Доклад по выступлению на ГМО. Тема: «Пальчиковые игры как средство развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста при обучении английского языка».
методическая разработка

Дамбаа Чинчи Геннадьевна

В настоящее время, в современных условиях развития и функционирования системы дошкольного воспитания и образования очень остро стоит первостепенная задача совершенствования и повышения эффективности воздействия на детей, создание наиболее комфортных условий пребывания в ДОУ, раскрытия индивидуальных особенностей, возможностей и способностей ребенка.

Всё обучение в детском саду должно быть построение  в форме игры (по ФГОС). Игра-это ведущий вид деятельности дошкольников. Существуют различные подходы к классификации детских игр, которые отличаются друг от друга признаками, выступающими за их основу ( Ф. Фребель, Карл Гросс, К. Бюлер, Ж. Пиаже,  Д.Ж. Селли,  Г. Спенсер, В. Штерн, З. Фрейд, Б.Д. Эльконин,  Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, С.Л. Новоселова,  Д.Н. Узнадзе и др.). Игра всесторонне развивает ребенка: психику, моторику, познавательную деятельность, физическое развитие, умственное, интеллектуальное развитие и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vystuplenie_na_gmo.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Пальчиковые игры как средство развития моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста при обучении английского языка.

В настоящее время, в современных условиях развития и функционирования системы дошкольного воспитания и образования очень остро стоит первостепенная задача совершенствования и повышения эффективности воздействия на детей, создание наиболее комфортных условий пребывания в ДОУ, раскрытия индивидуальных особенностей, возможностей и способностей ребенка.

Всё обучение в детском саду должно быть построение  в форме игры (по ФГОС). Игра-это ведущий вид деятельности дошкольников. Существуют различные подходы к классификации детских игр, которые отличаются друг от друга признаками, выступающими за их основу ( Ф. Фребель, Карл Гросс, К. Бюлер, Ж. Пиаже,  Д.Ж. Селли,  Г. Спенсер, В. Штерн, З. Фрейд, Б.Д. Эльконин,  Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, С.Л. Новоселова,  Д.Н. Узнадзе и др.). Игра всесторонне развивает ребенка: психику, моторику, познавательную деятельность, физическое развитие, умственное, интеллектуальное развитие и др.

В последние десятилетия наблюдается возрастание интереса к развитию мелкой моторики, в частности к ее прикладному аспекту. Ведется поиск, возрождение и создание игр и упражнений, направленных на развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. Наиболее эффективными среди них являются пальчиковые игры. Они развивают не только мелкую моторику, но и активизируют речь, внимание, память, мышление, улучшают пространственную организацию, являются мощным средством повышения работоспособности. Помимо этого, они являются одним из методов формирования графических умений и движений для письма.

        Пальчиковые игры- это эффективное средство для изучения чего-то нового, интересного, это способ дать материал не навязчиво, легко, в частности, это можно использовать при обучении дошкольников иностранному (английскому)  языку.      

Правильная организация занятий помогает раскрыть потенциал детей, подготовить их к школе, облегчить освоение материала. Изучение английского языка продиктовано потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Поэтому он стал обязательным компонентом обучения не только школе, но и в дошкольных учреждениях. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.

Эти и обусловлена актуальность работы. 

Объект исследования: моторное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: пальчиковая игра как средство моторного развития в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование пальчиковых игр на занятиях  английского языка будут способствовать эффективным средством изучения английского моторного развития детей старшего дошкольного возраста, а именно развитию мелких движений пальцев рук, крупной моторики тела, повышает качество и эффективность обучения,  это эффективный стимул обучения дошкольников.

Цель: раскрыть эффективность использования пальчиковых игр при обучении английского языка у старших дошкольников.

В ходе реализации этой программы решаются следующие задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • Раскрыть понятие пальчиковых игр, изучить классификацию, методы и приемы пальчиковых игр,
  • Найти пальчиковые игры на английском языке, составить картотеку.
  • Применить пальчиковые игры на занятиях по английскому языку и выявить их эффективность.
  • Разработать практические материалы по преподаванию английского языка в ДОУ, дать методические рекомендации для воспитателей и учителей, ведущих английский язык в системе образования

Новизна и практическая значимость: использование английского языка (фольклора) с пальчиковыми играми в кружковой работе с дошкольниками.

Ожидаемые результаты:

  •  У детей улучшатся движения  мелкой и крупной моторики
  • Расшириться кругозор. Владение английским открывает детям двери другой культуры, они не испытывают трудностей с изучением, воспитывается уважение к ее ценностям;
  • Повысится уровень коммуникативных навыков. Дети, освоившие английский, будут свободно чувствовать себя в соответствующей среде, у них нет преград в общении, и эти навыки можно развивать в течение всей жизни;
  • Улучшение памяти, внимания, воображения. В раннем возрасте учить английский легче, так как большая часть процесса проходит на подсознательном уровне и закладывается вместе с основами родной речи.

Игры и упражнения с пальчиками — незаменимая вещь в работе тех, кто работает с детьми любого возраста. Рука является органом речи, так считают ученые, однако, даже не изучая научные трактаты, можно заметить, когда мы общаемся между собой, пытаясь точнее передать свою мысль собеседнику, помогаем себе движениями пальцев, жестами.

         В работе с детьми младшего возраста выявляются такие проблемы детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Вследствие этого, дети неловко держат ложку, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, поиграть с крупными пазлами.

           Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", — писал Кант.

           Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому движение пальцев, их скоординированность имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов методов, для развития мелкой моторики пальцев являются пальчиковые игры.

              История возникновения пальчиковых игр очень древняя. Влияние мануальных (ручных)  действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до н.э. в Китае. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Именно поэтому, начиная с раннего возраста во всех дошкольных учреждениях Китая, применяется пальчиковая гимнастика. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Японский врач Намикоси Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними.

            На раскопках в Египте был найден кукольный театр, относимый к XVI в. до нашей эры, в Индии — к XI в.. Так же почти во всех домах римлян были куклы.

        Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Ф. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Ф. Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции.

       В России ранее существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек, игр теперь уже забытых или полузабытых. В течение последнего десятилетия специалисты занимаются поиском, возрождением таких игр, обращаясь за помощью к этнографам, фольклористам, филологам, используя специальную литературу. Многие из вновь обретенных игр не устарели и естественно воспринимаются детьми. С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, вернее, на коленях у мамы, бабушки, няни. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком.

        Почему же пальчиковые игры стали столь актуальны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко что-то делают своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта.

Кроме того, у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Она включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем.

И так, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное что бы занятия приносили только положительные эмоции.

         Анализ психолого – педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как В.В. Цвынтарный, О.А. Новицкая, Ю.А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей. А.А. Хвостовцев, С.Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста.

        Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

        Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы.

         М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

         Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

         Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития  речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие,речь)

      Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.

     Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного  мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

        Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

         В последнее время, к сожалению, родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики рук своих малышей. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике. Это приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах, вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения).

        Проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения правильно организованной физкультурно-коррекционной развивающей среды.

        Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Существует несколько классификаций пальчиковых игр (по  И. В. Дворова, О. П. Рожков классифицируют пальчиковые игры следующим образом:

-кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

 народные пальчиковые игры;

 пальчиковые игры с речевым сопровождением;  

пальчиковые игры без речевого сопровождения;

-упражнения с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

В педагогической литературе  ( В.Н. Ткаченко, Тищенко Л.И., Светлова И.Е., Бирисова Е.А.) выделяют разные виды пальчиковых игр, в зависимости от их назначения (цели).

          1. Игры-манипуляции: Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ. «Ладушки-ладушки», «Сорока — белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?», «Пальчики пошли гулять». Эти игры развивают воображение, и в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной объект.

        2. Сюжетные пальчиковые упражнения: К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.  «Пальчики здороваются», «Цветы», «Грабли», «Ёлка» и др. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

        3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»): Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.  «Колечко», «Кулак — ребро — ладонь», «Ухо — нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмёрка».

         4. Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности. В данных играх используются традиционные для массажа движения — разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку». Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.

      5 Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

      Таким образом,  «пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

     Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

      Пальчиковые игры это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время урока; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.

       Игры могут быть, как индивидуальные так и в парах. Их цель— повысить у детей коммуникабельность, научить их общению. Кроме того, подобные упражнения развивают силу и ловкость. Научившись играть в эти игры, дети с удовольствием играют в них не только на уроках, но и на переменах.

       Пальчиковую гимнастику можно применять на уроках русского языка и математики, рисования и труда, при спортивных занятиях и обучении игре на музыкальном инструменте. При использовании пальчиковых игр следует помнить два важных правила. Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно; второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).

     

Как играть в пальчиковые игры.

несколько методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр:

  1. Перед игрой обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать детей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.
  2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  4. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
  5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
  6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
  8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
  9. В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
  10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
  12. Очень чётко придерживаемся следующего правила:  не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  13. Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Литературные игры как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

В консультации представлена информация для воспитателей ДОУ о том, каие литературные игры (и в какой форме) можно проводить в группе с детьми старшего дошкольного возраста....

СТАТЬЯ на тему "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же тако...

Опыт работы по теме: "Режиссерская игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить по...

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста»

В статье разобраны основные вопросы, связанные с пальковыми играми:1. Для чего нужны пальчиковые игры?2. Главная цель пальчиковых игр.3. Рекомендации по проведению пальчиковых игр.4. Этапы разучи...

Развитие познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения английскому языку

Развитие познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения английскому языку   В настоящее время, в педагогике актуализируются проблемы использования ино...

Презентация по теме: " Пальчиковые игры как средство развития моторной сферы у детей дошкольного возраста".

В настоящее время, в современных условиях развития и функционирования системы дошкольного воспитания и образования очень остро стоит первостепенная задача совершенствования и повышения эффективности в...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

В статье разобраны основные вопросы, связанные с пальковыми играми:1. Для чего нужны пальчиковые игры?2. Главная цель пальчиковых игр.3. Рекомендации по проведению пальчиковых игр.4. Этапы разучи...