Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Плотникова Анна Николаевна

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_melkoy_motoriki.docx454.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Развитие мелкой моторики рук у детей

 младшего дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих развитие ребенка.

Исследователи, изучающие развитие мелкой моторики детей в дошкольном возрасте, отмечали, что выполнение детьми упражнений для рук помогало им овладевать правильной речью. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика - это  совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга, значит, нужно больше времени уделять развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, рисованию, лепке, аппликации.                                                                                                                             

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Ученые  доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка.

Чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

 hello_html_3b65c76a.jpghello_html_m23eb86aa.jpg

 А речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом.  С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия.

Для детей младшего дошкольного возраста самые простые упражнения, которые очень часто бывают в стихотворной форме, могут способствовать развитию мелкой моторики. Помимо упражнений, развитие ловкости у детей младшего возраста может происходить во время того, как они осваивают навыки самообслуживания.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д. Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.

Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

       Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое  не только благоприятно влияет на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. 
       Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.   

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

                                           «ПАУЧОК»      

Паучок ходил по ветке, (руки скрещены, пальцы каждой руки “бегут”)
А за ним ходили детки (по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняем  

                                                                                   стряхивающие движения).
Паучков на землю смыл
(хлопок ладонями по столу/коленям).
Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к  другу)

 Паучок ползет опять, (пальцы растопырены, качаем руками).
А за ним ползут все детки, (действия аналогичны первоначальным).
Чтобы погулять по ветке
(“паучки” ползают по голове).

                                    «ВАРИМ КОМПОТ»
Будем мы варить компот, 
Фруктов нужно много. Вот: 
(левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки                     "мешают") 
Будем яблоки крошить, 
Грушу будем мы рубить. 
Отожмём лимонный сок, 
(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика) 
Слив положим, сахарок. 
Варим, варим мы компот. 
Угостим честной народ.
(снова " варят" и "мешают") 

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики.

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

- Запускать пальцами мелкие волчки.

- Разминать пальцами пластилин, глину.

- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.        

- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся , а вечером заснул – закрылся, спрятался).

- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать взрослому, и крепкие, которые не разожмёшь.

- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит.

- Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

-Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

- Махать в воздухе только пальцами.

- Кистями рук делать «фонарики».

- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

- Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).

- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусины, кольца на тесьму.

- Завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре.

- Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

- Играть с конструктором, мозаикой, кубиками, собирать пазлы.

- Складывать матрёшек.

- Мять руками поролоновые шарики, губку
– Перебирать крупу, зёрна (к примеру, фасоль отделить от гороха).

- Рисовать различными материалами.

 Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию. Занятия  мелкой  моторикой  окажут  благотворное  влияние  на  общее  развитие  ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

D:\User01\Desktop\Фото  Звёздочка\IMG_20190123_094040.jpg D:\User01\Desktop\Фото  Звёздочка\IMG_20190123_094350.jpg D:\User01\Desktop\Фото  Звёздочка\IMG_20190122_165716.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...

Консультация для педагогов "Роль мелкой моторики в развитии детей младшего дошкольного возраста "

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. В раннем и младшем дошкольно...

Консультация для родителей Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Важность использования  пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Учеными давно доказано, что движения рук находятся в связи с умственным развитием....