Консультация для педагогов по теме :« Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».
консультация

Яшникова Олеся Игоревна

Самый важный этап для развития музыкальных способностей ребенка - дошкольный период. Уделяя внимание формированию музыкальной культуры в это время, родители закладывают фундамент для гармоничного развития личности ребенка в будущем. Рассмотрим основные виды музыкальных способностей и способы их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_obedinenie.docx24.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вступительное слово по теме « Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».

Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня мы раскроем тему «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».

Развитие музыкально – творческих способностей детей –

 одна из наиболее актуальных современных задач музыкального развития ребенка.

В настоящее время в связи с общей гуманизацией воспитания и образования проблема развития музыкальных способностей приобретает все большее значение, поскольку усилия педагогов и психологов направлены на воспитание успешной личности, максимально реализующей свой потенциал. Для успешного решения данной проблемы большое значение, в том числе, имеет развитие музыкальных способностей, а также детской активности и самостоятельности. При этом большую роль отводят музыкальному искусству.

Самый важный этап для развития музыкальных способностей ребенка - дошкольный период. Уделяя внимание формированию музыкальной культуры в это время, родители закладывают фундамент для гармоничного развития личности ребенка в будущем. Рассмотрим основные виды музыкальных способностей и способы их развития.

Существует три вида музыкальных способностей:

  1. Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий, то есть способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.
  2. Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух, то есть позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха.
  3. Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

Для развития музыкальных способностей необходимо выполнять определенную работу

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста строится на:

  • прослушивании произведений;
  • музыкально-ритмичных движениях;
  • пении;
  • играх;

-освоении элементарных азов игры на музыкальных инструментах.

Чтобы добиться эффективного результата, родителям следует выбирать комплексный подход, работая с детками по всем вышеперечисленным направлениям. Оптимальный вариант — посещение музыкальных занятий в дошкольных учреждениях, где музыкальное воспитание осуществляется с применением описанных методик.

Принимая участие в музыкальных занятиях, дети учатся не только музыке, но и развивают умственное и эстетическое воспитание, что способствует их личностному становлению. Таким образом, основная цель развития музыкальных способностей дошкольников — формирование целостной гармоничной личности с развитым чувством вкуса, пониманием прекрасного и умением слушать, анализировать, эмоционально реагировать.

И сегодня мы вам представить некоторые виды по развитию музыкальных способностей дошкольников и начнет свое выступление Яровая О.И. с темой «Развитии музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами танца .»

Слайд 1.

Среди большого разнообразия видов деятельности ребёнка дошкольного возраста немаловажное значение имеет музыкально- ритмическая деятельность.

Слайд 2.

 Современное понимание проблемы музыкального воспитания дошкольников предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. Танец, как и песня, украшает любой детский праздник, является выражением эмоций, настроения в движениях. Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий: повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной и танцевальной деятельности.

Слайд 3

Музыкально-ритмические движения - являются синтетическим видом деятельности - это один из видов, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Слайд 4

Значение музыкально – ритмических движений в жизни ребенка:

  • обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;
  • развивают познавательные способности;
  • воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
  • способствуют физическому совершенствованию организма.

Слайд 5

  • Общие задачи музыкально – ритмических движений : учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях;
  •   развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способности, творческие способности;
  •   учить определять музыкальные жанры, различать простейшие музыкальные понятия;
  •   формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе, упражнении.

Слайд 6

Специальные задачи музыкально-ритмических движений: -развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

  •  обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
  •  обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
  •  развитие художественно-творческих способностей.

Слайд 7

Не секрет, что люди любят двигаться под музыку, но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку. Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движение, но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребё нка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е чувство ритма, способность выразиться творчески. Все эти умения помогают формировать умственные способности ребёнка, т. е. помогают развивать интеллект.

Слайд 8

Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения. Развивая ребёнка гармонично, решая эти и другие поставленные задачи, необходимо точно осознать, чего от данного конкретного ребёнка мы хотим сейчас и в ожидаемом будущем. Именно в дошкольном возрасте дети не испытывают чувства неудобства, стеснения, связанного с тем, что может что-то не получиться. Свобода движения - это лёгкость и радость. Очень мне нравится девиз Г. П. Фё доровой«Танцевать - ум развивать». Именно в дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного умственного, нравственного, физического развития, формируется личность ребёнка.

Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать.

Слайд 9.

В своей непосредственно образовательной деятельности с детьми использую: «Танцевальную ритмику» Т. Суворовойϖ Музыкальные подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста (сборник музыкальных игр, разработанный Т. В. Семененко) ϖ Песенки игры для детей 2 – 6 лет (Сборник музыкальных подвижных игр) ϖ «Веселые уроки» - подвижные музыкальные игры для детей 2 – 5 лет Е. Железновой ϖ Музыкально – ритмические упражнения для малышей от 2 до 4 лет Е. Железновой

Слайд 10

Основой  развития музыкально-ритмических движений средствами танцы является введение в музыкальную образовательную деятельность детей своих авторских танцевальных постановок. Данные танцевальные номера способствуют достижению поставленных задач по развитию муз-ритм движений , а так же танцевальные постановки используются в организации тематических  развлечений в детском саду.

 Слайд 11

Так например на осенний праздник дети исполняют такие танцевальные композиции как : « Танец с зонтами», « Танец капелек», « Танец грибов», « Осенний хоровод», « Музыкально-ритмический танец с ложками». «Русско-народный танец мальчиков»

Слайд 12

На новогодние праздники мною были поставлены такие танцы как : « Хоровод снежинок», « Танец медведей», « Танец восточных красавиц», и различные хороводные песни, сопровождающиеся танцевальными движениями.

Слайд 13

На праздник посвященный Дню Защитника отечества « Вперед Россия», танцевальная зарядка « Солнышко лучистое»,  « Танец Родина» с флажками, «Танец солдаты».

Слайд 14

На весенние праздники готовятся такие танцевальные постановки : «Танец матрешек», « Русско-народный танец с платками», « Зеркальный вальс к 8 марта», «Весенняя парная пляска» и др.

Все постановки выглядят как Танцы в парах, Хороводы, сюжетные танцы, с атрибутами. На 8 марта был опыт танцы детей подготовительной группы с мамами и бабушками.( Индивидуальные и коллективные).

Слайд 15

Вывод:
Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении и есть главная задача педагога.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

Презентация Тема :" Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"

Презентация  Тема :" Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"...

Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя на тему: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста на основе элементарного музицирования

Речь идёт о новых, скажем точнее, новейших тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих  говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личност...

Доклад на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и упражнений"

тема: "РАЗВИТИЕ   МУЗЫКАЛЬНЫХ   СПОСОБНОСТЕЙ   У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  СРЕДСТВАМИ  МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР...

Доклад на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и упражнений"

тема: "РАЗВИТИЕ   МУЗЫКАЛЬНЫХ   СПОСОБНОСТЕЙ   У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  СРЕДСТВАМИ  МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР...