Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvitie_melkoy_motoriki.docx | 454.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Развитие мелкой моторики рук у детей
младшего дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих развитие ребенка.
Исследователи, изучающие развитие мелкой моторики детей в дошкольном возрасте, отмечали, что выполнение детьми упражнений для рук помогало им овладевать правильной речью. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга, значит, нужно больше времени уделять развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, рисованию, лепке, аппликации.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка.
Чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
А речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия.
Для детей младшего дошкольного возраста самые простые упражнения, которые очень часто бывают в стихотворной форме, могут способствовать развитию мелкой моторики. Помимо упражнений, развитие ловкости у детей младшего возраста может происходить во время того, как они осваивают навыки самообслуживания.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д. Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.
Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое не только благоприятно влияет на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
«ПАУЧОК»
Паучок ходил по ветке, (руки скрещены, пальцы каждой руки “бегут”)
А за ним ходили детки (по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняем
стряхивающие движения).
Паучков на землю смыл (хлопок ладонями по столу/коленям).
Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу)
Паучок ползет опять, (пальцы растопырены, качаем руками).
А за ним ползут все детки, (действия аналогичны первоначальным).
Чтобы погулять по ветке (“паучки” ползают по голове).
«ВАРИМ КОМПОТ»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
(левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки "мешают")
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика)
Слив положим, сахарок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(снова " варят" и "мешают")
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики.
Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?
- Запускать пальцами мелкие волчки.
- Разминать пальцами пластилин, глину.
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся , а вечером заснул – закрылся, спрятался).
- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать взрослому, и крепкие, которые не разожмёшь.
- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит.
- Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
-Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
- Махать в воздухе только пальцами.
- Кистями рук делать «фонарики».
- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
- Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусины, кольца на тесьму.
- Завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре.
- Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
- Играть с конструктором, мозаикой, кубиками, собирать пазлы.
- Складывать матрёшек.
- Мять руками поролоновые шарики, губку
– Перебирать крупу, зёрна (к примеру, фасоль отделить от гороха).
- Рисовать различными материалами.
Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию. Занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...
Консультация для педагогов "Роль мелкой моторики в развитии детей младшего дошкольного возраста "
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. В раннем и младшем дошкольно...
Консультация для родителей Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
консультация для родителей...
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Учеными давно доказано, что движения рук находятся в связи с умственным развитием....