"Язык" тела: правда без слов
консультация
В статье раскрываются невербальные средства общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie_neverbalnoe.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Искорка»
(МДОУ «Д/с № 17 «Искорка»)
Педагог-психолог: Е.В. Добрухина
Консультация для воспитателей
«Язык» тела: правда без слов
Невербальное общение
Общение с людьми – непременное условие существования человека. Человек не может не общаться с другими людьми, они непрерывно взаимодействуют между собой во всех сферах деятельности.
Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, вызванное потребностями совместной деятельности.
Любую деятельность (игровую, учебную, трудовую) можно рассматривать через призму общения.
Общение – это коммуникация: обмен мнениями, мыслями, переживаниями, настроением между собеседниками.
Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей (субъектов). Общение связано с формулой: S – S, т.к. в общении никто из партнёров не может рассматриваться в качестве объекта, а является активным субъектом.
Два вида общения: вербальное и невербальное.
Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от латинского «словесный»).
Речь способна точно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений.
При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонация, территориальное расположение собеседников и т.д.).
И так:
Вербальное общение – общение с помощью слов (языка и речи).
Невербальное общение – средством передачи информации являются несловесные знаки.
Жесты, мимика, интонации – важнейшая часть общения. Порой с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Такая информация пользуется большим доверием.
Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация.
1. Австралийский специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что важнейшую роль в общении играют три основных фактора, вес которых распределяется следующим образом:
Что мы говорим – 7%
Как мы говорим – 38% (звуковые средства – тон голоса, интонация…)
Язык нашего тела – 55% (мимика, жесты, поза)
Иными словами, значимо, не что говорится, а как это делается.
«Впервые услыхав о таком соотношении, я был немало удивлён. Мне казалось, что в разговоре на то, «что говорится», приходится всего лишь 7% информации. Однако с годами я вынужден был признать: предмет разговора – один из наименее важных элементов беседы». А. Пиз
2. Невербальное поведение включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Словами можно передать только фактические знания, но одних только слов бывает недостаточно, чтобы отразить чувства. Тем не менее чувства, неподдающиеся словесному выражению, проявляются в невербальном поведении.
3. Невербальное поведение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова, возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и тембр голоса.
4. Должно быть соответствие вербальной и невербальной коммуникации. Соответствие – выступает как инструмент профессиональной деятельности.
А.С. Макаренко подчёркивал, что педагог одно и то же слово должен уметь произносить с множеством различных интонаций, вкладывая в него значение то приказа, то просьбы, то совета и т.д. (Варианты «Да»).
5. Невербальная передача информации проявляется в жизни человека раньше, чем вербальная коммуникация. Уже в первые дни своей жизни ребёнок учится воспринимать эмоциональное состояние своей матери и порой реагировать на такие нюансы в её настроении, которые недоступны восприятию взрослых. Для ребёнка – эмоциональное состояние родителей имеет чрезвычайно важное значение. Он многое постигает, прислушиваясь к голосам родителей, присматриваясь к выражению их лица, движениям и жестам.
Интонации плача новорождённых.
Дети часто используют плач как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений. «Я не тебе плачу, а маме».
6. К средствам невербальной коммуникации могут быть отнесены и различные условные обозначения, с которыми коммуникатор информирует о чём-то значимом для него.
Например: Траурная лента – о постигшей потере;
Звёздочки и просветы на погонах – о воинском звании;
Татуировка – о месте, которое в воровской иерархии занимает или занимал правонарушитель. Пирсинг.
Телефон. Брелок от машины. Сумочка.
Цвет волос.
7. Итак, с одной стороны, во время деловых встреч, бесед, переговоров необходимо контролировать свои движения и мимику, с другой стороны – уметь интерпретировать реакции партнёра. Полезно изучить язык невербальных компонентов общения.
Лидеры мирового бизнеса, политические деятели владеют невербальными методами, а в программах факультетов бизнеса крупнейших университетов мира вы обязательно увидите соответствующие курсы.
8. Интерпретация жестов, поз и других компонентов невербального общения не всегда бывает однозначной. Попытки составить словари жестов оказались неудачными. В процессе общения необходимо учитывать общую атмосферу беседы, её содержание.
9. Невербальные компоненты общения очень значимы в первые минуты знакомства. «По одёжке встречают…» - гласит русская народная пословица. И эта «одёжка» не только костюм, но и поза, взгляд, улыбка. Ещё не произнесено ни единого слова, а первая оценка собеседника уже получена. Изменить её в последствии бывает трудно.
Американские исследователи Л. Зунин и Н. Зунин считают, что важны первые четыре минуты встречи. Другие авторы отводят на формирование партнёрами образов друг друга 120 сек. В любом случае, две или четыре минуты – время довольно короткое.
10. «Слова» невербального языка у разных народов имеют разное значение.
Например, покачивание головой из стороны в сторону для русского человека означает «нет», в то время как для болгарина это значит «да».
Культурные различия при обмене невербальной информации могут создать значительные преграды для понимания.
Например, приняв от японца визитную карточку, следует её сразу же причитать и усвоить. Если вы положите её в карман, вы тем самым сообщите японцу, что его считаете несущественным человеком.
Ещё один пример культурных различий в невербальной коммуникации – склонность американцев реагировать не «каменное выражение лица» у собеседника, в то время как улыбка не часто гостит на лицах русских или немцев.
Обычно люди добиваются точного понимания невербального языка, когда связывают его с конкретной ситуацией, а также с социальным положением и культурным уровнем конкретного человека.
11. Одни люди понимают невербальный язык лучше, другие – хуже. Например, женщины более точны как в передаче своих чувств, так и в восприятии чувств других. Способности мужчин, работающих с людьми, - психологов, педагогов, юристов, актёров – оцениваются также высоко.
Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении.
12. Невербальная коммуникация структурно представляется следующими системами:
1. Визуальные виды общения:
А) жесты, мимика, пантомимика, кожные реакции;
Б) средства преобразования природного телосложения;
В) обмен вещами или предметами.
2. Акустическая система (особенности произношения)
3. Тактильная система (такесика).
4. Ольфакторная: приятные, неприятные запахи окружающей среды.
5. Пространственно-временная организация общения (проксемика); дистанция между общающимися (дистанция общения):
- интимная зона (15-45 см.)
- личная или персональная зона (45-120 см.)
- социальная зона (120-400 см.)
- публичная зона (свыше 400 см.).
Выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми.
Таким образом, невербальные средства общения в ходе беседы могут сообщить нам о многом и имеют огромное значение во взаимодействии людей.
Во-первых, они способны указать собеседнику на особенно важные моменты сообщения.
Во-вторых, они дополняют содержание высказывания.
В-третьих, свидетельствуют об отношении к собеседнику, поскольку в них выражаются чувства говорящего.
В-четвёртых, невербальные средства общения дают возможность судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент.
Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, что следует сделать или изменить для достижения нужного результата.
Практическая часть
Посмотрев на рисунки, вы сразу заметите, что 93% процесса общения никак не связаны со словами.
Говорящему следует учитывать сигналы тела. Необходимо постоянно контролировать «слова» вашего тела и не упускать из поля зрения то, о чём безмолвно сообщает вас собеседник.
Никогда не пытайтесь анализировать какой-либо жест изолированно. Язык тела – то, что говорит всё ТЕЛО.
Инструкция: «Посмотрите на рисунки, прочитайте описания. Решите, что на ваш взгляд, означает каждая из поз».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить ребенка говорить правду
Как ребенка научить говорить правду...
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ ПРАВДУ?
Между детской ложью и фантазией - очень тонкая грань. Как отличить фантазирование от неправды, и где кроется причина последней: в страхе наказания, неверном стиле воспитания или в чём-то ещё? Как приу...
И правда веселая
вниманию педагогов предлагается комплекс гимнастики...
Исследовательский проект «Вся правда о газированной воде»
Образовательное учреждениеМАУДО «Детский сад №6», г. Ялуторовск, Тюменская областьАвторТюленева Любовь ВитальевнаДолжность, ВоспитательКвалификационная категорияВысшаяНазвание работыИсследовательский ...
Если ребенок говорит не правду…
Причины лжи...
Родительское собрание «Как донести правду о войне, чтобы дети поняли, чтобы впору им пришлась та правда»
Цель: Взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимойинформацией по вопросу ознакомление детей старшего возраста с Великой Отечественной войной....
Важность родительского внимания в воспитании ребёнка! Что означает быть внимательным? Очень просто, - это означает уделять внимание. Не правда ли? Но смысл, кроющийся за словами "уделять внимание", на самом деле гораздо глубже, чем вы можете себе это пред
Как важно быть внимательным родителем для своего ребенка? Что означает быть внимательным? Очень просто, - это означает уделять внимание. Не правда ли? Но смысл, кроющийся за словами "уделять вним...