"Игра дошкольника в детской субкультуре"
статья
Игра дошкольника в детской субкультуре"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_doshkolnika_v_detskoy_subkulture.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА ДОШКОЛЬНИКА В ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ
В условиях развития демократического общества проблемы детства приобретают все большее значение, которые требует создания и обеспечения специальных условий для его существования, приоритетности внимания к нему со стороны общества и государства. Детство – это социальный феномен и неотъемлемая часть образа жизни и культуры человечества. «Детство – это своеобразный этап в развитии человека, вековой период, который характеризуется качественными особенностями психических процессов и характерным типом ведущей деятельности. Рядом с этим детство – это самоценный, уникальный и фундаментальный период в развитии человека, так называемое «золотое время» его жизни» [2, с.64-65].
Изменения, происходящие в российском обществе в начале XXI в., вторжение в повседневную жизнь информационных технологий, агрессивное воздействие информационной среды на сознание человека, смена ценностных приоритетов, ускорение и интенсивность жизнедеятельности, оказывают значительное воздействие на существующие формы культурной коммуникации в социуме, в том числе и на бытие детей.
Сферой детского самобытия является мир субкультуры, вовлекающий практически каждого ребенка в детское сообщество. В.В. Абраменкова считает, что «детская субкультура – в широком значении – все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития» [1, с.27].
Детская субкультура оказывает существенное воздействие на формирование мировидения ребенка и становление его духовно-нравственных начал. Одним из проявления детской субкультуры, наряду с детской картиной мира (детское философствование, сказочный мир, совокупность ценностей и представлений о мире), детской модой, детской речью, детским фольклором, является игра. Для детей дошкольного возраста игра - это ведущий вид деятельности, в которой происходит всестороннее развитие ребенка, складывается и совершенствуется управление поведением, в том числе и социальным (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.). Игра - это самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения ребёнка, тормозит развитие общения, как со сверстниками, так и со взрослыми. Поэтому, состояние детской субкультуры игры, мы, вслед за российским психологом Б.Д. Элькониным, считаем важными индикаторами положения детства в России.
Проведенный теоретический анализ детской субкультуры свидетельствует о тенденциях трансформаций данного элемента детства. Это проявляется, прежде всего, в сужении игрового пространства детства, увеличения различий в сюжетах игр современных детей, культурой игры девочек и мальчиков. Сегодня в обществе наблюдается противоречивая ситуация по отношению к детству и детским играм. С одной стороны, - выпускается широкий спектр дорогостоящей продукции для игр современных детей, с другой стороны, - очень много предлагаемых товаров для детей не учитывают возрастную, психологическую адресованность для развития ребенка, а отражают конъюнктурный спрос на «модные» игрушки из мультфильмов. Взрослые все меньше уделяют внимание игре и общению со своими детьми.
Наши дошкольные образовательные организации, являясь сетевыми партнёрами по опытно-экспериментальной работе занимаются исследованием по востребованной и актуальной теме для развития дошкольной системы образования «Проектирование новых форматов образовательных режимных моментов в ДОУ с учётом обновления субкультуры дошкольного детства».
Для реализации поставленных целей и задач по изучению интересов современных детей, их предпочтений, особенностей игр в современной детской субкультуре использовался комплекс методов исследования: анкетирование родителей, наблюдение педагогов за играми детей, опрос детей, проективная рисуночная методика «Моя любимая игрушка». Нас интересовала широкая и обобщенная картина того, во что и как играют современные дошкольники.
По результатам опроса родителей (изучение интересов детей, их предпочтений) дети дошкольного возраста предпочитают играть дома в следующие игры: подвижные игры (81%), конструирование (63%), настольные игры (49%), строительство (36%); играть в персонажей из книг, мультфильмов (35%), в профессии (30%), компьютерные игры, игровая приставка (24%).
Любимой игрушкой детей дошкольного возраста являются разного рода машинки, куклы, мягкие игрушки зверей (наиболее популярны кошечки, мишки, собачки, лошадки и пони), различные конструкторы, динозавры, роботы, трансформеры. Современные дети знают и любят такие российские мультфильмы как «Ну, погоди!», «Простоквашино», «Винни-Пух», серия нового поколения «Маша и медведь»; мультфильмы «западного» происхождения «Барбоскины», «Фиксики», «Щенячий патруль», «Смешарики», «Холодное сердце», «Три кота», «Тачки», «Лунтик», «Свинка Пеппа», «Супер крылья», «Мишки-Мимимишки» и др. У большинства детей независимо от возраста любимыми персонажами являются герои названных выше мультфильмов, особенно «Маша и Медведь», «Барбоскины», «Щенячий патруль», «Холодное сердце», «Фиксики», персонажи «Трансформеров», «Герои в масках», «черепашки Ниндзя», «Босс Молокосос», «Человек-паук», «Бэтман» также упоминаются детьми.
Детям дошкольного возраста доступны компьютерные игры (58%), не доступны (42%). Из компьютерных игр дошкольников привлекают: развивающие игры, логические задания, раскраски, пазлы, лего, головоломки, буквы и счёт, строительство, трансформеры, фермерство, автомобильные гонки, спортивные игры и «стрелялки», такие как: «Майнкрафт», «Говорящий Хэнч», «Зомби», «Симуляторы», «Песочница», «Пони Литл», «Цирк», «Салон красоты», «Моя Анжелика», «Марвэл», «Говорящий кот» и др.
Интересный материал был получен при опросе детей педагогами. Анализируя ответы детей, мы обращали внимание: на игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома; на любимые сюжеты и роли; на любимые игрушки. Анализ ответов показал характер игровых предпочтений детей. В качестве своей любимой игрушки многие мальчики называли героев иностранных мультфильмов: «Человека- паука», «Черепашки ниндзя» «Бетмена»; роботов - трансформеров. У девочек - это Винкс»; “Барби и Кен”, «Русалочка», «Маша и медведь», «Лунтик».
На вопрос о том, почему им нравятся эти герои?, дети показали следующее. Девочки говорили, что: «…они красивые» (45%), «…очень добрые» (33%); «…помогают другим героям» - 22%. Мальчики отметили смелость героев (31%) , храбрость - 26%; силу и ловкость назвали 25 % мальчиков; «… они хорошие, потому, что спасают других», - показали 15% детей. Таким образом, анализ ответов мальчиков свидетельствует о том, что больше всего они любят играть в героев иностранных мультфильмов.
Опрос детей показал, что все они любят играть в коллективные игры. Большинство детей говорили о том, что, им нравится играть в детском саду, «…потому что здесь много друзей и игрушек». Дома дети чаще всего играют в одиночные игры, «сам с собой», так как родители часто заняты своими делами, а старшие братья и сестры предпочитают играть за компьютером.
Анализируя выбор сюжетов и ролей, нужно отметить, что в играх детей дошкольного возраста сохраняются традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени. Это архетипические игровые сюжеты, которые сродни сюжету волшебной сказки. Герои сюжетных игр девочек олицетворяют в себе красавицу, царевну, принцессу. Это и понятно, ведь становление девочки, ее внутреннего мира, половая идентификация связаны с ее стремлением стать красивой женщиной, у которой есть семья, дети. Первоначально эти стремления реализуются и осознаются в играх.
Мы выяснили, что предпочитаемыми сюжетами игр современных девочек являются игры в «семью», “Барби и Кен”, «Дочки- матери»; «больничка», «парикмахерская», “Семья в кафе” и др. У мальчиков преобладают военизированные сюжеты, однако на смену рыцарям и солдатикам приходят новые игровые роли: Бэтмен, Человек – паук, Халк, Черепашки ниндзя, тачки, полицейские и другие.
Однако есть и новые игры с выдуманными правилами («Зомби», «Роботы», «Пришельцы», «Заморозка», «Монстры»). Дети играют по мотивам историй мультфильмов, современных сказок, например: «Домик Эльзы» (из м/ф «Холодное сердце»), «Заморозка», «Спасение радуги» (из м/ф «Моя милая пони»).
Играя с современными игрушками, дети, как правило, отказывались вводить в сюжет традиционные игрушки, объясняя это тем, что “так нельзя” или “не хочется”. Кроме того, дети также любят играть в строительные игры, с конструктором «лего» или с отдельными предметами (например, катать машину), играть в подвижные игры. Девочки больше любят играть в куклы.
Современные дошкольники предпочитают проигрывать в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, в которых они воспроизводят роли телевизионных героев. Это может свидетельствовать о том, что дети лучше знакомы с жизнью и отношениями героев фильмов, чем разнообразной жизнью близких взрослых. Поэтому социальная жизнь взрослых перестает быть содержанием детских игр, а их место все больше занимают виртуальные персонажи.
На прогулке дети играют в подвижные игры: «Ловишки», «Жмурки», «Прятки», «Зомби», «Копы и бандиты», «Вышибала», Штандер- стоп!», «Войнушки» с героями роботами, черепашками Ниндзя, человеком-пауком и т.д.
Дети по - прежнему сговариваются на игру. Причем используют и «старые» заклички: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, если будешь драться, я буду кусаться», и переделанные на новый лад: «Я мирюсь, мирюсь, мирюсь и я больше не дерусь. Ну а если подеруся, в грязной луже окажуся», также современные «Кто хочет в Зомби играть и мячом догонять?». Иногда заклички могут быть не рифмованные, не складные: «Муха сядет на цветок, ты водящий, бабка Грени».
Во время игр дети используют разные способы обращения друг к другу: произносят ласково имя (например, Егорка, Алесенька, Катюша и т.д.); используют похвалу: «Ты молодец, у тебя здорово получилось», «клёво», «класс», ну и, конечно же, присутствуют у них в речи и обзывалки: «Жадина-говядина», производные от имен: «Пашка-таракашка», «Ленка-пенка».
Анализ детских рисунков показал, что чаще всего дети рисовали любимых героев мультфильмов: «Винкс», «Барби», «Бетмен», «Тачки», «Халк», «Железный человек», «Бакуганы», «Пакемоны», супермены, роботы и др. Эти рисунки отличались яркостью, красочностью, своеобразием, чаще всего они носили реалистичный характер. Герои на них были такими, какими дети их видят на экранах телевизора. Яркость и красочность рисунков детей свидетельствовала о том, что эти герои им очень близки и любимы. Нередко, в рисунках дети рисовали не только самого героя, но и передавали знакомый сюжет. Мальчики чаще всего рисовали супергероев, и это естественно, ведь эти герои в их представлении являются сильными мужественными.
Таким образом, можно заключить, что игры современных детей в современной субкультуре детства отличаются неповторимостью и своеобразием. Игры мальчиков отражают отдельные предметные действия с персонажами иностранных мультфильмов: «Человек-паук», «Черепашки-ниндзя», «Бэтман» и нередко имеют агрессивную направленность. Игры девочек отличаются ролевой направленностью: «дом», «семья», «дочки-матери», «больница», «парикмахерская». Особое место в детских играх занимают игрушки из мультфильмов. Яркие и многообразные, они не всегда понятны взрослым, часто бесполезные и неразвивающие.
Кроме того, проведенное исследование показало, что игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше барби, тачек, халков, бакуганов, пакемонов, суперменов, роботов-трансформеров в детской субкультуре сегодня является престижным. Несмотря на обилие игрушек и атрибутов к ролевым играм, сюжеты творческих игр довольно однообразны. В воображаемой ситуации с игрушками нового поколения, как девочки, так и мальчики действуют в соответствии с пересказом сюжета, увиденного по телевизору, и не допускают изменения характера и имени героя. Это является характерной приметой нашего времени и явлением субкультуры игры современных детей.
Игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если остаётся самостоятельной деятельностью детей. Сюжеты детских игр - отражение окружающей их социальной жизни во всей её полноте и многообразии. Источниками для них становятся не только сцены из взрослой жизни, но и прочитанная сказка, увиденный мультфильм, спектакль.
Игры детей постоянно меняются, как меняется окружающая действительность. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнёрства, дружбы, взаимовыручки, основанных на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького пока человека.
Список литературы:
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. 2000. М.; Воронеж. С. 27.
2. Кудрявцев, В.Т. 2009. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 64–68.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детская субкультура как механизм социализации дошкольников»
Данный опыт работы могут использовать педагоги дошкольных образовательных учреждений в рамках реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
Игра дошкольников на детских музыкальных инструментах
1. Роль игры на детских музыкальных инструментах в музыкальном и общем развитии детей. 2. Методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.3. Организация занятий по обучению де...
СЕМИНАР «ФОРМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ»
Цель: формирование представлений педагогов о детской субкультуре.Задачи: - продолжать знакомить педагогов с детской субкультурой;- раскрыть формы приобщения дошкольников к детской субкультуре....
Консультация для воспитателей "Игра дошкольников на детских музыкальных инструментах.Роль воспитателя".
Материал поможет грамотно организовать работу в детском саду в вопросах музыкального воспитания и развития детей....
Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...
События - одна из форм приобщения дошкольников к детской субкультуре
Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и пред...
Образовательная деятельность с учетом детской субкультуры (задачи, формы работы, Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре)
Цель: формирование представлений педагогов о детской субкультуре.Задачи: - продолжать знакомить педагогов с детской субкультурой;- раскрыть формы приобщения дошкольников к детской ...