консультация для педагогов ДОО "Классификация оборудования для музыкальных зон. Примерное наполнение по возрастам"
консультация
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий ФГДОУ № 2027
Лабунец Е. В. _____________
«___» ____________ 2016г.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«КЛАССИФИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗОН.
ПРИМЕРНОЕ НАПОЛНЕНИЕ ПО ВОЗРАСТАМ»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Волкова Е. В.
2016г.
Музыка, музыкальная культура и музыкальное искусство способствуют всестороннему и гармоническому развитию личности ребенка дошкольного возраста, порождают оптимизм, социальную активность, направляют их силы и способности на достижение высших ценностей общества: человеческого счастья, добра, красоты и духовного возрождения.
В современном ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание созданию музыкальной предметно-пространственной среды. Педагоги стремятся применить инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-развивающая среда в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, его эмоциональное состояние.
Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстративного материала, атрибутов и т. д. Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в групповых уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью возможно решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха...) Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков на занятиях в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку.
Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1 раз в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.
Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию его творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание его посещать.
Важным элементом развивающей музыкальной среды является наличие танцевально-игровой атрибутики: различных по цвету и размеру ленточек, султанчиков, платочков, шарфиков, искусственных цветов, веночков, листиков, веточек и корзиночек… Слушая музыку, импровизируя музыкально-ритмические движения дети должны иметь возможность свободно выбирать атрибуты, соотнося музыкальный образ и выразительные средства предмета.
Доставляет удовольствие и поднимает у детей настроение игра на детских музыкальных инструментах (ДМИ). Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В групповых музыкальных уголках необходимо обеспечить наличие ДМИ, среди которых: треугольники, бубенцы, маракасы, ложки, кастаньеты, колокольчики, трещотки и многие другие разновидности. Для многих детей игра на ДМИ помогает передать их чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, сознательных отношений между детьми, творческой инициативы.
"При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
2. Разнообразие оборудования.
3. Учет возрастных особенностей детей.
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5. Возможность переноса оборудования в другие места.
Классификация оборудования для музыкальных зон:
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т. п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).
2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:
• с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.) ;
• с фиксированной мелодией (шарманки, органчики) ;
• с одним фиксированным звуком (дудки) :
• шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)
3. Музыкально-дидактические игры и пособия:
нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).
4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски) .
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам
Перечень материалов для детей от 2, 5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы) :
•куклы-неваляшки;
•образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.) ;
•игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.) ;
•атрибуты к музыкальным подвижным играм;
•флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам) ;
•ширма настольная с перчаточными игрушками;
•магнитофон и набор программных аудиозаписей;
•поющие и двигающиеся игрушки;
•музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада) :
В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:
•металлофон;
•шумовые инструменты для детского оркестра;
•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам) ;
•фланелеграф или магнитная доска;
•музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др. ;
•арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др. ;
•музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
•ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;
•ширма настольная и набор игрушек;
•музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
• магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада) :
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др. ;
•музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта) ;
•иллюстрации по теме «Времена года»;
•музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр) ;
•портреты композиторов;
•иллюстрации из «Музыкального букваря»;
•музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др. ;
•атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.) ;
• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
•ширмы: настольная и ширма по росту детей;
•музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;
• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
•разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
•атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.) :
•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада) :
•музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.) ;
•портреты композиторов;
•иллюстрации по теме «Времена года»;
•картинки к пособию «Музыкальный букварь»;
•альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
•графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
•альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ;
•музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные) ;
•набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
•музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д. ;
атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.) ;
•атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.) ; разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;
•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков. "
Таким образом, содержание музыкальной предметно-пространственной среды должно быть направлено на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам. Все это позволяет детям думать, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации, творить. Итак, музыкальные уголки в группах играют положительную роль в развитии музыкальных способностей детей, их развитии в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности"
"Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности" ...
Консультации для педагогов образовательных учреждений по музыкальному развитию детей дошкольного возраста.
Консультации для педагогов образовательных учреждений по музыкальному развитию детей дошкольного возраста....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по инновационной деятельности музыкального руководителя на тему: «Использование арт — терапевтических методов и технологий на музыкальных занятиях»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВпо инновационной деятельности музыкального руководителя на тему: «Использование арт — терапевтических методов и технологий на ...
Консультация для педагогов «Изготовление оборудования для игр с водой, песком и ветром»
воспитателям об изгототовлении оборудования для игр летом...
Консультация для педагогов по теме :« Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».
Самый важный этап для развития музыкальных способностей ребенка - дошкольный период. Уделяя внимание формированию музыкальной культуры в это время, родители закладывают фундамент для гармоничного разв...
Консультация для педагогов "Нестандартное оборудование"
В презентации имеютмя методические материалы по обогащению РППС по физическому развитию...
Консультация для педагогов Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя для развития музыкальности детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя для развития музыкальности детей дошкольного возраста...