Инновационные формы работы с родителями
статья

Татьяна Валерьевна Сенько

На сегодняшний день повышается количество социально незащищенных детей и родителей, прослеживается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшается физическое и психическое здоровье детей. В связи с этим следует оказывать качественную педагогическую помощь семье на всех этапах ее развития. 

В настоящее время современному поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания, так как современная жизнь сопровождается множеством неблагоприятных факторов экономического, социального, экологического и иного характера, и справиться с вызовами времени в контексте семейного воспитания не просто.

Большинство родителей дошкольников заняты обеспечением материальных потребностей семьи, в связи с чем, уделяют недостаточное количество времени воспитанию и образованию своих детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 124»

 «Инновационные формы и методы

работы с родителями, направленные

на сотрудничество педагога с семьёй»

Подготовила:

Старший воспитатель

Сенько Т. В.

Воронеж, 2021 г

     

Актуальность: В настоящее время для признания приоритета семейного воспитания призваны новые отношения между семьей и дошкольной образовательной организацией, которые определяются понятиями взаимодействия и сотрудничества.  

В контексте Федерального государственного образовательного стандарта социальное партнерство в системе дошкольного образования представляет собой систему институтов и механизмов такого согласования интересов всех участников психолого-педагогического процесса, основанное на равноправном сотрудничестве родителей, педагогов, и детей

На сегодняшний день повышается количество социально незащищенных детей и родителей, прослеживается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшается физическое и психическое здоровье детей. В связи с этим следует оказывать качественную педагогическую помощь семье на всех этапах ее развития.  

В настоящее время современному поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания, так как современная жизнь сопровождается множеством неблагоприятных факторов экономического, социального, экологического и иного характера, и справиться с вызовами времени в контексте семейного воспитания не просто.

Большинство родителей дошкольников заняты обеспечением материальных потребностей семьи, в связи с чем, уделяют недостаточное количество времени воспитанию и образованию своих детей.  

Конечно, не следует забывать, что Закон «Об образовании в Российской Федерации» статья 44 гласит, что родители являются первыми педагогами, а дошкольное учреждение оказывает им помощь в воспитании и развитии ребенка.

Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное.

 (СЛАЙД 2)

Каждая из этих ветвей представляет собой социальный институт воспитания и обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Несмотря на то что в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, работа с родителями обычно ведётся только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия.

(СЛАЙД 3)

В результате обратная связь с семьёй не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

      В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». 

(СЛАЙД 4)

«Сотрудничество» - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

(СЛАЙД 5)

Главный момент в контексте «семья-дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка.           Неоценима помощь друг другу в понимании ребёнка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. При этом открытость детского сада должна включать «открытость внутрь» и «открытость наружу». (СЛАЙД 6)

«Открытость детского сада внутрь» -это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.

Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу (одни родители с удовольствием организуют экскурсию, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи-чему-то научат детей, например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремёслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью). В результате участия родителей в работе дошкольного учреждения дети учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагог, в свою очередь, имеет возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

        «Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и пр. Её несомненная ценность- в упрочении связи с семьёй , в расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что , в свою очередь, работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

           Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

(СЛАЙД 7)

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьёй должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

(СЛАЙД 8, 9)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЁЙ

       В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

К традиционным относятся:

  • Посещение семьи ребёнка

Задачи: 1.Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, её психологическим климатом, особенностями поведения ребёнка в семье;

2. Определение уровня педагогической культуры родителей.

3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

5. осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

     На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может чётко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания или может что-то перенять из положительного опыта семейного воспитания или предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях, написать небольшую статью для папки-передвижки.

  • Наглядная пропаганда (использование различных видов наглядности- стенды, тематические выставки, групповые стенды типа «Для вас, родители» «Советы и рекомендации», выставка работ детей, папки-передвижки) Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и пр., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.
  • День открытых дверей даёт возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. (это может быть экскурсия по ДОУ с посещением групп, просмотр фрагмента работы ДОУ: коллективный труд, сборы на прогулку и пр.)
  • Беседы (индивидуальные или групповые)
  • Консультации (индивидуальные или групповые). Целями консультаций являются усвоение родителями определённых знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
  • Семинары-практикумы помогают молодым родителям приобрести практические навыки воспитания детей. Эта форма даёт возможность рассказать о способах и приёмах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребёнка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
  • Родительские собрания могут быть как групповыми, так и общими (для родителей всего учреждения)
  • Родительские конференции. Основная цель- обмен опытом семейного воспитания.

В настоящее время в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания работники ДОУ ищут новые,

(СЛАЙД 10)

нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведу примеры некоторых из них.

  • Семейные клубы строят отношения с семьёй на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.
  • «Родительская почта» и «Телефон доверия» Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребёнка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить каки-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
  • Библиотека игр. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
  • Кружок «Очумелые ручки» предполагает возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок.
  • Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Эти вечера должны проходить как непринуждённое, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
  • Встречи за круглым столом расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.
  • Интерактивная игра- это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «Здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определённой учебной целью. Упрощённый мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Такие интервенции известны под другими названиями- «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т.п. Термин «интерактивные игры» подчёркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия. Они пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм.
  • Тематические акции –это одна из интерактивных форм работы с родителями. Они направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Данные акции могут быть как общественными, так и групповыми. Цель: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ с семьёй в интересах развития личности ребёнка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям. В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируется положительное отношение родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания: физическое развитие ребёнка, трудовое и патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, подготовка к семейной жизни и пр.                                                 (СЛАЙД 11)

   Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями, основанных на сотрудничестве в режиме диалога (беседы, семейные клубы, дискуссии: круглые столы, симпозиумы, дебаты, семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер-классы), реализуется принцип доверительного партнёрства.                      (СЛАЙД 12)

     Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Основные цели интерактивного взаимодействия- обмен опытом, выработка общего умения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.                                                                     (СЛАЙД 13)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 124» г. Воронеж

Слайд 2

ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ СЕМЕЙНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ Каждая из этих ветвей представляет собой социальный институт воспитания и обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие .

Слайд 3

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ Говорят, обращаются, но не слышат, друг друга, не откликаются…. Требуют ответственности от другого, но желают снять ответственность с себя…. Критика превалирует, напряжение нарастает! Неизбежны жалобы и конфликты.

Слайд 4

НОВИЗНА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДОУ И СЕМЬЕЙ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПОНЯТИЯМИ: Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

Слайд 5

Взаимодействие с родителями позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье

Слайд 6

«ОТКРЫТОСТЬ ДЕТСКОГО САДА» ВОЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО «ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ» УСТНЫЕ ЖУРНАЛЫ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ РОДИТТИЕЛЬСКИЕ ГОСТИННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОРЗИНЫ ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ПОЛЕЗНАЯ КНИГА СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СЕМЕЙНЫЕ КЛУБЫ СЕМЕЙНЫЕ ПРЕКТЫ

Слайд 7

Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей: открытость детского сада для семьи ( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ; - диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Слайд 8

Функции работы ДОУ с семьей. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Помощь отдельным семьям в воспитании детей. - Взаимодействие родителей с общественными организациями поселка. Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами.

Слайд 9

Роль педагога – сотрудника, партнера 1. Опирается на инициативу родителя и предлагает свое. 2. Узнает о ребенке у родителя и вместе с ним оценивает ребенка. 3. Не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему. 4. Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи. 5. Помогает родителям создавать для ребенка успешную деятельность для самореализации личности. 6. Помогает родителям в правильности семейного воспитания, иногда учится у родителей. 7. Не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист. 8. Высшая цель и содержание работы – ребенок.

Слайд 10

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей,запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Слайд 11

Инновационные формы семинар-практикум; тренинги; семейные гостиные; занятия –практикумы; совместные проекты; мастер-класс; сайт ДОУ; открытые занятия и мероприятия; дни творчества детей и их родителей на стенде детского творчества; «Посади дерево» " Круглый стол" по любой теме; тематические выставки; семейные спортивные встречи; конкурс семейных талантов; день открытых дверей; «День добрых дел» (помощь в организации развивающей среды группы);

Слайд 12

ВЫВОД Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ТЕМА: «Инновационные формы и методы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй» Подготовила: Старший воспитатель Сенько Т. В. МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 124» г. Воронеж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы на тему: «Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно-речевого развития детей»

Взаимодействие с родителями как социальное партнерство, равное участие детского сада и семьи в воспитании ребенка....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...

Родительское собрание в подготовительной группе в форме квеста Инновационные формы работы с родителями. Квест «Как помочь ребенку стать учеником»

Цель: организация совместной работы педагогов и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.Задачи:1) развивать у родителей предс...

"Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях" (из опыта работы)

Хочу представить свой опыт работы по теме «Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях». В современном обществе постепенно устанавливает...