Пальчиковая гимнастика-основа развития речи и мелкой моторики
проект (младшая группа)

Николаева Алина Валерьевна

Проект

Пальчиковая гимнастика – основа развития речи и мелкой моторики

 

Актуальность проекта: Данная тема наиболее актуальна для детей младшей группы, так как именно в данном возрасте активно пополняется словарный запас ребенка и развивается речь.

А также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. В процессе проектной деятельности необходимо ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей, взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.

Цель проекта: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.

Задачи проекта:

  1. Повысить речевую активность;
  2. Расширять словарный запас;
  3. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  4. Учить слушать и понимать речь взрослого;
  5. Формировать правильное звукопроизношение;
  6. Формировать умение быстро и чётко говорить;
  7. Создать благоприятный эмоциональный фон;
  8. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
  9. Развивать умение подражать взрослому;
  10. Развивать воображение и память;
  11. Тренировать память ребенка;
  12. Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для  детей дошкольного возраста.

Участники проекта:

  • дети 3-4 лет (младший возраст);
  • воспитатели;
  • родители

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный

Ожидаемый результат:

  • Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста;
  • Формирование речевых навыков у детей младшего возраста;
  • Интеллектуальное развитие детей;
  • Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

 

 

 

План реализации проекта

Этапы

Срок

Деятельность педагогов

Деятельность воспитанников

Результат

                  Подготовительный

 

Октябрь

 

 

Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата

 

 

Изучение методической литературы по данной теме

 

 

Подбор пальчиковых игр

 

 

Заучивание

Тренировка памяти

Индивидуальные беседы с родителями:

Рекомендовать родителям давать больше самостоятельности при одевании детей.

 

Самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии

Эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость

Проведение групповой пальчиковой гимнастики в свободное время

 

Согласовывание движений и речи

Развитие  мелкой моторики

Приложение 1

 

Занятие по рисованию «Следы зверей»

Рисование пальчиками

Приложение 2

                                          Организационный

Использование пальчиковых игр в непосредственной образовательной деятельности

Физкультминутка

Переключение внимания, предупреждение утомляемости

Приложение 3

Консультации для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста»,      «Пальчиковая гимнастика»

 

 

 

Использование во время самостоятельной деятельности детей

Игра в семью

Приложение 4

Занятие по рисованию «Цветочная поляна»

Рисование пальчиками

Выставка детских работ

Приложение 5

Использование развивающих игр для мелкой моторики

Шнуровки, мозаики, кубики, конструктор и др.

Приложение 6

Заключительный

Март

Памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников». Оформление картотеки пальчиковых игр «В пальчики играем – речь развиваем».

 

 

 

Выступление с докладом об опыте работы

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пальчиковая гимнастика - основа развития речи и мелкой моторики

Слайд 2

Актуальность проекта Данная тема наиболее актуальна для детей младшей группы, так как именно в данном возрасте активно пополняется словарный запас ребенка и развивается речь. А также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. В процессе проектной деятельности необходимо ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей, взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.

Слайд 3

Цель проекта: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений Задачи проекта: Повысить речевую активность; Расширять словарный запас; Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей; Учить слушать и понимать речь взрослого; Формировать правильное звукопроизношение; Формировать умение быстро и чётко говорить; Создать благоприятный эмоциональный фон; Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; Развивать умение подражать взрослому; Развивать воображение и память; Тренировать память ребенка; Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Слайд 4

Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики. Развитие речи детей - одна из главных задач, которая решается любым детским учреждением. Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не только руки, но мозг. Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и « Сороку-белобоку ». И мы до сих пор играем.

Слайд 5

Пальчиковая гимнастика способствуют развитию речи и общему развитию ребенка. Наряду с рисованием, игры с пальчиками помогают подготовить руку к письму. Не последнее значение, на мой взгляд, имеет то, что малыши в процессе таких игр учатся с помощью жестов показывать различные определения и действия, изображать животных и предметы. Пальчиковые игры вполне можно придумать самим, читая детские стихи и запевая песенки, попробуйте показать какие рожки у коровы, коготки у котика, что корова большая, а котик маленький.

Слайд 6

Несложно изобразить, что кто-то спит или плачет, а с помощью большого пальца показать какое у вас хорошее настроение.

Слайд 7

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят. Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать. Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Слайд 8

Ребенку необходимо занятие пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу.

Слайд 9

Пальчиковые игры были включены мною в непосредственно - образовательную деятельность.

Слайд 10

На занятиях по рисованию мы часто рисуем пальчиками

Слайд 13

Используем в режимных моментах, во время самостоятельной деятельности детей. Например, ребята играют в семью. Мы капустку рубим-рубим,

Слайд 14

Мы капустку солим-солим,

Слайд 15

Мы капустку трем-трем,

Слайд 16

Мы капустку жмем-жмем.

Слайд 17

В работе с детьми я использую групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы. Групповая форма:

Слайд 18

Работу в подгруппах использую, когда ребята разучивают новую пальчиковую игру. Индивидуальную работу провожу с теми детьми, у которых возникли трудности с разучиванием игры, либо с координацией движений. И в заключении хотелось бы сказать следующее… Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их, и вместе с тем развивать речь. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Слайд 19

Литература

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей.

Почему пальцы помогают говорить.Когда начинать заниматься.Как играть в пальчиковые игры.Группы пальчиковых игр....

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.

Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития ...

Презентация «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Цель работы: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражненийЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.Совершенствоват...

Консультация для родителей на тему: «Пальчиковые игры в развитии речи и мелкой моторики у детей»

Данная консультация поможет вам донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики, а так же научит превращать обучение в игру, познакомит родителей с играми для развития мелкой моторики ру...

«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Презентация на тему: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников». В прецентации сообщается о пальчиковых играх и их влияние на развитие....

План самообразования на тему: "Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников"

Данный материал- план самообразования по теме "Пальчиковые игры-основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников". Цель данной работы: повышение своего теоретического уровня и профессиональной ко...