Профилактика конфликтов посредством сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
статья
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 80 Невского района Санкт-Петербурга
Статья для педагогов дошкольного образования
На тему:
Профилактика конфликтов посредством сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель: Дмитриева Полина Сергеевна Санкт-Петербург 2020 2020 |
Профилактика конфликтов посредством сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема конфликта не теряет своей актуальности и в настоящее время. Являясь частью общества, человек постоянно сталкивается с конфликтами. Начинается же это в раннем возрасте, когда ребенок начинает взаимодействовать с другими детьми в детском саду.
Это время характеризуется возникновением сложностей во взаимоотношениях со сверстниками. Между детьми появляются конфликты, существенным образом влияющие на развитие личности ребенка. Серьезную помощь для воспитателей при организации воспитательно-образовательной работы окажет знание особенностей во взаимоотношениях между детьми в группе детского сада, а также возможных трудностей, которые могут возникнуть в процессе их взаимодействия.
Основным видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Д.Б. Эльконин подчеркивает тот факт, что игра наиболее спонтанно проявляется у ребенка, но при этом строится при взаимодействии с взрослым. Основными чертами игры являются: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Д.Б. Эльконин отмечает, что возникновение конфликтов у дошкольников младшего возраста чаще происходит из-за игрушек, у дошкольников среднего возраста – из-за ролей, а у старших дошкольников – из-за правил игры.
Я.Л. Коломенский и Б.П. Жизневский приводят следующие причины возникновения конфликтов у дошкольников:
- разрушение игровых построек, игровой обстановки;
- спор из-за выбора игры;
- разногласия между детьми из-за ролей;
- споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами;
- разногласия из-за игровых персонажей, действий, ситуаций;
- споры о правилах поведения детей в игре.
Поэтому при руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Психологический анализ процесса развития конфликтной ситуации с учетом её сущности, целей, динамики, особенности участников, их эмоционально-психологического состояния свидетельствует о том, что в профилактике и предупреждении конфликтов важным является формирование группы, то есть взаимоотношений между детьми. Одни из эффективных средств предупреждения конфликтов между детьми является недопущение споров, потому что в споре детям редко удаётся сохранять самообладание. Спор может привести к обидным замечаниям, а иногда и к грубостям по отношению к другим детям.
Впервые попав в детский сад, ребёнок оказывается в непривычных для него условиях. Ребенок начинает взаимодействовать с незнакомыми для него взрослыми и детьми, с которыми необходимо выстраивать отношения. Задача взрослых заключается в организации эмоционально комфортной обстановки для ребенка. Именно поэтому эмоциональное развитие ребёнка является основой нравственного воспитания. Дошкольники отличаются особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми, эмоционально отзывчивыми.
Чтобы по мере возможности формировать у детей умение избегать конфликтов, рекомендуется проводить методы их профилактики.
Как мы знаем, конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешить. Поэтому необходимо предупреждать конфликты на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии их зарождения.
Профилактика конфликтов будет эффективна при соблюдении следующих условий:
- при взаимодействии всех участников педагогического процесса (воспитатель, психолог, родитель);
- при правильном педагогическом руководстве сюжетно-ролевой игрой, при её полноценном планировании;
- при учёте индивидуальных особенностей дошкольника.
Предотвращение конфликтов важно не только для развития детской личности, но и для развития детского коллектива в целом.
Используемая литература:
1. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре. – Москва: Просвещение, 2003 – 123 с.
2. Волков Б.С. Возрастная психология: От рождения до поступления в школу: учеб. пособие для студентов
вузов, обучающихся по пед. специальностям. – Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 366 с.
3. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности [Текст] // Вопросы психологии. – 1990. – № 2. – С. 37-100.
4. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 1999. – 3001 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»
Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...
Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в зоопарк"
Интегрированное занятие с использованием навыков конструирования, знаний по ознакомлению с окружающим, умения создавать совместный сюжет и обыгрывать его....
Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста "Космос"
План сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста на тему "Космос". Проводится втечении 2 недель. Задачи, обогощение знаний, роли, отрибуты, приемы прямого руководства....
Фрагмент руководства игровой деятельности ( ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Спасатели МЧС». Подготовительная группа.
Прием прямого руководства для старшего дошкольного возраста.Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, ко...
Фрагмент руководства игровой деятельности (ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно – ролевая игра «ЗООПАРК»
Сюжетно-ролевая игра имеет важное значение в жизни ребенка. Через игру ребенок знакомится с различными профессиями, развивает общение с детьми, учиться жить в коллективе. В моей группе хорошо продуман...
Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »
Программное содержание:-Закреплять умение детей распределять роли и, исходя из них, воспроизводить и развивать цепочку игровых действий...
Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »
Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »...