Профилактика конфликтов посредством сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
статья

Дмитриева Полина Сергеевна

Статья для педагогов дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 80 Невского района Санкт-Петербурга

Статья для педагогов дошкольного образования

На тему:

 Профилактика конфликтов посредством сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста

Подготовила воспитатель:

Дмитриева Полина Сергеевна

Санкт-Петербург

2020

2020

Профилактика конфликтов посредством сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема конфликта не теряет своей актуальности и в настоящее время. Являясь частью общества, человек постоянно сталкивается с конфликтами. Начинается же это в раннем возрасте, когда ребенок начинает взаимодействовать с другими детьми в детском саду.

Это время характеризуется возникновением сложностей во взаимоотношениях со сверстниками. Между детьми появляются конфликты, существенным образом влияющие на развитие личности ребенка. Серьезную помощь для воспитателей при организации воспитательно-образовательной работы окажет знание особенностей во взаимоотношениях между детьми в группе детского сада, а также возможных трудностей, которые могут возникнуть в процессе их взаимодействия.

Основным видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Д.Б. Эльконин подчеркивает тот факт, что игра наиболее спонтанно проявляется у ребенка, но при этом строится при взаимодействии с взрослым. Основными чертами игры являются: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Д.Б. Эльконин отмечает, что возникновение конфликтов у дошкольников младшего возраста чаще происходит из-за игрушек, у дошкольников среднего возраста – из-за ролей, а у старших дошкольников – из-за правил игры.

Я.Л. Коломенский и Б.П. Жизневский приводят следующие причины возникновения конфликтов у дошкольников:

- разрушение игровых построек, игровой обстановки;

- спор из-за выбора игры;

- разногласия между детьми из-за ролей;

- споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами;

- разногласия из-за игровых персонажей, действий, ситуаций;

- споры о правилах поведения детей в игре.

Поэтому при руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Психологический анализ процесса развития конфликтной ситуации с учетом её сущности, целей, динамики, особенности участников, их эмоционально-психологического состояния свидетельствует о том, что в профилактике и предупреждении конфликтов важным является формирование группы, то есть взаимоотношений между детьми. Одни из эффективных средств предупреждения конфликтов между детьми является недопущение споров, потому что в споре детям редко удаётся сохранять самообладание. Спор может привести к обидным замечаниям, а иногда и к грубостям по отношению к другим детям.

Впервые попав в детский сад, ребёнок оказывается в непривычных для него условиях. Ребенок начинает взаимодействовать с незнакомыми для него взрослыми и детьми, с которыми необходимо выстраивать отношения. Задача взрослых заключается в организации эмоционально комфортной обстановки для ребенка. Именно поэтому эмоциональное развитие ребёнка является основой нравственного воспитания. Дошкольники отличаются особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми, эмоционально отзывчивыми.

Чтобы по мере возможности формировать у детей умение избегать конфликтов, рекомендуется проводить методы их профилактики.

Как мы знаем, конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешить. Поэтому необходимо предупреждать конфликты на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии их зарождения.

Профилактика конфликтов будет эффективна при соблюдении следующих условий:

  • при взаимодействии всех участников педагогического процесса (воспитатель, психолог, родитель);
  • при правильном педагогическом руководстве сюжетно-ролевой игрой, при её полноценном планировании;
  • при учёте индивидуальных особенностей дошкольника.

Предотвращение конфликтов важно не только для развития детской личности, но и для развития детского коллектива в целом.

Используемая литература:

1. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре. – Москва: Просвещение, 2003 – 123 с.

2. Волков Б.С. Возрастная психология: От рождения до поступления в школу: учеб. пособие для студентов

 вузов, обучающихся по пед. специальностям. – Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 366 с.

3. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности [Текст]  // Вопросы психологии. – 1990. – № 2. – С. 37-100.

4. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 1999. –  3001 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в зоопарк"

Интегрированное занятие с использованием навыков конструирования, знаний по ознакомлению с окружающим, умения создавать совместный сюжет и обыгрывать его....

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста "Космос"

План сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста на тему "Космос". Проводится втечении 2 недель. Задачи, обогощение знаний, роли, отрибуты, приемы прямого руководства....

Фрагмент руководства игровой деятельности ( ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Спасатели МЧС». Подготовительная группа.

Прием прямого руководства для старшего дошкольного возраста.Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, ко...

Фрагмент руководства игровой деятельности (ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно – ролевая игра «ЗООПАРК»

Сюжетно-ролевая игра имеет важное значение в жизни ребенка. Через игру ребенок знакомится с различными профессиями, развивает общение с детьми, учиться жить в коллективе. В моей группе хорошо продуман...

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »

Программное содержание:-Закреплять умение детей распределять роли и, исходя из них, воспроизводить и развивать цепочку игровых действий...

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »...