Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы «Непоседы»
материал (старшая группа)

Золотарёва Елена Юрьевна

Анализ развивающей предметно-пространственной среды  группы «Непоседы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_razvevayushchey_predmetno.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ развивающей предметно-пространственной среды  группы «Непоседы»

Разработал воспитатель  Золотарёва Елена Юрьевна МАДОУ № 313

Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Образовательную деятельность осуществляю в соответствии с основной образовательной программой и адаптированной образовательной программой, разработанными и реализуемыми в образовательной организации.

Краткая характеристика группы:

Группу посещают воспитанники в возрасте от 5 до 6 лет (старшая группа); списочный состав – 25 детей, из которых 13 мальчиков и 12 девочек.

Предметно-пространственная среда в нашей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

При построении развивающей пространства в группе я учитывала требования к развивающей предметно-развивающей среде согласно ФГОС ДО:

-насыщенность в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанием Программы;

-трансформируемость пространства;

-полифункциональность материалов;

-вариативность среды;

- доступность среды;

- безопасность предметно-пространственной среды.

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок.

Я стараюсь, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.
Создавая развивающую  предметно-пространственную, среду  учитывала следующие принципы:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.
  8. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
  9. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

 Группа оснащена:

  • материалами и оборудованием для игровой деятельности;
  • материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
  • материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
  • материалами и оборудованием для двигательной активности.

 Работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется на свежем воздухе и в приемной комнате группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный центр для родителей в виде сказочного замка, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; доска для детского творчества.

Моделируя развивающую среду в группе,  выделила часть учебной зоны, где разместила материалы по окружающему миру, математике, развитию речи, наборы дидактических игр, картотеки стихов и загадок

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

 Центр «Речевичок».

Цель: совершенствование процесса развития и коррекции речи детей.

В этом центре находятся:

-серии сюжетных картинок для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;

- дидактические игры

Имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи, игры по звуковой культуре речи,
игры на звукоподражание: «Звуковой куб», кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши», 
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото», «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», картотека артикуляционных игр и упражнений, игры на развитие словаря и грамматического строя речи  «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки».

Центр  «Книжный »

Цель: привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге, развитие стремления общаться с ней, развитие связной речи

В центре расположена детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, детскими журналами, а также есть книжки- малышки, изготовленные воспитанниками группы совместно с родителями. В этом центре для детей представлены игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Художественно-эстетическое развитие»

     В групповой комнате располагается центр  «Театрал», стимулирующий творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления детей. В создании театра, игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют воспитатели и родители. Центр «Театрал», способствует формированию интереса к театру и  музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, инсценируют сказки, используя для этого различные виды театра: плоскостной, пальчиковый, теневой.

Центр «Театрал» оснащен магнитофоном, детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов, дисками сказок и

детских песен. костюмы и маски для театрализованных игр, а также различными дидактическими играми по театрализованной деятельности дошкольников.

 Для эстетического развития созданы:

-центр «Творческая мастерская», в ней находятся:

- восковые и акварельные мелки, цветной мел;

-фломастеры и цветные карандаши;

-различные виды красок, кисти, баночки для воды;

- пластилин, глина, тесто и различные инструменты для лепки;

- различные виды бумаги и ткани для создания аппликаций;

- цветная соль, различные крупы, пуговицы, цветные пайетки, бусины, ленты и пр. материалы для создания работ в нетрадиционных техниках.

Дидактический материал:раскраски с образцами, тематические раскраски, трафареты.

Образцы декоративно-прикладного искусства (по программе, иллюстрации и альбомы по данной теме для рассматривания.

Репродукции картин, скульптуры малых форм.

Схемы последовательного рисования предмета.

Пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из бумаги, глины, и других материалов.

Дидактические игры для развития творческих способностей. 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие»

Центр «Науки» (экспериментирования и моделирование)

Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры.

Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними.

1. Календарь природы.

2.Цветы – герань, фикус, аспарагус, колеус, бальзамин, бегония, фиалка.

3. Плакаты – «Ягоды», «Фрукты», «Птицы», «Животные»

4.Мнемотаблицы, схемы, модели.

5.Карточки «Времена года», «Насекомые», «Подводные жители», «Птицы», «Животные»

6.Альбомы «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Фрукты и овощи», «Насекомые»

7.Фигурки животных.

8. Поделки – сухой аквариум, водопад, бассейн, мельница, птичье гнездо,  макет «Морское дно», морская звезда, солнышко, тучки, собачья будка,  птичья кормушка, скворечник, домик…

 С помощью экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.

Предметное наполнение   включает в себя:

1.Нитки

2. Лупа

3. Ёмкости для воды

4. Ёмкость с песком

5. Камешки плавающие и тонущие

6. Шарики воздушные

7. Формочки с крышками

8. Палочки разной длины

9. Проволока

10. Металлическая ёмкость

11. Набор форм для игр с песком и водой.

12.Коллекция «Бумага».

13.Коллекция «Ткани».

14. Перья птиц.

15.Коллекция «Стекло».

16.Коллекция «Пластмасса».

17.Трубочки.

18. Прищепки.

19.Пипетки, медицинские маски.

20. Свечи.

21.Фартуки и нарукавники.

22.Веер

23. Вертушки.

23 Пластмассовые рыбки.

24. Картотека опытов

Центр дидактических игр 

Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры.

Для интеллектуального развития созданы:

Мини – центр по Математике  с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур; имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания, игры «Числа и цифры», «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Сложи фигуру», счётные палочки и схемы к ним.

Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Большое внимание уделено освещению групповой комнаты, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение.

Центр  «Край родной!» способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города, родного края.

Подбирая игрушки, оборудование,  стремилась максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Физическое развитие

 Центр «Спорт и я!»

Задачи

• развитие движений и совершенствование двигательных функций;

• достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
• предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
• создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
• приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

         Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе,  сделали акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому в группе есть спортивный уголок, который оснащен нестандартным оборудованием для развития основных видов движений. Проводятся  комплексы утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, используется картотека пальчиковой, глазной и дыхательной гимнастик, профилактика плоскостопия, картотека подвижных игр, загадки о спорте, карточки и наглядные пособия по видам спорта.  В небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки, ленты, платочки, кегли, кольцеброс, мешочки для метания,  ребристая доска, массажные коврики и мячики.

В группе  располагается центр дежурства.

Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.

Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный. Там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных,  создана картотека  с картинками детей, которые каждый день меняются в специальных рамочках.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

 «Социально – коммуникативное развитие»

 Основной целью этой области является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.

Центр "Игротека"

-гендерный уголок для девочек;

-гендерный уголок для мальчиков;

-больница;

-аптека;

-магазин;

-парикмахерская; 

-ателье;

-почта;

-семья.

Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.

Ребята с увлечением играют с разными конструкторами, включая в игру фигурки животных, людей, машинки…

Центр "Безопасности" 

 Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, в быту;
• Показать на  примере, к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
• Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге;
• Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление;
• Воспитывать грамотного пешехода.

            При создании развивающей среды в группе, немало внимания уделено созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В центре имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно - печатные игры.

В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха. В спальне находятся кровати для дневного сна детей, а также центр уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства), для создания тишины и покоя в центре расположен светильник, а на полу находятся различные подушки.

Все игрушки игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются полочки, шкафы. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

Создавая  развивающую среду,  постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

После проведенного анализа организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, можно сделать следующие выводы, что на текущий момент:

  • Материал и оборудование в групповых помещениях подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований.
  • Выявлены и удовлетворены индивидуальные интересы, склонности и потребности детей
  • При размещении материалов и оборудования учтено соответствие пространства группового помещения соотношению: сектор активной деятельности – 50%, сектор спокойной деятельности – 20%, рабочий сектор – 30% (но пространство групповой комнаты может трансформироваться, позволяя использовать ограниченное помещение наилучшим образом).

Вывод. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Практика работы в детском саду доказывает, что правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога. Развивающая предметно-пространственная среда выстроена в соответствии с требованиями ФГОС, она содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группы по ФГОС

Функции развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе:·        Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе "Непоседы"

В статье произведен анализ РППС в старшей группе   согласно ФГОС. Возможно, воспитателям пригодится в работе.   ...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе

В соответствии с тематической неделей «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

Образовательная система ДОУ выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении детей в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку со...

Анализ развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенн...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе "Непоседы"...