир комнатных растений и дальше, так как интерес детей к этой деятельности до сих пор не угас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В НАШЕЙ ГРУППЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

познакомить с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними; учить внимательно рассматривать одно растение, различать его части (листья, цветы) и называть их....

Презентация "Комнатные растения в природе" к занятиям на тему "Комнатные растения"

Презентация наглядно демонстрирует жизнь комнатных ркастений в естественных условиях....