Сообщение из опыта работы «Планирование образовательной работы с дошкольниками по краеведению»
учебно-методический материал (старшая группа)

Логинова Ольга Александровна

У многих из нас педагогов возникают вопросы – а нужно ли вообще заранее планировать деятельность на каждый день, если ход деятельности должен определяться возникшей образовательной ситуацией?

-Во-1, календарное планирование в текстовой форме, как документ, необходим как доказательство того, что основная образовательная программа действительно реализуется в доо. Поэтому в календарном планировании нужно отражать содержательные задачи и мероприятия, которые присутствуют в ООП ДО, с тем, чтобы реализовать их в течение года.  И еще обязательно нужно отражать мероприятия формируемой части Программы.

-Во-2, календарное планирование необходимо каждому педагогу для того, чтобы увидеть целостную и комплексную картину образовательной работы с детьми, обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.

-В-3, планирование – это способ подготовки педагога к образовательным встречам с детьми. Составление плана помогает заранее определить комплекс мероприятий, которые можно предложить детям, из которых они смогут выбрать наиболее близкие им, которыми они смогут увлечься, которые будут отражать их интересы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 28 города Кузнецка

Сообщение  из опыта работы

«Планирование образовательной работы

с дошкольниками по краеведению»

Составила:

Воспитатель  Логинова О.А.

Современная практика системы дошкольного образования достаточно хорошо оснащена методической литературой: программами, методиками, педагогическими технологиями, практическими пособиями по краеведению.  Однако подобное «богатство» не всегда выручает нас педагогов. Почему? А потому, что очень важно уметь из этой методической россыпи создать красивый узор! То есть, как вы догадались, речь идет об умении планировать свою работу.

У многих из нас педагогов возникают вопросы – а нужно ли вообще заранее планировать деятельность на каждый день, если ход деятельности должен определяться возникшей образовательной ситуацией?

-Во-1, календарное планирование в текстовой форме, как документ, необходим как доказательство того, что основная образовательная программа действительно реализуется в доо. Поэтому в календарном планировании нужно отражать содержательные задачи и мероприятия, которые присутствуют в ООП ДО, с тем, чтобы реализовать их в течение года.  И еще обязательно нужно отражать мероприятия формируемой части Программы.

-Во-2, календарное планирование необходимо каждому педагогу для того, чтобы увидеть целостную и комплексную картину образовательной работы с детьми, обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.

-В-3, планирование – это способ подготовки педагога к образовательным встречам с детьми. Составление плана помогает заранее определить комплекс мероприятий, которые можно предложить детям, из которых они смогут выбрать наиболее близкие им, которыми они смогут увлечься, которые будут отражать их интересы.

И еще при планировании основополагающим должны быть принципы организации образовательного процесса, которые сформулированы и прописаны в Федеральных государственных требованиях к структуре Основной образовательной программы дошкольного образования. Какие это принципы?

-развивающий характер образовательной деятельности,

-научная обоснованность и практическая применимость,

-полнота,

-необходимость и достаточность,

-единство воспитательных, развивающих и обучающих целей,

-учет возрастных возможностей и особенностей,

-комплексно-тематический принцип построения, в основе которого  лежит концентрированное распределение программного материала, т.е. рациональная последовательность его изложения, сочетание тем и их чередование, закрепление тем и совершенствование планов в структуре не только учебного года, месяца, но и недели и самое важное дня.

 Таким образом ланирование - важная составляющая часть организации образовательной деятельности в доу. От того, насколько оно грамотное и верное, зависит результат деятельности по данному направлению работы в каждой группе.

Краеведческий материал - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

А что  же такое краеведение?

Краеведение – это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. Это - наследство, оставленное нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков.

Содержание краеведческого образования дошкольников включает в себя 4 взаимосвязанных компонента, которые мы учитываем при планировании:

- познавательный – знания, которые характеризуют человека, труд, природу, культуру и общество в их взаимодействии,

-ценностный – осознание детьми значения краеведения как универсального материала в рамках познавательной, эстетической, практической деятельности,

-нормативный - овладение правилами поведения в социуме,

-деятельностный – овладение видами и способами полезной практической деятельности, направленной на формирование знаний, представлений краеведческого содержания.

Во ФГОС ДО представлены задачи краеведческого содержания в образовательной области «Познавательное развитие». Круг задач мы конкретизировали и определили в следующем векторе:

-Формирование у дошкольников системных представлений об истории города, культуре, промышленности, спорте, достопримечательностях, известных людях и т. д.;

-Формирование первичных представлений об Отечестве, представлений о социокультурных   ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

 -Формирование гражданской принадлежности, воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

-Развитие у ребёнка умения использовать различные источники получения информации: взрослый, сверстник, книга, интернет, телевизор и т. д.;

-Формирование активной позиции при взаимодействии с окружающей        средой:        проявление        творчества, самостоятельности, стремления к созидательной деятельности;

-Воспитание нравственных чувств: ответственность за малую родину, сопричастность к её судьбе; уважение к людям, населяющим город; формирование толерантности .

Вы спросите, а возможна  ли реализация алгоритма планирования образовательного процесса на учебный год? Да возможна и можно представить ее следующим образом:

Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами. («Времена года», «Труд взрослых», «Безопасность на дорогах», «Новый год», «Сурский край», «Дом и семья» и т. д.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).

Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.

Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.

При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой:

первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (общественные события, праздники);

второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

третий фактор – события, специально «смоделированные» воспитателем, исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое?», «Что с этим делать?», «Как это действует?»);

четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

Все эти факторы, могут использоваться  для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: «расширить и обобщить знания детей о Пензенском крае, его истории», или «формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».

Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе.         Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.).

Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть следующим:

  1. выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей);
  2. отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);
  3. выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом;
  4. отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности;
  5. практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;
  6. продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении;

Значимым подспорьем для планирования по данной проблеме является Муниципальная программа «Юный кузнечанин», в рамках которой определено содержание и организация образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Немаловажным моментом является комплексно-тематический подход к планированию образовательной деятельности, что предусматривает интеграцию образовательных областей.

Какие формы и методы в направлении краеведения мы используем при планировании?

Они разнообразны:

-Это совместная непосредственно организованная образовательная деятельность, включающая разные виды деятельности на основе единого содержания;

-Беседы, которые  используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;

-Экскурсии,  обеспечивающие  знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города

-Праздники, развлечения - на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край.

-Прогулки, путешествия, походы - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир.

Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о  малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. Например:

«Найди герб», «Собери герб, флаг», «Угадай национальный костюм», «Красный огонек».

 «Знаешь ли ты?» и другие.

Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно - пространственной среды в рамках - центров краеведения  и отражение изменений в планировании их содержания  и организации разных видов детской деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к  воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования. Информатизация образования открывает перед нами  новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых вариантов работы по краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста, например таких, как виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить различные места города, родного края не покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса.

Также можно отразить в планировании разные виды и направления работ в созданных в доу мини-музее  краеведческого содержания..  Создание в группе мини-музея и отражение образовательной деятельности в рамках планирования имеет большое значение как для организации экскурсий, бесед-путешествий  с детьми, так и для сотрудничества  с семьей (мастер-классы, встречи с интересными людьми города, фольклорные посиделки и др.)

Для формирования познавательной активности дошкольников в краеведческой деятельности интерес представляет такое направление, как  коллекционирование, которое также отражается в планировании, и в частности такие виды детской деятельности, как игры с объектами коллекций, задания творческого характера («Придумай продолжение и нарисуй», «Оформи рамку») логические игры-цепочки,( типа «Найди», «Разложи», «Угадай», «Составь» на примере марок, открыток, значков с изображением улиц города, народов, населяющий Пензенский край, людей, прославивших нашу область). Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания, обогащают краеведческий багаж.

В планировании краеведческого материала находят отражение следующие приемы

 объяснение, напоминание, сравнение, сопоставление, проблемные вопросы, выдвижение гипотез, загадок, обучение детей постановке вопросов, аргументации, рассуждениям («если, то», доказательствам.

Не менее важны и такие, как:  введение народных, сказочных, фольклорных персонажей, разыгрывание ролей, создание ситуации успеха, постановка детей в позицию воображаемого героя.

Большой популярностью с детьми старшего дошкольного возраста пользуются такие приемы, как творческие задания, составление коллажа, «родового дерева»; коллекционирование атрибутов народного быта.

Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

Планируя работу по краеведению, мы,  прежде всего, должны сами продумать содержание, формы и методы работы, дидактическое обеспечение, выделение основных, ярких, значимых моментов. Ознакомление с темой  проходит системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения  материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.

 И еще один момент: можно предложить детям принять участие в планировании предстоящей деятельности. Каким образом они могут принять участие в этом процессе?

Начиная с детьми уже среднего возраста можно обсудить предстоящую и желаемую деятельность, дать возможность детям высказаться о том, что они знают и что хотят узнать, чем им нравится заниматься и т.д. Обсуждение может быть как обо всем, так и по заданной теме. Например, «что вы хотите узнать об улице Тухачевского?» или «Как мы будем готовиться к празднику 9 мая?». Все предложения детей нужно обязательно принять и зафиксировать (можно зарисовать или записать), а потом включить в календарное планирование. Для подобных обсуждений подходят такие формы, как групповой сбор, круг друзей, беседы индивидуальные и групповые и т.п.

Важен этап планирования в технологии проектной деятельности. Когда дошкольники озадачены проблемой проекта, начинается поиск путей ее решения. Дети при поддержке взрослого пытаются придумать и выдвинуть те идеи и мероприятия, которые помогут решить эту проблему и, таким образом, формируется план. Если план зафиксирован (зарисован или записан на плакате) можно предложить детям самим определить и последовательность деятельности: что сначала, а что потом, что сегодня, а что завтра и т. д.

Подводя итог, хочется сказать: любой самый хороший план не заменит драгоценных минут общения и взаимодействия с ребенком. Мое пожелание – планирование должно быть удобным, кратким и емким и не отнимало у нас педагогов много времени, а предоставляло много времени для увлекательной и интересной деятельности с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы (планирование)

Планирование утреннего отрезка времени...

Сообщение из опыта работы «Планирование поисково – исследовательской деятельности и основ безопасности в природе

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно - исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Выступление на педсовете. Из опыта работы. Планирование работы по формированию элементарных математических представлений в повседневной жизни

Из опыта работы. В зависимости от педагогических задач по математике планируется работа в повседневной жизни. Математику рекомендуется связать максимально с окружающей жизнью. На протяжении всего дня ...

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников посредством краеведения ( из опыта работы)

Цель моей работы: повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через краеведение....

Планирование воспитательно-образовательной работы (планирование на неделю)

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...