Познавательно – исследовательский (адаптационный) проект «В детский сад с улыбкой»
проект (младшая группа)
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno_-_issledovatelskiy_adaptatsionnyy_proekt_v_detskiy_sad_s_ulybkoy.docx | 42.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательский (адаптационный) проект «В детский сад с улыбкой»
Воспитатель: Золотухина Олеся Николаевна
МКДОУ «Детский сад №11»
Ставропольский край, Шпаковский район,
ст. Hовомарьевская, пер. Mолодежный, 6
2020г.
Паспорт проекта
- Вид проекта:
Фронтальный, социальный, краткосрочный.
- Место реализации:
МКДОУ «Детский сад №11» ст. Новомарьевской
- Участники проекта:
Воспитатели, воспитанники младшей группы (2 – 4 года) и их родители.
- Сроки реализации:
8 недель (с сентября 2020г – октябрь 2020г.)
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.
Актуальность:
В первые годы жизни происходит интенсивное эмоциональное развитие ребенка. Но с поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками и малознакомыми ему взрослыми, новое помещение, совершенно другой стиль общения.
Пробуждение позитивных эмоций для раннего детства должны стать доминантными направлениями в организации жизнедеятельности ДОУ. Одним из средств создания позитивных эмоций у детей в ДОУ выступает эмоционально – развивающая среда и особенно её эмоционально – активизирующий компонент, т.е. организация занятости детей – игры, занятия, развлечения, экскурсии, театрализованная деятельность. Чтобы избежать осложнений в период адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходима четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, медицинской сестры, во взаимодействии с родителями. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада является весьма актуальной.
Цель проекта:
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ и обеспечение благоприятных условий, способствующих предупреждению эмоционального неблагополучия детей, повышение уровня педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка.
Задачи проекта:
- Создание благоприятной обстановки, равноправного сотрудничества между участниками проекта, условий, обеспечивающих каждому ребенку физический и психологический комфорт.
- Развитие партнёрства между педагогами и родителями в процессе адаптационного периода и последующей совместной работе, выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье, формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации.
- Осуществление педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей раннего возраста: помощь в осознании значимости проблемы адаптации и поиск возможных путей её решения.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи по развитию детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжении;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
- обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития малышей;
Ресурсы:
- Информационные: «От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2020
- Интеллектуальные: разделение детей на группы по общим интересам.
- Человеческие: воспитатели, младший воспитатель
- Материально – технические: без значимых бюджетных затрат, опираясь на помощь родителей.
Структура проекта:
- Подготовительный этап (констатирующий)
Методическое оснащение
- Подбор и изучение необходимой литературы.
- Составление плана работы, подбор методик.
- Введение адаптационных карт, карт индивидуального развития ребенка, определение уровня адаптации детей.
Создание предметно – развивающей среды
- Подборка литературы, стихов, загадок, картотек игр.
- Подбор материалов для художественного творчества.
- Пополнение развивающей среды игрушками и атрибутами играм – ситуациям.
- Практический этап
Работа с детьми:
- Организованная детская деятельность
- Организация экскурсий по детскому саду и его территории.
- Проведение коммуникативных игр, игровых ситуаций, дидактических игр.
- Рассматривание иллюстраций о детях, о детском саде, о том, что они делают в детском саду.
- Развитие навыков самообслуживания и сенсорное развитие.
- Конструирование
- Отгадывание загадок
- Театрализованные игры
- Подвижные игры
- Рисование
- Лепка
- Аппликация
- Прикладная деятельность
- Выставки
- Развлечения
- Чтение художественной литературы, сказки, потешки.
- Самостоятельная деятельность, свободное рисование, рассматривание картинок, иллюстраций.
Взаимодействие с семьей:
- Консультации для родителей
- Памятка
- Родительские собрания
- Индивидуальные беседы
- Анкетирование
- Папка – передвижка с практическими рекомендациями
- Буклет
- Контрольный этап
- Анализ адаптационных карт, определения уровня адаптации детей
- Презентация проекта «В детский сад с улыбкой»
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы:
- Анкетирование
- Наблюдение
- Беседа с родителями
- Диагностика
- Совместные мероприятия с родителями
Проект разработан с учетом в следующих принципов:
- принцип обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- принцип постепенности и поэтапности вхождения ребёнка раннего возраста в дошкольное образовательное упреждение;
- принцип педагогической поддержки индивидуального развития ребёнка;
- принцип целесообразности, в основе которого лежит целесообразность выбранных методов и форм организации адаптации детей раннего возраста;
- принцип доступности осуществляемых методов и форм по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Таблица 1
План реализации проекта
Месяц | Тема | Формы работы | Ответственный |
Работа с детьми | |||
01.09.2020 | «Подарки Петрушки» | Игровая ситуация | Воспитатель |
08.09.2020 | «У меня день рождения» | Игровая ситуация | Воспитатель |
06.10.2020 | «Зайка в гости приходил, всех ребят развеселил» | Игровая ситуация | Воспитатель |
13.10.2020 | «У нас дома гости» | Игровая ситуация | Воспитатель |
15.09.2020 | «Хрюша и Филя в гостях у ребят» | Игровая ситуация | Воспитатель |
27.10.2020 | «Угощение для зайца» | Игровая ситуация | Воспитатель |
03.09.2020 | «Наши куклы» | Игровая ситуация | Воспитатель |
10.09.2020 | «Мама и дочка» | Игровая ситуация | Воспитатель |
17.09.2020 | «В детском саду» | Игровая ситуация | Воспитатель |
01.10.2020 | «Мамы укладывают детей спать» | Игровая ситуация | Воспитатель |
08.10.2020 | «Вызов на дом» | Игровая ситуация | Воспитатель |
08.09.2020 | «Найди такой же» | Дидактическая игра | Воспитатель |
15.09.2020 | «Игры с бумажными шариками» | Дидактическая игра | Воспитатель |
06.10.2020 | «Нанизывание бус разного цвета» | Дидактическая игра | Воспитатель |
24.09.2020 | «Поможем Маше собраться на прогулку» | Игровая ситуация | Воспитатель |
15.10.2020 | «Мы играем с куклами» | Игровая ситуация | Воспитатель |
02.09.2020 | «Кубик на кубик – будет башенка» | Конструирование | Воспитатель |
09.09.2020 | «Лесенка и горка» | Конструирование | Воспитатель |
16.09.2020 | «Горка с лесенками» | Конструирование | Воспитатель |
23.09.2020 | «Дорожки» | Конструирование | Воспитатель |
14.10.2020 | «Дорожки для детей и взрослых» | Конструирование | Воспитатель |
21.10.2020 | «Узкие и широкие дорожки» | Конструирование | Воспитатель |
28.10.2020 | «Больница для зверюшек» | Конструирование | Воспитатель |
02.09.2020 | «Травка - муравка» | Игры ситуации | Воспитатель |
09.09.2020 | «Лягушка на болоте» | Игры ситуации | Воспитатель |
16.09.2020 | «Жили гуси у бабуси» | Игры ситуации | Воспитатель |
23.09.2020 | «Где ночует солнце» | Игры ситуации | Воспитатель |
07.10.2020 | «Мокрые дорожки» | Игры ситуации | Воспитатель |
14.10.2020 | «Кто из нас, из овощей» | Игры ситуации | Воспитатель |
21.10.2020 | «Ветер – ветерок» | Игры ситуации | Воспитатель |
28.10.2020 | «Музыкальная шкатулка» | Игры ситуации | Воспитатель |
07.09.2020 | «Найди флажок» | Подвижные игры | Воспитатель |
09.09.2020 | «Пойдем гулять» | Подвижные игры | Воспитатель |
15.09.2020 | «Найди свой домик» | Подвижные игры | Воспитатель |
08.10.2020 | «Найди свой цвет» | Подвижные игры | Воспитатель |
13.10.2020 | «Пузырь» | Подвижные игры | Воспитатель |
15.10.2020 | «Скворечники» | Подвижные игры | Воспитатель |
02.09.2020 | «Знакомство с карандашами и бумагой» | Рисование | Воспитатель |
09.09.2020 | «Привяжем к шарикам цветные ниточки» | Рисование | Воспитатель |
16.09.2020 | «Красивые лесенки» | Рисование | Воспитатель |
23.09.2020 | «Идет дождь» | Рисование | Воспитатель |
30.09.2020 | «Цветные клубочки» | Рисование | Воспитатель |
07.10.2020 | «Колечки» | Рисование | Воспитатель |
14.10.2020 | «Разноцветный ковер из листьев» | Рисование | Воспитатель |
21.10.2020 | «Раздувайся, пузырь…» | Рисование | Воспитатель |
04.09.2020 | «Знакомство с пластилином» | Лепка | Воспитатель |
02.10.2020 | «Колобок» | Лепка | Воспитатель |
09.10.2020 | «Большие и маленькие яблоки на тарелке» | Аппликация | Воспитатель |
23.10.2020 | «Ягоды и яблоки на блюдечке» | Аппликация | Воспитатель |
25.09.2020 | «Подсолнух» | Прикладная деятельность | Воспитатель |
16.10.2020 | «Стаканчик для карандашей» | Прикладная деятельность | Воспитатель |
10.09.2020 – 30.09.2020 | «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» | Выставка | Воспитатель |
12.10.2020 – 30.10.2020 | Совместное творчество детей и родителей «Золотая осень». | Выставка | Воспитатель |
29.09.2020 | «Веселые воробушки» | Спортивное развлечение | Воспитатель |
12.10.2020 | «Осенние забавы» | Спортивное развлечение | Воспитатель |
22.09.2020 | «Веселые зверята» | Музыкальное развлечение | Воспитатель, муз. руководитель |
19.10.2020 | «Встреча с солнышком» | Музыкальное развлечение | Воспитатель, муз. руководитель |
01.09.2020 | О. Высотская «Мы приходим в детский сад» | Чтение художественной литературы | Воспитатель |
02.09.2020 | Д. Суханов «Детский сад» | Чтение художественной литературы | Воспитатель |
04.09.2020 | Е. Лыковская «Я хожу в детский сад» | Чтение художественной литературы | Воспитатель |
08.09.2020 | А. Барто «Грузовик» | Чтение художественной литературы | Воспитатель |
09.09.2020 | «Наша Таня громко плачет» | Чтение художественной литературы | Воспитатель |
10.09.2020 | «Я люблю свою лошадку» | Чтение художественной литературы | Воспитатель |
08.10.2020 | «Репка» | Чтение сказки | Воспитатель |
14.10.2020 | «Курочка Ряба» | Чтение сказки | Воспитатель |
16.10.2020 | «Теремок» | Чтение сказки | Воспитатель |
07.09.2020 | «Водичка – водичка, умой мое личико» | Чтение потешки | Воспитатель |
03.09.2020 | «Ладушки, ладушки» | Чтение потешки | Воспитатель |
10.09.2020 | «Умница, Катенька» | Чтение потешки | Воспитатель |
17.09.2020 | «Гойда, гойда» | Чтение потешки | Воспитатель |
24.09.2020 | «Наша Маша маленькая» | Чтение потешки | Воспитатель |
08.10.2020 | «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду» | Чтение потешки | Воспитатель |
09.10.2020 | «Кисонька-мурысонька» | Чтение потешки | Воспитатель |
16.10.2020 | «Дождик, дождик, полно лить» | Чтение потешки | Воспитатель |
Взаимодействие с семьей | |||
01.09.2020 – 30.09.2020 | «Нужно ли ребенку ходить в детский сад?» | Консультация для родителей | Воспитатель |
14.09.2020 – 30.09.2020 | «Дисциплина на улице – залог безопасности» | Консультация для родителей | Воспитатель |
01.09.2020 – 14.09.2020 | «Будь здоров малыш» | Консультация для родителей | Воспитатель |
01.10.2020 – 30.10.2020 | «Адаптация ребенка к детскому саду» | Консультация для родителей | Воспитатель |
19.10. 2020 – 30.10.2020 | «Дорожная азбука» | Консультация для родителей | Воспитатель |
01.10.2020 – 16.10.2020 | «Здоровое питание для дошкольников» | Консультация для родителей | Воспитатель |
05.10.2020 – 16.10.2020 | «Создание предметной развивающей среды для ребенка в домашних условиях» | Памятка | Воспитатель |
17.09.2020 | «План работы на 2020 – 2021 учебный год» | Родительское собрание | Воспитатель |
01.09.2020 – 30.10.2020 | «Соблюдение режима» | Индивидуальная беседа | Воспитатель |
01.10.2020 | «Адаптация. Что это?» | Информационные листы с кратким материалом для родителей | Воспитатель |
17.09.2020 | «Требования к безопасному пребыванию в детском саду» | Буклет | Воспитатель |
20.10.2020 | «Что должен уметь ребёнок, который идет в детский сад» | Консультация для родителей | Воспитатель |
Ожидаемый результат:
1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
2. Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
3. Преобразование предметно-развивающей среды.
4. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла успешно, без осложнений. Считаю, что мы достигли хороших результатов. Наблюдая за детьми в группе, можно с уверенностью сказать, что дети стали более раскрепощены, общительны, коммуникабельны, идут на контакт со сверстниками и со взрослыми, свободно обращаются за помощью к воспитателю, выполняют его просьбы и поручения.
Дети с интересом знакомились с детским садом, рассматривали разные центры своей группы. Узнали о профессиях детского сада, познакомились с сотрудниками и более уважительно стали относиться к ним. Дети знают расположение и назначение раздевальной, туалетной, и групповой комнат, где находятся предметы для игр. Во время пребывания в детском саду сохраняют хорошее настроение, охотно идут в сад (без слёз) и играют друг с другом.
Особое место мы отводили созданию положительного эмоционального микроклимата в группе, специально организованному общению взрослого и ребенка, а также предметной среде, способствующей эмоциональному развитию.
В завершении проекта была подготовлена отчетная презентация. Считаю, что поставленные задачи решены, цель достигнута.
Список использованной литературы:
1. «От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2020.
2. Н.С. Голицына Конспекты комплексно-тематических занятий. 2-я младшая группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016.
3. Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова Социально-коммуникативное развитие дошкольников: Младшая группа. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2019.
4. О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 3-4 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2020.
5. Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности: Младшая группа. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017.
6.Т.С. Комарова, Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий (3-4 года). – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
7. Интернет-ресурсы.
https://sad38lida.schools.by/pages/konsultatsija-dlja-roditelej-zdorovoe-pitanie-dlja-doshkolnikov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.
Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Психолого-педагогический проект в детском саду "Поделись улыбкою своей..."
Проект содержит материалы по всем образовательным областям (познавательная, речевая, физическая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая) по теме "Улыбка людей". Данный проект направлен ...
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»
Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...
«Организация деятельности адаптационного клуба «В детский сад – с улыбкой»
Адаптационный клуб - это форма работы, позволяющая установить эффективное, адресное взаимодействие детского сада и семьи....
Познавательно – исследовательский (адаптационный) проект «В детский сад с улыбкой» презентация
Данная презентация является результатом познавательно-исследовательского (адаптационного) проекта "В детский сад с улыбкой". Работа по теме велась с сентября 2020 года по октябрь 2020 года....