Мастер-класс для педагогов по изготовлению народной тряпичной куклы «Желаница»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Цель: Познакомить педагогов с народной традиционной куклой.
Задачи: воспитаниелюбвииуважениякнароднойкультуре,традициям,нравственнымценностямрусскогонарода;
обучениеприемамработыстканьюкакподелочнымматериаломдлясозданиянароднойтряпичнойкуклы«Желланица».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НЯГАНЬ
«ДЕТСКИЙ САД №10 «ДУБРАВУШКА»
Мастер-класс для педагогов по изготовлению народной тряпичной куклы «Желаница»
Выполнила:
Балакадашева Гульмира Халиловна
воспитатель МАДОУ МО г.Нягань
«Детский сад № 10 «Дубравушка
г.Нягань
Цель: Познакомить педагогов с народной традиционной куклой.
Задачи: воспитаниелюбвииуважениякнароднойкультуре,традициям,нравственнымценностямрусскогонарода;
обучениеприемамработыстканьюкакподелочнымматериаломдлясозданиянароднойтряпичнойкуклы«Желланица».
Материалы и оборудование:
1.Дляосновыкуклыжелланицыиспользуемтканьразмером16на12.Изнегодолжнаполучитьсяустойчиваяоснова.
2.Длярукиголовывозьмитеквадратныйлоскутсдлинойстороны14см.
3.Цветнаятканьразмером15на8смпонадобитсядляюбки.Небольшойкусочекткани5на2смпригодитсядляпередника.
5.Волосыизготовленыизниток.Дляэтогоподойдутшерстяныеиливеревочныенити.
6.Перевязывание всех элементов куклы производится сприменениемкрасныхнитей.Красныйцветсчитаетсянаиболеезащищенным,способнымспастиотпроблем.
7.Длядекорированияжелланицы,можноиспользоватьленты,бисер,кружево.
8.Дляформированиявнутреннейчастиголовыиспользуйтеватуилидругойнаполнитель.
9.Компьютернаяпрезентация«Народная кукла для наших детей»,компьютер;
Ход мероприятия:
I. Вводная часть.
Чемдальшевбудущеевходим,Тембольшепрошлымдорожим.Ивпрошломкрасотунаходим,Хотьновомупринадлежим.
-Добрый день уважаемые педагоги!
Яоченьрадавидетьвсехвасздесь.Благодарю,зато,чтовысогласилисьпосетитьмоймастер-класс.Надеюсь,высегодняузнаете много нового, интересного, необычного. Ощутите атмосферу доброжелательности, тепла, спокойствия.
-Нашавстречапосвященанароднойкукле,игрушке,которойигралинашипредки.Вперединасждетпрактическаячасть,мыбудемсвоимирукамисоздаватькуклу.Апокаярасскажу,чтоменяподтолкнулопровестиэтомероприятие.
II. Теоретическая часть. Показ презентации.
-Ведущейдеятельностьюдетейдошкольниковявляетсяиграикакеесредство–игрушка.Сеёпомощьюдетиузнаютоцвете,форме,объеме,окружающейдействительности,социальныхролях,быте,природе.Зачастуюзначениеигриигрушекдляразвитияребенканедооценивается.
Слайд2.Вочтоиграютсовременныедети?
Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако, покупая их, мы очень редкозадумываемсянадвопросом,сколькопользыонимогутпринестинашимдетям,аскольковреда.
Слайд3.Современныеигрушкивподавляющембольшинствеестьантиигрушки.Онинасаждаютстремлениекзлу,ненависти,насилию,распущенности,стяжательству.Детейчащепривлекаютигрыагрессивногохарактера.Заигрываясь,ониперевоплощаютсявгероевкомпьютерныхигр,боевиков,мультиков,забываяореальноммире.
Слайд4.
-Результаты такого воспитательного действия:
-повышенная агрессия;
-раздражительность;
-несдержанность;
-высокая тревожность;
-нарушение межличностных отношений;
-появление страхов, фобий.
-Особое место среди детских игрушек занимает кукла.
Слайд5.Главныйпосылсовременнойкуклы–бытьмодной,гламурной,демонстрироватьвсемсвоюкрасоту.Такиеженскиекачествакакдоброта,нежность,хозяйственность,уходятизигрысовременныхдевочек.
Слайд6. Современныекуклыдлямальчиковвсёдальшеотходятотобразачеловека,всёбольшеприобретаячертыживотныхили технических устройств. Герои обладаютнечеловеческимиспособностями–силой,ловкостью,жестокостьюиполнымотсутствиемвнутреннегомира.Этикачествастановятсясинонимоммужественностиумальчиков.
Слайд7.Впервуюочередьигрушкадолжнабытьбезопаснойкакдляфизического,такидляпсихоэмоциональногоразвитияребенка.Бывает,чтодетскаяигрушкавыглядиттак,чтоопределитьктоэто–неможетдажевзрослый.Ребенокдолженсначалаполучитьдостаточноепредставлениеобокружающемегомире,иначеумалышаразрушаетсястереотипадекватноговосприятиядействительности.
Слайд8.Такимобразом,мыможемзаметить,чтовмагазинахминимальноеколичествоподходящихкукол.Каквыйтиизэтойситуации?Куклуможноизготовитьсвоимирукамиизостатковнатуральныхматериалов.Рукаребенка,осязаянатуральныематериалы,получаетправдивуюинформациюомире.Корадерева-шершавая,камень-гладкий,песок–сыпучий. Фантазияиобразноемышление«достроят»излюбой«примитивной»куклывсечтоугодно.
Гдеженамвзятьтакуюкуклу,котораябысоответствовалавсемтемтребованиям,указаннымвыше?Обратимсякнашейнароднойкультуре.
Слайд9.Вотужеболеесталетвниманиеучёныхпривлекаетнароднаяигрушка.Ведьименнотрадиционнойигрушке,широко
бытовавшейнавсейогромнойтерриторииРоссии,отводиласьбольшаярольввоспитаниииобучениидетей.Уходякорнямивглубьвековибудучитесносвязаннойсовсемукладомжизнисемьи,игрушкавводиларебёнкавмирвзрослых,готовилаегоксамостоятельномутруду,хранилаипередаваланакопленныйопытотстаршегопоколениякмладшему.
Слайд10.Покадетибылималенькими,куколимделалиматери,бабушки,старшиесестры.С4-5леттакуюкукольнуюпотешкуужемогладелатьлюбаядевочка.Куклуделалисбольшимстаранием.Таккакпонейсудилиовкусеимастерствехозяйки.
Куклысопровождалинашихпредковотрождениядосамойсмерти.Онипринималиучастиевовсехважнейшихэтапахжизничеловека.Считалось,чтокуклы,сделанныесвоимирукамиизподручныхматериалов,обладаютмагическимисвойствами.Нашипредкиверили,чтокуклыспособныотгонятьзлыхдуховиприноситьсчастьевдом.Наверное,поэтомуэтикуколкидовольночастоносилиськакталисманы.
Куколделалинарождениеребёнка,наначалопокосныхработ,онипомогаливдомашнихделахиремёслах,охранялисонибереглиздоровьехозяев.Естьсвадебныеигрушки,которымиблагословлялимолодых,былиипростообыкновенныеигровыекуклы,скоторымиигралидети.Апотомувпроцессеизготовлениянеиспользовалининожниц,нииголок(нуктожестанетрезатьиколотьбудущегохранителяизащитника).
Нитирвалируками,такжепоступалиистканью–лоскутаминошенойодеждыилибывшеговиспользованиипостельногобелья.Иобязательноиспользовалитканьприродную(натуральную)и«счастливую»,ту,чтоносиливхорошийжизненныйпериод,неомраченныйнибедами,нистрессами.
Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке.
Главнаячертароссийскихнародныхкуколок–чистыйлик,безноса,ртаиглаз.Потомучтопостариннымповерьямсчиталось,что"еслиненарисуешьлицо,тоневселитсянечистаясилаинепринесетниребенку,нивзросломучеловекувреда".
Куклыбылинетолькодевчачьейзабавой.Игралидо7-8летвседети,покаониходиливрубахах.Нолишьмальчикиначиналиноситьпорты,адевочкиюбку,ихигровыеролиисамиигрыстрогоразделялись.Посвоемуназначениюкуклыделятсянатрибольшиегруппы:
куклы–обереги,игровыеиобрядовые.
Слайд11.КуклаКувадка(илиКуватка)
–однаизсамыхпростыхобережныхкуколок.Ееделалинаканунерожденияребенкаивывешиваливизбе,чтобыотвлекатьвниманиезлыхдуховотроженицыимладенца
Слайд12.Кукла«младенчик-пеленашка».
Куклашиласьнепосредственнопередрождениемребенка,смолитвой,смыслямиобудущемдитятке;тканидляизготовлениябылиродные-отсарафана,отрубахиотца,дедаит.п.-всеэтохранилородовуюигенетическуюпамять.
Слайд13.Крупеничкасамаяглавнаякуклавдоме.
ЕщеееназываютласковоЗерновушкой,потомучтонаполненаоназерном,обычногречихой.
Слайд14.Кубышка-травницанесетвдомздоровье.
Наполняется она душистыми травами: зверобоем,тысячелистником,мятой,лавандой,душицей.Ееставятуколыбелиребенкаидаютигратьдетям.
Слайд15.Подорожница-верныйангел-хранительвдорогуидаритсятому,ктоуезжаетпутешествовать.Этохорошийподарокдляпутешественников.
Слайд16.Веснянка-этозадорнаяивеселаякукла,которуюделалидевушкинаприходвесны.Традиционноонаоченьяркая,сволосаминеобычногоцвета
Слайд17.Колокольчик-куколкадобрыхвестей.
Унеетриюбки.Учеловекатожетрицарства.Медное,серебряное,золотое.Исчастьескладываетсятожеизтрехчастей.Еслителухорошо,душерадостно,духспокоен,точеловексчастлив
Слайд18.Ведучка-этообразматери,ведущеймалыша,поэтомуназваниеговоритсамозасебя:ведущаявжизнь
Слайд19.ЗайчикнапальчикКогдауходилинаработуродителиоставлялисвоемуребенкузайчиканапальчик.Этобылпервыйдругисобеседник,скоторымможнопоиграть,пообщаться,поведатьвсесвоисекреты.
Слайд20.Десятиручкаизготавливаласьнашимипредкамикакпомощницавделах.Этакуклаотноситсяккуклам-помощницам.
Слайд21.НеразлучникиМужижена-двеполовинкиодногоцелого,онидолжныбытьнеразделимы.Именнодляэтогодариласьэтакукла.
III. Практическая часть. Совместная творческаядеятельность.
Сегодня,япредлагаювам,смастеритькуклу–Желланицу.
Изготавливатькуколкужелланицулучше,когдананебемолодаялуна.Даритьеенеследует,приниматьвдартакже.Этакукладлядействиядолжнабытьтолькоизготовленасвоимируками.Передэтимпроцессомобязательнозапаситесьхорошимнастроениемитерпением.
Ходработы:
Туловищекуклы
1.Дляизготовленияосновыберемотрез12на16смиподгибаемснизунапарусмисворачиваемвтрубочку,перевязываемниткой.2.Сверхунаосновуукладываемшарикизватыилинаполнителя.Это будущая голова нашей куколки.3.Светлаятканьдлярукиголовыдолжнабытьсвернутавдвоепо
диагонали,покраямееподгибаемиперевязываемниткой,получаемрукиизапястья.
4.Этузаготовкуизсветлойтканиодеваемнаватнуюголовукуклы,сворачиваемткань,перевязываемниткой,получаемаккуратнуюкруглую голову.5.Дляформированиякуколкиженскогополаможносделатьгрудь.Дляэтогоподрубашкукладемнебольшойкусочекизваты.Снизурубашкуподворачиваемиперевязываемниткой.
Юбка
6.Далеепереходимкизготовлениююбкикуклыжелланицы.Есливыпланируетеукрашатьеетесьмойилибисером,топришловремяэтим заняться.7.Складываемзаготовкуюбкипополамипрошиваемниткой.
8.Одеваемюбкунакуклу,лицевойсторонойвнутрьтак,чтобыеезатемвывернуть,затягиваемнитиипереворачиваемюбкувниз.Куколкабудетстоятьнагоризонтальнойповерхности,опираясьнаюбкуиоснову.
Волосы
9.Переходимкизготовлениюволоснашейжеланницы.Дляэтогопонадобитсякакой-нибудьплоскийпрямоугольныйпредмет,кпримеру, книга или блокнот с плотной обложкой.Наматываемнитьнакнигу,соднойстороныпучокнитейразрезаеми перевязываемпосерединекакможнотуже.Можнопростонарезатьнитиодинаковойдлиныиперевязатьпучокпосередине.
10.Сверхунаголовукуколкиукладываемволосы,распределимихпоповерхностиголовы,прикрепимкголовукраснойнитью.
11.Изволоснеобходимосплестикосу,перевязатьеекраснойлентой,подровняйтеконцыволосы,чтобыприческасмотреласьзавершенной.
12.Головукуколкинужноукраситьлиболентойлибоплатком.
Завершающиепроцедуры,выводыитрадиции
13.Сделаемдляжелланицыукрашения—бусы.дляэтогоиспользуембисерикраснуюнить.Нанизываембисернанитьиодеваемнашеюкуклы,завязываемсзади.
14.Теперьвырежемизтканиилилентыпрямоугольник—этобудетфартук.Длязавязыванияфартукаможноиспользоватьатласнуюлентулибодвойнуюшерстянуюнить.
Куколкажеланницыготова.Теперьможетеприготовитьдлякуколкиподарки,подаритьей,азатемзагадатьжелание.
Говоритеснейдобрымииласковымисловами,попроситеееобисполнениивашеймечты.Толькозапомните,чтожеланиедолжнызнатьтольковыикукла,иначеононесбудется.
Современемкуколкапреобразитсявнастоящуюкрасавцу,ведьейнеобходиморегулярнодаритьукрашения.Есливылюбитеихотитепутешествоватьтоможетеизготовитьидатьврукикуколкесумочку-чемоданчик, сбору желаний будет способствоватькорзинкаврукахкуклы. Пожеланиюможносделатькуколкеплаточек.
Итог:
Яубеждена,чтовнастоящеевремятрадиционнаянароднаяигрушкаможетпомочьсохранитьвнашихдетяхздоровьеивоспитатьискренниечувствапатриотизма,любвикприроде,труду,уважениекроднойкультуреисвоейземле.
ЯжелаюВамвсегохорошего!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Мамина кукла»
От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Каждый из нас помнит свою люби...
Мастер – класс для педагогов "Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки"
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре....
Конспект мастер-класса для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» «Народная кукла для наших детей»
Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в прошлом красоту находим,Хоть новому принадлежим....
Мастер – класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик».
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка поя...
Мастер-класс "Изготовление народной тряпичной куклы"
Материал знакомит детей дошкольного возраста с народной культурой, бытом и укладом жизни. Дети на практике пробуют изготовить куклу из лоскутков, тем самим соприкасаясь с историей своего народа....
МАСТЕР-КЛАСС «Социокультурное развитие дошкольников через образ народной тряпичной куклы»
Одним из немаловажных факторов приобщения детей к социокультурным ценностям является знакомство с культурным наследием нашей страны, с народными костюмами. Это очень важно, так как позволяет показать...
Мастер-класс с родителями воспитанников по изготовлению народной обережной куклы «Колокольчик».
В продолжении реализации образовательного проекта «Народная кукла» в нашем детском саду прошел мастер-класс с родителями воспитанников по изготовлению народной обережной куклы «Колок...