Методические рекомендации- Оснащения речевого центра в группах ДОУ
консультация

Оснащение речевого центра в группах ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rek_.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по содержанию

речевого центра в группах ДОУ

 Оснащение речевого уголка:

- материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)

- пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)

- пособия для развития мелкой моторики  (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)

-материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)

-игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)

- игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

- игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)

-материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:

 Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

 Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

Не следует перегружать уголок оборудованием.

 Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – "одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Содержание речевых центров в возрастных группах:

 2-я младшая группа

1.  Картинки по лексическим темам (альбомы).

2.  Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

 г) пальчиковой гимнастике.

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7.  Различные виды театров.

8.  Картинки:

а) с изображением характерных особенностей времен года;

б) предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, т.д.).

  Средняя группа

1.  Картинки по лексическим темам.

2.  Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

 б) упражнений артикуляционной гимнастики;

 в) упражнений дыхательной гимнастики;

 г) пальчиковой гимнастике.

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7.  Различные виды театров.

8.  Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями предметов;

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, т.д.).

ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол);

ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 грушп

9.  Зеркало или индивидуальные зеркала.

 Старшая группа

1.  Картинки по лексическим темам.

2.  Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике;

д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);

д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, т.д.);

ж) с изображением синонимов;

з) с изображением животных во множественном числе;

и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);

к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)

8.  Зеркало или индивидуальные зеркала.

 Подготовительная группа

1.  Картинки по лексическим темам.

2.  Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике;

д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7.  Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);

д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);

ж) с изображением синонимов;

8.  Зеркало или индивидуальные зеркала.

Методические рекомендации по содержанию

книжного центра в группах ДОО

Уголок книги должен быть организован во всех группах детского сада.

Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о своем городе: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;

- хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;

- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене вывешивают репродукции картин, а для детей 5-6 лет – портреты писателя.

    В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта, правила пользования книгой. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа. Существуют разные варианты оформления уголка.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность.

Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

В младших группах уголок книги организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее как игрушку.

В книжном уголке должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки.

Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т.д.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

В средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги выставляются детские рисунки на темы художественных произведений.

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др. Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.

Содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на книжной витрине можно увеличить до 10-12 разных книг:

- учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

- в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

- также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.

- на витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

- особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

- кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки.

Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.

Для детей 5-6 лет можно организовать дежурство в уголках книги, они выдают книги, отвечают за них, получают книги.

Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.

Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.

Интересной может быть беседа о писателях и их книгах.

Цель таких бесед – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

Рассказ воспитателя должен отвечать следующим требованиям:

факты из жизни писателя должны быть точными и научными;

изложение должно быть образным, интересным;

рассказ должен быть доступным дошкольнику, не следует приводить даты (хронология детям не понятна); можно использовать перифразы, например:

рассказ должен быть близок детским интересам, то есть, рассказать о детстве писателя. Но останавливаться только на детских и юношеских годах писателя – значит не создавать в представлении ребёнка законченной картины;

рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом;

в рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра диафильмов;

особенно важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя.В процессе беседы выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.

В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником. О. И. Соловьева рекомендовала перед поступлением детей в школу устраивать выставку «Наши любимые книги и картины». В ее подготовке принимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т.д.). Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:

1. Центр игры

2. Центр двигательной активности

3. Центр конструирования

4. Цент музыкально - театрализованной деятельности

Спокойный сектор:

1. Центр книги

2. Центр отдыха

3. Центр природы

Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним:

1. Центр познавательной и исследовательской деятельности

2. Центр продуктивной и творческой деятельности

3. Центр правильной речи и моторики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по оснащению речевого центра в группах младшего и старшего дошкольного возраста

Дошкольное дество - наиболее благоприятный период для речевой активности ребенка, когда еще возможно предупредить формирование различного рода речевых комплексов и когда собственная речь, свободная и ...

Положение о смотре-конкурсе: «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для речевого центра» для групп дошкольного образовательного учреждения МКДОУ«Тополек»

Положение о смотре-конкурсе: «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для речевого центра»для групп дошкольного образовательного учреждения МКДОУ«Тополек»...

«Рекомендации воспитателям по оснащению музыкальных центров в группах детского сада»

Во время самостоятельной деятельности у детей возникают индивидуальные потребности и желания: одни хотят рисовать, вторые лепить или строить. В любой группе есть и такие воспитанники, которых заинтере...

Методические рекомендации по оформлению центров театрализации во всех возрастных группах. Положение о смотре-конкурсе «Лучший центр театрализации ДОУ»

Цель - создать оптимальные условия для развития творческих, коммуникативных и речевых способностей через театрально-игровую деятельность1.3. Задачи - способствовать повышению компетентности ...

Рекомендации по оснащению речевого центра в группах младшего и старшего дошкольного возраста

Дошкольное дество - наиболее благоприятный период для речевой активности ребенка, когда еще возможно предупредить формирование различного рода речевых комплексов и когда собственная речь, свободная и ...

Консультация для педагогов "Оснащение речевого центра"

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и ...