представление опыта работы
проект (младшая группа)
Тема: «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_papka_1.docx | 149.9 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Куртамышского района
«Куртамышский детский сад № 2 общеразвивающего вида»
Василевская Наталья Александровна
Воспитатель
Тема: «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора»
Актуальность и новизна опыта
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он – источник любой литературы и искусства в целом. Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки -потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь малышей становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно - координацию и ловкость.
Рассказывая потешки, использую на первых порах наглядность, объясняю значение новых слов, опираюсь на опыт и знания малышей. Постоянно работаю над совершенствованием своей речи, используя часто подражание, так как это движущая сила в развитии ребенка!
Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности.
Тема опыта актуальна для детей раннего возраста, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.
Данный опыт является синтезом уже существующих подходов к развитию активной речи детей раннего возраста посредством фольклора и материалом из личного опыта работы.
Теоретическая обоснованность, системность в представлении опыта работы
В условиях предметного общения происходит первоначальное усвоение слов, и на этой основе начинает развиваться собственно речевое общение. Собственно речевое общение формируется на втором году жизни. Ребенок использует слова не только в ответ на побуждения взрослого, но и по собственной инициативе, обращаясь к взрослому. По инициативной речи можно судить о характере и содержании общения взрослого с ребенком, о том, в какой степени дети владеют словарным запасом и другими языковыми средствами и используют их в целях общения.
В раннем детстве развитие речи разделяется на два периода: первый -подготовительный, второй - формирование самостоятельной речи. Подготовительный период имеет важное значение в последующем развитии речи детей. В этот период закладывается основа, на которой в дальнейшем будет строиться речь ребенка, формируется потребность в общении, развиваются голосовые реакции, речедвигательный (артикуляционный) аппарат, фонематический слух, восприятие и понимание речи взрослого, подражание звукам и словам, запоминание слов, употребление слов в целях общения.
На втором году жизни развивается понимание речи взрослого. Дети учатся понимать не только отдельные слова, но и фразы. С помощью фраз раскрывается содержание сюжетов, даются поручения, малыш учится понимать смысл поручений и выполнять их. В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания, формирование умения подражать звукосочетаниям и словам.
В дальнейшем дети учатся понимать названия предметов, явлений, событий, действий, находящихся не только в непосредственно близком, но и более далеком окружении; понимать названия признаков предметов и т.д. Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Ребенок начинает делать первые самостоятельные выводы. Ребенок узнает знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, узнает независимо от цвета, формы, величины. Формируется способность объединять предметы. Ориентируясь на функциональный признак, указанный взрослым (Чашка - посуда. Из чашки пьют.). Ребенок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые несложные поручения. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.
Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивает бурный рост словарного запаса. Е.А. Аркин в книге «Дошкольный возраст» приводил данные о росте словаря ребенка в два года - 300 слов, в три года шесть месяцев - 1100 слов. В составе словаря имеются почти все части речи: существительные, глаголы, наречия, числительные, местоимения, служебные слова (союзы, предлоги, союзы, междометия).
В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка -овладение его грамматической структурой. Усвоение грамматики происходит очень интенсивно. Ребенок употребляет в речи все падежные формы существительных, формы глаголов, различают единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов.
В целом же в грамматическом отношении речь детей еще очень несовершенна. Они путают окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. Согласно ориентировочным показателям развития речи детей третьего года жизни, разработанным Н.А. Аксариной, к концу этого возрастного периода ребенок в основном правильно произносит «все звуки», кроме шипящих и сонорного «р».
Большое место родному языку и художественному слову отводили В.Г. Белинский, И.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев. Но основоположником методики первоначального обучения детей родному языку является Ушинский. Созданное им психологическое учение содержит элементы материалистического понимания психики, в частности освещая вопрос о происхождении языка и мышления, он отметил характерные для них - быть средством социального общения и познания. Родной язык, говорил К.Д. Ушинский, удивительный педагог: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, - и усваивает легко, скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот, великий народный педагог - родное слово».
Большая заслуга К.Д. Ушинского в том, что он обосновал принципиальную важность в обучении и воспитании детей устного народного творчества. Народные игры, сказки, загадки, потешки, прибаутки, тщательно отображенные в соответствии с возрастом детей -это не только средство патриотического воспитания, но и путь развития чутья к звуковым краскам родного языка. К. Д. Ушинский сумел претворить в жизнь свои теоретические взгляды на роль художественного слова в воспитании детей, создав классические учебники «Детский мир» и «Хрестоматия» (1861 г.) и «Родное слово» (1864 г.)
Идеи К.Д. Ушинского нашли горячих последователей среди видных деятелей того времени А. С. Симонович, Е.И. Водовозовой, Е.И. Кондари. Последовательницей учения К.Д. Ушинского стала и Е.И. Тихеева. Вместе с известными учеными, практическими работниками -педагогами методистами Н. М. Щеловановым, Н.М. Аксариной, Н.Ф. Ладыгиной, Е.К. Кавериной, Г.Л. Розенгарт- Пупко, Г.М. Ляминой, В.А. Петровой и другими. Е.И. Тихеева разработала методику развития речи детей раннего возраста. Большой вклад в разработку методики речи внесла Е.А. Флерина. Она большое внимание уделяла работе с детской книгой, наиболее глубоко изучая проблему художественного чтения.
Большой интерес вызвала работа А.П. Усовой об использовании народного творчества, в том числе словесного в воспитании дошкольников. Значительный вклад в развитие речи детей дошкольного возраста внес известный исследователь в этой области Ф.А.Сохин (1928-1989г.). Всю свою научную деятельность Ф.А. Сохин посвятил изучению развития речи детей, поиском путей эффективного руководства этим развитием в дошкольном возрасте. Коллеги, ученики, последователи Ф.А. Сохина продолжают исследования проблемы развития речи в различных направлениях под руководством О.С. Ушаковой: развитие связной монологической речи (И.Г. Смольникова, Е.А. Смирнова, Р.Х. Гасанова); развитие словесного творчества и его взаимосвязь с разными видами художественной деятельности (Е.В. Савушкина, Г.А. Куршева, Л.В. Танина и др.); воспитание культуры речевого общения в семье (М.В. Ильяшенко).
Представление опыта
Проанализировав результаты мониторинга детей своей группы по образовательной области «Речевое развитие» выбрала тему работы : «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора» определила цель и задачи.
Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности; объединение усилий педагогов и родителей по развитию активной речи детей с помощью произведений русского народного фольклора.
Задачи:
1. Приобретение систематических знаний в области речевого развития детей раннего возраста.
2. Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей.
3. Развитие интереса детей к устному народному творчеству
4. Повышение уровня речевого развития детей через использование в работе песенок, потешек, прибауток, колыбельных.
5. Обогащение чувств детей, воображения и эмоциональной отзывчивости.
6. Последующее использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности детей.
7. Приобщение детей к национальной культуре.
Свою работу начала с изучения методической литературы.
Составила :
1. Перспективный план воспитательно – образовательной работы с детьми раннего возраста ;
2. Конспекты игровых образовательных ситуаций, дидактических упражнений, дидактических игр, игр – занятий, музыкальных развлечений
3. Медиатека;
4. Книга стихов и потешек к режимным моментам, музыкальные обучалочки (песенки-игры) для развитии координации движении й у малышей;
5. Педагогический проект «Ладушки, ладушки...» по развитию активной речи детей раннего возраста
В своей работе я выделила два направления:
Использования фольклора в играх – занятиях по развитию речи мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д.
Использование фольклорных произведений в повседневной жизни.
Игра – занятия строю на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка. Прикладываю усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. Например, при чтении потешки «К нам пришла собачка» детей стимулирую к звукоподражанию. Спрашиваю как лает собачка? Передавая смысловое содержание текста, пытаюсь заразить малыша своим настроением. Предлагаю малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки и т. д., дети активно участвовали в изображении сопутствующих потешкам действий. Знакомя детей с некоторыми потешками «Наши уточки с утра» я побуждала их к подражанию крику птиц, животных.
При чтении произведений использую все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараюсь прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.
Знакомство с фольклорными жанрами вначале организуется через наглядность – показ движений, действий, привлечение для показа игрушек, воспроизводить движения в соответствии с текстом, запоминать небольшие интересные тексты.
Сначала дети прислушиваются, а потом охотно подговаривают весёлое стихотворение и выполняют указанные действия. При частом повторении у детей развивается речь, чисто произносятся звуки, развивается память, активизируется словарь. Очень легко запоминаются детям совместные игры, сопровождаемые потешками и движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Эффективно применение приёма действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся их глазами действие.
Ещё используемый мною приём – динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например, говоря о петушке –«масляна головушка», приводим в движение именно часть игрушки,; при чтении строки «Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь?» приводим игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подаёт голос» (петушок кукарекает, поёт). Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки.
При организации игр – занятий использую приём инсценирования произведения с помощью картинок, ширмы, игрушек.
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например,во время кормления кукол приговаривают: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку».
Напеваем колыбельную, а дети подпевают,делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые мы поём, но и сами поют куклам – и про кота-воркота, и прогулей, про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи.
Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и поэтому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами.
Для выполнения этих задач подобрала серию потешек, пестушек, попевок, прибауток.
Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. Так, во время умывания использую потешку «Чистая водичка, моет Ане личико». Ритмичные слова вызывают у детей радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.
Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть,произношу: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».
Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково пою песенки «Баю, баюшки, баю».
Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания,я вместе с няней проговариваю потешку: «Вот они – сапожки».
В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Выпал беленький снежок», «Жмурки» и др.
А также мы с детками очень любим,играть в хороводные игры: «Жили у бабуси», «Мыши водят хоровод», «Жучок - паучок», «Ходит Ваня», «Всем Надюша расскажи», «Галя по садочку гуляла». Много играем в игры на развитие движение кистей рук, где использую народные песни и потешки «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик» … И, конечно, всем известно, что малыши очень любят наряжаться, любоваться собой. Поэтому я оформила «Уголок ряженья»
Для решения поставленных задач в группе создана соответствующая развивающая среда. В группу приобретены дидактические игры для развития речи детей: «Одень куклу соответственно сезону», «Кто как кричит?», «Кто, где живёт», «Расскажи сказку» и др., которые активно использую на занятиях и свободной речевой деятельности. У нас создан театральный уголок,в котором разнообразие видов театров: кукольный, пальчиковый, настольный.
Для детей подобраны, соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал. Который помогает малышам закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке размещены книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки – малышки.
Яркая привлекательная среда привлекает внимание детей и они с удовольствием находят занятия по интересам.
Согласно ФГОС родители являются непосредственными участниками образовательного процесса. Вся работа ведётся в тесном контакте с родителями. В процессе организации единого пространства детского сада и семьи, использую разнообразные формы работы: провела консультации с родителями такие как :«Справиться с детским непослушанием помогут потешки» , «Сказки для малышей» и «Колыбельные песенки для детей». Индивидуальные беседа с родителями «Как выбрать полезную сказку для малыша». Подготовила папки-передвижки : «Приобщение малышей к фольклору», «Роль народной сказки в воспитании детей». В помощь родителям подготовила список рекомендованный по ознакомлению детей 2 лет с произведениями художественной литературы»
Налаженная связь в работе с родителями так же является ожидаемым результатом. Родители заинтересованы в использовании фольклора, стали более тесно взаимодействовать с педагогами, с удовольствием откликнулись и проявили творческую активность в изготовлении стенгазет «мужские профессии» к празднику 23 февраля. В дальнейшем я планирую активно использовать фольклор, как средство общения с детьми в период адаптации, в режимных моментах, в процессе непосредственно образовательной деятельности. Опыт моей работы может быть принят к реализации и другими педагогами.
Результаты.
Анализируя результаты, я могу судить о том, что у детей развивается понимание речи, Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, название животных, договаривать новые слова, фразы; знание потешек, пестушек, сказок, колыбельных песен формирует у детей эмоциональную отзывчивость на произведения народного творчества. Количество понимаемых слов значительно возрастает интенсивно развивается активная речь детей, дети пытаются строить простые предложения. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
В результате проделанной работы мною достигаются поставленные цели и задачи. Проводимая целенаправленная работа по развитию активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора дала положительный результат.
1. дети приобретают систематические знания в области речевого развития детей раннего возраста.
2. родители привлечены к проблемам речевого развития детей.
3. Развивается интерес детей к устному народному творчеству
4. Повышается уровень речевого развития детей через использование в работе песенок, потешек, прибауток, колыбельных.
5.Обогащаютя чувства детей, воображения и эмоциональная отзывчивость.
6. Проявляется использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности детей.
7. Дети приобщаются к национальной культуре.
Результат диагностики
Распространение собственного опыта
Для педагогов ДОУ проведа Консультацию « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста по средствам фальклора».Составила конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора. Показала занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»
Поделилась опытом работы в сети интернет консультациями на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» и «Развитие речи дошкольников средствами фольклора» » на сайте «Умная Синица»
Практическая значимость результатов моей работы заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.
Заключение
Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое и важное значение для развития речи воспитанников 1 младшей группы.
С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей практической деятельности с детьми и может быть использована другими педагогами в работе.
Список литературы
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающей технологии "ольфогимнастика" в работе с детьми старшего возраста. Воспитатель 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна
В нашем детском саду с внедрением новых федеральных государственных требований очень большая нагрузка возлагается на здоровье детей. Моя задача в группе: сохранить и укрепить здоровье и зр...
Представление опыта работы по теме самообразования «Система деятельности экспериментирования в формировании математических представлений у дошкольников».
Актуальность выбранной мною темы продиктована характеристикой самого системно-деятельностного подхода – это такой подход к организации воспитательно-образовательного процесса, который обесп...
представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»
Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в...
Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...
Представление опыта работы по теме "Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой" в рамках городского семинара-практикума "Взрослые заботы о детском чтении: трансляция опыта и поиск свежих идей".
Работа в группе с детьми1,5-2 лет (а у меня детки именно такого возраста) сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это, конечно же, ранний возраст воспитанников. Когда я только начи...
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...