Мастер-класс для педагогов по изготовлению народной тряпичной куклы «Желаница»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Балакадашева Гульмира Халиловна

Цель: Познакомить педагогов с народной традиционной куклой.

Задачи: воспитаниелюбвииуважениякнароднойкультуре,традициям,нравственнымценностямрусскогонарода;

обучениеприемамработыстканьюкакподелочнымматериаломдлясозданиянароднойтряпичнойкуклы«Желланица».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НЯГАНЬ

«ДЕТСКИЙ САД №10 «ДУБРАВУШКА»

Мастер-класс для педагогов по изготовлению народной тряпичной куклы «Желаница»

Выполнила:

Балакадашева Гульмира Халиловна

воспитатель МАДОУ МО г.Нягань

«Детский сад № 10 «Дубравушка

 г.Нягань 

Цель: Познакомить педагогов с народной традиционной куклой.

Задачи: воспитаниелюбвииуважениякнароднойкультуре,традициям,нравственнымценностямрусскогонарода;

обучениеприемамработыстканьюкакподелочнымматериаломдлясозданиянароднойтряпичнойкуклы«Желланица».

Материалы и оборудование:

1.Дляосновыкуклыжелланицыиспользуемтканьразмером16на12.Изнегодолжнаполучитьсяустойчиваяоснова.

2.Длярукиголовывозьмитеквадратныйлоскутсдлинойстороны14см.

3.Цветнаятканьразмером15на8смпонадобитсядляюбки.Небольшойкусочекткани5на2смпригодитсядляпередника.

5.Волосыизготовленыизниток.Дляэтогоподойдутшерстяныеиливеревочныенити.

6.Перевязывание        всех        элементов        куклы        производится        сприменениемкрасныхнитей.Красныйцветсчитаетсянаиболеезащищенным,способнымспастиотпроблем.

7.Длядекорированияжелланицы,можноиспользоватьленты,бисер,кружево.

8.Дляформированиявнутреннейчастиголовыиспользуйтеватуилидругойнаполнитель.

9.Компьютернаяпрезентация«Народная кукла для наших детей»,компьютер;

Ход мероприятия:

I. Вводная часть.

Чемдальшевбудущеевходим,Тембольшепрошлымдорожим.Ивпрошломкрасотунаходим,Хотьновомупринадлежим.

-Добрый день уважаемые педагоги!

Яоченьрадавидетьвсехвасздесь.Благодарю,зато,чтовысогласилисьпосетитьмоймастер-класс.Надеюсь,высегодняузнаете        много        нового,        интересного,        необычного.        Ощутите атмосферу доброжелательности, тепла, спокойствия.

-Нашавстречапосвященанароднойкукле,игрушке,которойигралинашипредки.Вперединасждетпрактическаячасть,мыбудемсвоимирукамисоздаватькуклу.Апокаярасскажу,чтоменяподтолкнулопровестиэтомероприятие.

II. Теоретическая часть. Показ презентации.

-Ведущейдеятельностьюдетейдошкольниковявляетсяиграикакеесредство–игрушка.Сеёпомощьюдетиузнаютоцвете,форме,объеме,окружающейдействительности,социальныхролях,быте,природе.Зачастуюзначениеигриигрушекдляразвитияребенканедооценивается.

Слайд2.Вочтоиграютсовременныедети?

Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских        игрушек,        однако,        покупая        их,        мы        очень        редкозадумываемсянадвопросом,сколькопользыонимогутпринестинашимдетям,аскольковреда.

Слайд3.Современныеигрушкивподавляющембольшинствеестьантиигрушки.Онинасаждаютстремлениекзлу,ненависти,насилию,распущенности,стяжательству.Детейчащепривлекаютигрыагрессивногохарактера.Заигрываясь,ониперевоплощаютсявгероевкомпьютерныхигр,боевиков,мультиков,забываяореальноммире.

Слайд4.

-Результаты такого воспитательного действия:

-повышенная агрессия;

-раздражительность;

-несдержанность;

-высокая тревожность;

-нарушение межличностных отношений;

-появление страхов, фобий.

-Особое место среди детских игрушек занимает кукла.

Слайд5.Главныйпосылсовременнойкуклы–бытьмодной,гламурной,демонстрироватьвсемсвоюкрасоту.Такиеженскиекачествакакдоброта,нежность,хозяйственность,уходятизигрысовременныхдевочек.

Слайд6.        Современныекуклыдлямальчиковвсёдальшеотходятотобразачеловека,всёбольшеприобретаячертыживотныхили        технических        устройств.        Герои        обладаютнечеловеческимиспособностями–силой,ловкостью,жестокостьюиполнымотсутствиемвнутреннегомира.Этикачествастановятсясинонимоммужественностиумальчиков.

Слайд7.Впервуюочередьигрушкадолжнабытьбезопаснойкакдляфизического,такидляпсихоэмоциональногоразвитияребенка.Бывает,чтодетскаяигрушкавыглядиттак,чтоопределитьктоэто–неможетдажевзрослый.Ребенокдолженсначалаполучитьдостаточноепредставлениеобокружающемегомире,иначеумалышаразрушаетсястереотипадекватноговосприятиядействительности.

Слайд8.Такимобразом,мыможемзаметить,чтовмагазинахминимальноеколичествоподходящихкукол.Каквыйтиизэтойситуации?Куклуможноизготовитьсвоимирукамиизостатковнатуральныхматериалов.Рукаребенка,осязаянатуральныематериалы,получаетправдивуюинформациюомире.Корадерева-шершавая,камень-гладкий,песок–сыпучий.        Фантазияиобразноемышление«достроят»излюбой«примитивной»куклывсечтоугодно.

Гдеженамвзятьтакуюкуклу,котораябысоответствовалавсемтемтребованиям,указаннымвыше?Обратимсякнашейнароднойкультуре.

Слайд9.Вотужеболеесталетвниманиеучёныхпривлекаетнароднаяигрушка.Ведьименнотрадиционнойигрушке,широко

бытовавшейнавсейогромнойтерриторииРоссии,отводиласьбольшаярольввоспитаниииобучениидетей.Уходякорнямивглубьвековибудучитесносвязаннойсовсемукладомжизнисемьи,игрушкавводиларебёнкавмирвзрослых,готовилаегоксамостоятельномутруду,хранилаипередаваланакопленныйопытотстаршегопоколениякмладшему.

Слайд10.Покадетибылималенькими,куколимделалиматери,бабушки,старшиесестры.С4-5леттакуюкукольнуюпотешкуужемогладелатьлюбаядевочка.Куклуделалисбольшимстаранием.Таккакпонейсудилиовкусеимастерствехозяйки.

Куклысопровождалинашихпредковотрождениядосамойсмерти.Онипринималиучастиевовсехважнейшихэтапахжизничеловека.Считалось,чтокуклы,сделанныесвоимирукамиизподручныхматериалов,обладаютмагическимисвойствами.Нашипредкиверили,чтокуклыспособныотгонятьзлыхдуховиприноситьсчастьевдом.Наверное,поэтомуэтикуколкидовольночастоносилиськакталисманы.

Куколделалинарождениеребёнка,наначалопокосныхработ,онипомогаливдомашнихделахиремёслах,охранялисонибереглиздоровьехозяев.Естьсвадебныеигрушки,которымиблагословлялимолодых,былиипростообыкновенныеигровыекуклы,скоторымиигралидети.Апотомувпроцессеизготовлениянеиспользовалининожниц,нииголок(нуктожестанетрезатьиколотьбудущегохранителяизащитника).

Нитирвалируками,такжепоступалиистканью–лоскутаминошенойодеждыилибывшеговиспользованиипостельногобелья.Иобязательноиспользовалитканьприродную(натуральную)и«счастливую»,ту,чтоносиливхорошийжизненныйпериод,неомраченныйнибедами,нистрессами.

Детали        кукол        не        сшивали,        а        связывали        между        собой, приматывали друг к дружке.

Главнаячертароссийскихнародныхкуколок–чистыйлик,безноса,ртаиглаз.Потомучтопостариннымповерьямсчиталось,что"еслиненарисуешьлицо,тоневселитсянечистаясилаинепринесетниребенку,нивзросломучеловекувреда".

Куклыбылинетолькодевчачьейзабавой.Игралидо7-8летвседети,покаониходиливрубахах.Нолишьмальчикиначиналиноситьпорты,адевочкиюбку,ихигровыеролиисамиигрыстрогоразделялись.Посвоемуназначениюкуклыделятсянатрибольшиегруппы:

куклы–обереги,игровыеиобрядовые.

Слайд11.КуклаКувадка(илиКуватка)

–однаизсамыхпростыхобережныхкуколок.Ееделалинаканунерожденияребенкаивывешиваливизбе,чтобыотвлекатьвниманиезлыхдуховотроженицыимладенца

Слайд12.Кукла«младенчик-пеленашка».

Куклашиласьнепосредственнопередрождениемребенка,смолитвой,смыслямиобудущемдитятке;тканидляизготовлениябылиродные-отсарафана,отрубахиотца,дедаит.п.-всеэтохранилородовуюигенетическуюпамять.

Слайд13.Крупеничкасамаяглавнаякуклавдоме.

ЕщеееназываютласковоЗерновушкой,потомучтонаполненаоназерном,обычногречихой.

Слайд14.Кубышка-травницанесетвдомздоровье.

Наполняется        она        душистыми        травами:        зверобоем,тысячелистником,мятой,лавандой,душицей.Ееставятуколыбелиребенкаидаютигратьдетям.

Слайд15.Подорожница-верныйангел-хранительвдорогуидаритсятому,ктоуезжаетпутешествовать.Этохорошийподарокдляпутешественников.

Слайд16.Веснянка-этозадорнаяивеселаякукла,которуюделалидевушкинаприходвесны.Традиционноонаоченьяркая,сволосаминеобычногоцвета

Слайд17.Колокольчик-куколкадобрыхвестей.

Унеетриюбки.Учеловекатожетрицарства.Медное,серебряное,золотое.Исчастьескладываетсятожеизтрехчастей.Еслителухорошо,душерадостно,духспокоен,точеловексчастлив

Слайд18.Ведучка-этообразматери,ведущеймалыша,поэтомуназваниеговоритсамозасебя:ведущаявжизнь

Слайд19.ЗайчикнапальчикКогдауходилинаработуродителиоставлялисвоемуребенкузайчиканапальчик.Этобылпервыйдругисобеседник,скоторымможнопоиграть,пообщаться,поведатьвсесвоисекреты.

Слайд20.Десятиручкаизготавливаласьнашимипредкамикакпомощницавделах.Этакуклаотноситсяккуклам-помощницам.

Слайд21.НеразлучникиМужижена-двеполовинкиодногоцелого,онидолжныбытьнеразделимы.Именнодляэтогодариласьэтакукла.

III.        Практическая        часть.        Совместная        творческаядеятельность.

Сегодня,япредлагаювам,смастеритькуклу–Желланицу.

Изготавливатькуколкужелланицулучше,когдананебемолодаялуна.Даритьеенеследует,приниматьвдартакже.Этакукладлядействиядолжнабытьтолькоизготовленасвоимируками.Передэтимпроцессомобязательнозапаситесьхорошимнастроениемитерпением.

Ходработы:

Туловищекуклы

1.Дляизготовленияосновыберемотрез12на16смиподгибаемснизунапарусмисворачиваемвтрубочку,перевязываемниткой.2.Сверхунаосновуукладываемшарикизватыилинаполнителя.Это        будущая        голова        нашей        куколки.3.Светлаятканьдлярукиголовыдолжнабытьсвернутавдвоепо

диагонали,покраямееподгибаемиперевязываемниткой,получаемрукиизапястья.

4.Этузаготовкуизсветлойтканиодеваемнаватнуюголовукуклы,сворачиваемткань,перевязываемниткой,получаемаккуратнуюкруглую        голову.5.Дляформированиякуколкиженскогополаможносделатьгрудь.Дляэтогоподрубашкукладемнебольшойкусочекизваты.Снизурубашкуподворачиваемиперевязываемниткой.

Юбка

6.Далеепереходимкизготовлениююбкикуклыжелланицы.Есливыпланируетеукрашатьеетесьмойилибисером,топришловремяэтим        заняться.7.Складываемзаготовкуюбкипополамипрошиваемниткой.

8.Одеваемюбкунакуклу,лицевойсторонойвнутрьтак,чтобыеезатемвывернуть,затягиваемнитиипереворачиваемюбкувниз.Куколкабудетстоятьнагоризонтальнойповерхности,опираясьнаюбкуиоснову.

Волосы

9.Переходимкизготовлениюволоснашейжеланницы.Дляэтогопонадобитсякакой-нибудьплоскийпрямоугольныйпредмет,кпримеру,        книга        или        блокнот        с        плотной        обложкой.Наматываемнитьнакнигу,соднойстороныпучокнитейразрезаеми        перевязываемпосерединекакможнотуже.Можнопростонарезатьнитиодинаковойдлиныиперевязатьпучокпосередине.

10.Сверхунаголовукуколкиукладываемволосы,распределимихпоповерхностиголовы,прикрепимкголовукраснойнитью.

11.Изволоснеобходимосплестикосу,перевязатьеекраснойлентой,подровняйтеконцыволосы,чтобыприческасмотреласьзавершенной.

12.Головукуколкинужноукраситьлиболентойлибоплатком.

Завершающиепроцедуры,выводыитрадиции

13.Сделаемдляжелланицыукрашения—бусы.дляэтогоиспользуембисерикраснуюнить.Нанизываембисернанитьиодеваемнашеюкуклы,завязываемсзади.

14.Теперьвырежемизтканиилилентыпрямоугольник—этобудетфартук.Длязавязыванияфартукаможноиспользоватьатласнуюлентулибодвойнуюшерстянуюнить.

Куколкажеланницыготова.Теперьможетеприготовитьдлякуколкиподарки,подаритьей,азатемзагадатьжелание.

Говоритеснейдобрымииласковымисловами,попроситеееобисполнениивашеймечты.Толькозапомните,чтожеланиедолжнызнатьтольковыикукла,иначеононесбудется.

Современемкуколкапреобразитсявнастоящуюкрасавцу,ведьейнеобходиморегулярнодаритьукрашения.Есливылюбитеихотитепутешествоватьтоможетеизготовитьидатьврукикуколкесумочку-чемоданчик,        сбору        желаний        будет        способствоватькорзинкаврукахкуклы.        Пожеланиюможносделатькуколкеплаточек.

Итог:

Яубеждена,чтовнастоящеевремятрадиционнаянароднаяигрушкаможетпомочьсохранитьвнашихдетяхздоровьеивоспитатьискренниечувствапатриотизма,любвикприроде,труду,уважениекроднойкультуреисвоейземле.

ЯжелаюВамвсегохорошего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Мамина кукла»

         От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Каждый из нас помнит свою люби...

Мастер – класс для педагогов "Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки"

 Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре....

Конспект мастер-класса для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» «Народная кукла для наших детей»

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в прошлом красоту находим,Хоть новому принадлежим....

Мастер – класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик».

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка поя...

Мастер-класс "Изготовление народной тряпичной куклы"

Материал знакомит детей дошкольного возраста с  народной культурой, бытом и укладом жизни. Дети на практике пробуют изготовить куклу из лоскутков, тем самим соприкасаясь с историей своего народа....

МАСТЕР-КЛАСС «Социокультурное развитие дошкольников через образ народной тряпичной куклы»

Одним из немаловажных факторов приобщения детей к социокультурным ценностям является знакомство с культурным наследием нашей страны, с народными костюмами. Это очень важно, так как позволяет показать...

Мастер-класс с родителями воспитанников по изготовлению народной обережной куклы «Колокольчик».

В продолжении реализации образовательного проекта «Народная кукла» в нашем детском саду прошел мастер-класс с родителями воспитанников по изготовлению народной обережной куклы «Колок...