Виды диагностики готовности к школе
тест (подготовительная группа)

Подготовка к школе – одна из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokolova_shkola.docx369.24 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к школе – одна из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

Существует большое количество диагностических программ, которые можно разделить на три группы:

- программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности;

- программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью;

- смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции и предпосылки учебной деятельности.

Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.

Методика «Кругозор»

С.А.Банков

(общая осведомленность, ориентация в пространстве и времени)

Цель: выявление общей осведомленности ребенка: о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям, установление эмоционального контакта.

Возраст: 5-7 лет.

п/п

Вопросы

Общая осведомленность

1

Назови свою фамилию, имя (1 балл), отчество (2 балла)

2

Когда ты родился? Сколько тебе лет? Сколько лет тебе будет через год? (дата или месяц – 1 балл), число, месяц, год – 2 балла

3

Как зовут твоих родителей? (ФИО – 2б, ФИ – 1б)

4

Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной (1 балл)?

5

В каком городе ты живешь (1 балл)?

6

Каких ты знаешь диких животных? Назови (1 балл).

7

Каких ты знаешь домашних животных? Назови (1 балл).

8

Что делает почтальон (врач, учитель) (по 1 баллу за каждого)?

9

Что больше 8 или 5 (1 балл)? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2 (2 балла).

Ориентация во времени

10

Сейчас утро или вечер (1 балл)?

11

Какое сейчас время года (1 балл)?

12

Назови четыре времени года (в любом порядке) (4 балла).

13

Назови дни недели, начиная с понедельника (2 балл).

Ориентация в пространстве

14

Покажи свой правый глаз, левое ухо (1балл)? Зачем нам нужны глаза, уши (1 балл)?

Знание цветов

15

Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга) (1 балл)?

 

Оценка результатов:

21 и более баллов – высокий уровень

15 - 20 баллов – хороший уровень

7 – 14 баллов – средний уровень

6 и менее баллов – низкий уровень

Методика «Аналогии»

(мышление: анализ, обобщение)

Цель: оценка умственных операций анализа и обобщения.

Возраст: 5-7 лет

Инструкция: «Я буду называть тебе тори слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему, то есть найти ему пару».

Слова:

  1. ОКУНЬ – РЫБА, а РОМАШКА - …
  2. МОРКОВЬ – ОГОРОД, а ГРИБЫ…
  3. ЧАСЫ – ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК…
  4. ГЛАЗ – ЗРЕНИЕ, а УШИ - …
  5. ДОБРО – ЗЛО, а ДЕНЬ …
  6. УТЮГ – ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН -…

Оценка результатов: За каждый правильный ответ выставляется по два балла, если ребенок справился без помощи психолога, если с помощью – 1 балл, совсем не справился – 0 баллов.

10-12 – высокий;

7-9 - хороший;

4-6 – средний;

3 и менее – низкий.

Методика «Домик»

Н. И. Гуткина

(произвольность внимания)

 

Цель: оценка уровня произвольности внимания.

Возраст: 5-10 лет.

Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги, на котором нарисована картинка, и карандаш. На этом листе прошу тебя нарисовать точно такую же картинку. Не торопись, будь внимателен. Если же нарисуешь неправильно, то ничего стирать не нужно, рядом нарисуй правильно».

Когда ребенок говорит об окончании работы, ему надо предложить, все ли верно.

Ошибками считаются:

  1. отсутствие какой-либо детали 4б.
  2. увеличение отдельных деталей рисунка, 3б.
  3. неправильно изображенный элемент рисунка 2б.
  4. неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (смещение забора вниз или вверх, трубы, отклонение колечек дыма более 30˚ от горизонтальной линии) 1б.
  5. отклонение прямых линий более 30˚ от заданного направления. 1б.
  6. разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены. 1б.
  7. залезание линий одна за другую. 1б.

Оценка результатов:

0б. – высокий уровень

1-2б. – хороший

3-4б. – средний

более 4б. – низкий

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

(восприятие)

 

Цель: определить уровень восприятия.

Возраст: 3-7 лет.

Инструкция: Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить зада­ние, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием мень­ше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выпол­нение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех пред­метов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен ос­тановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем ри­сунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, ког­да будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем ри­сунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, очертания кото­рых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

9 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

  1.  
  1. Балла - ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

    0-1 балл - за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог ре­шить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

     

    Выводы об уровне восприятия

    10 баллов - очень высокий.

    8-9 баллов - высокий.

    4-7 баллов - средний.
  1.  
  1. балла - низкий.

    0-1 балл - очень низкий.

Рисовальный тест Куглера

Цель: оценка уровня развития мелкой моторики, помогает определить уровень развития аналитико-синтетической деятельности.

Возраст: 6-7 лет.

Инструкция: « Посмотри на фигуру и нарисуй такую же».

Процедура обследования: тест состоит из семи усложняющихся фигур, которые ребенок должен самостоятельно нарисовать. Фигуры предъявляются поочередно по мере выполнения последующей.

Оценка результатов: Фигура с изображением креста (5) обязательно должна быть выполнена ребенком семи лет. С ней справляется и шестилетние дети. Невыполнение рисунка восьмилетним ребенком свидетельствует с большей вероятностью о слабоумии. Незрелым к школьному обучения считается ребёнок , который перед поступлением в школу не может нарисовать последних три фигуры (5, 6,7).

Выводы об уровне развития мелкой моторики:

7 – высокий уровень

6 – хороший

5 – средний

4 и менее – низкий

Методика определения эмоциональной самооценки

А. В. Захаров

(эмоциональная самооценка) 

Цель: определение уровня эмоциональной самооценки у ребёнка.

Возраст: 4-7 лет.

Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты. Поставь букву «Я» в нужном кружке.

Оценка результатов: нормой для ребенка является указание на третий – четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я – образа», осознает свою ценность и принимает себя.

При указании на первый – второй круг – завышенная самооценка.

При указании на круги далее четвёртого – заниженная самооценка.

Цветовой тест

М. Люшер

(эмоциональные состояния)

 

Цель: определить психофизиологическое состояние ребенка, его, активность и коммуникативные способности.

Возраст: 4-7 лет.

Процедура обследования: для диагностики потребуется 8 цветных квадратиков, которые представлены на рисунке. Ребенку предлагается выбрать квадратик, который похож на его настроение во время занятия, а потом квадратик-настроение во время общения с педагогом. Далее для сравнения вы можете предложить ребенку выбрать цвет, который похож на его настроение дома, в детском саду, когда он общается с мамой, другом и т. д.

 

Оценка результатов:

Таким образом, синий, зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета говорят об эмоциональном благополучии ребенка, а коричневый, черный и серый — о неблагополучии. На основе интерпретации цвета и наблюдений за поступками и поведением ребенка вы можете понять, насколько комфортны для него занятия.

Методика «Диктант»

Д.Б. Эльконин

(произвольность поведения)

Цель: оценить такие показатели произвольности поведения как умение слушать и понимать, а затем в точности выполнять каждую инструкцию педагога, выполнять действие по инструкции, соблюдая требования и придерживаться образца.

Возраст: 5-7 лет.

Материалы методики: листы в клетку, карандаш, образец.

Процедура обследования:

  • Первый этап заключается в том, что дети должны запомнить правила, по которым выполняется задание. Затем рассмотреть образец, выбрать место на бумаге, где будет выполняться задание.
  • На втором этапе дети выполняют рисунок.
  • Третий этап предусматривает проверку, правильно ли выполнено задание, сравнивание с образцом и исправление ошибок, если имеются.

     
    В данной методике дети должны проводить линии по клеткам. Если педагог говорит направо, то линию нужно рисовать в этом направлении, если налево или направо, то тоже соблюдать направление линии. Линия должна продолжаться на такое количество клеточек, сколько укажет педагог. Начинать линию нужно от той точки, которую укажет взрослый.

    Критериями являются произвольная регуляция и самостоятельность. Произвольная регуляция подразумевается под действием вслед за вербальной инструкцией взрослого. Самостоятельность выявляется по выполнению, следуя наглядному образцу.

     

Оценка результатов:

После выполнения рисунков работы детей проверяются, и им начисляются баллы.

4 балла - если ребенок смог точно выполнить задание, рисунок воспроизведен по образцу.

3 балла - если в задании была допущена одна ошибка.

2 балла - за несколько ошибок.

1 балл - рисунки, совершенно не похожие на образец.

 

Выводы об уровне произвольности:

4 балла – высокий.

3 балла – хороший.

2 балла – средний.

1 балл –низкий.

Диагностическая программа Ю. Гильбух

 Данная программа предназначена для экспрессдиагностики основных компонентов готовности к школе: она занимает всего 20 -25 минут на одного ребенка и позволяет выявить уровень развития фонематического слуха, словаря, саморегуляции, кратковременной памяти, логического мышления и умственной активности.

1. Тест фонематического слуха

 2. Тест словаря

3. Тест копирования бессмысленных слогов

4. Тест кратковременной памяти и умозаключений

«Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керна-Я. Йирасека»

помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.

Содержит 3 задания.

1. Рисование фигуры человека.

 2. Графическое копирование фразы из письменных букв.

3. Срисовывание точек в определенном пространственном положении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика готовности к школе

Диагностика готовности к школеДля того чтобы исследовать степень готовности ребенка к школьному обучению, педагог-психолог должен оценить:– объективные данных о состоянии здоровья ребенка в соответств...

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ МЕТОДИКА - «Учебная деятельность» Л.И. Цеханской

Цель: определение уровня овладения элементами учения, доступными дошкольникам: умение подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого....

Диагностический инструментарий для диагностики готовности к школе

Данный подбор методик может быть использован для проведения диагностики готовности  ребёнка к школе...

Методика экспресс-диагностики готовности к школе (на конец учебного года)

В конце учебного года методисты, воспитатели и психологи традиционно сталкиваются с необходимостью оценить уровень готовности подготовительных групп к школе. Однако множественные мониторинги готовност...

Диагностика готовности к школе

Диагностика готовности  к школьному обучению детей 6-7 лет (подготовительная группа)   1.Проективная методика «Рисунок человека»Тест "Рисунок человека" разработан К. Маховер в 1946...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....