Математическое развитие дошкольников.
статья
В настоящее время наблюдается техническая революция. В детских образовательных организациях ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование. Внедрение СТЕМ образования в ДОУ помогает детям научиться очень быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Увлекательные занятия в виде игр помогают раскррыть творческий потенциал ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Математическое развитие дошкольников.
Цель этого образовательного модуля – комплексное решение задач математического развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Мной он был использован как содержательное дополнение к обязательной части основной образовательной программы ДОО. В нём объединены игры и пособия для арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики. Я работала с детьми младшего дошкольного возраста, который относится к блоку «Математическое развитие детей 3-5 лет».
Знакомство детей с основными областями математической действительности: величиной и формой, пространственными и временными ориентировками, количеством и счетом - происходит постепенно. Дети этого возраста активно начинают осваивать эталоны формы, цвета, величины. На этом этапе работы я познакомила детей с «Цветными счётными палочками Кюизенера». Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием. Вначале палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий и отношений: «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее-короче», «выше-ниже». В работе с детьми я использовала следующие дидактические игры с палочками Кюизенера: «Разноцветные палочки» - знакомство с эталонами цвета; «Дорожки для матрёшки» - знакомство с понятиями «больше», «меньше», «много, один, ни одного»; «Сушим полотенца», «Ёлка» - сравнение предметов по длине; «Бусы» - сравнение групп предметов по количеству входящих в них элементов; «Построим мостик» - сравнение предметов по ширине; «Разноцветные флажки» - упражнение детей в счете, умение отвечать на вопрос: «Сколько?»; «Спрячь игрушку» - знакомство с понятиями «высокий», «низкий»; «Найди ошибку» - упражнение детей в счете от 1 до 5. Для успешного различения свойств детям необходимо практическое обследование, «манипулирование» с предметом (держать фигуру в руках, хлопать, ощупывать, надавливать и т. п.). Младшие дошкольники могут осуществлять простые действия: группировку абстрактных фигур, сортировку по заданному признаку, упорядочивание 3—4-х элементов по наиболее ярко представленному свойству. Особый интерес у детей проявляется к логическим блокам Дьенеша. Пособия интересны тем, что представляют несколько свойств одновременно (цвет, форму, размер, толщину в блоках). В своей практике я использую следующие дидактические игры с блоками: «Найди фигуру» - сравнение фигур по цвету и величине; «Угощения» - выявлять свойства предметов: цвет и форма; «Сварим вкусный компот» - формировать представление о цвете, форме, величине; «Поручения» - отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо); «Магазин» - развивать у детей умения выявлять и абстрагировать свойства. Блоки Дьенеша можно использовать как плоскостное конструирование предметов на столе. А также путём накладывания блоков на цветное изображение в альбоме «Блоки Дьеныша для самых маленьких» плоскостное изображение превращать в объемные предметы: Гусеница», «Цветок», «Игрушка», «Кошечка», «Большие и маленькие парусники» и т.д. Ориентировка в пространстве у младшего дошкольника происходит на основе «чувственной системы отсчета», то есть «от себя», ориентируясь по сторонам собственного тела. Учить ребенка определять расположение предметов нам поможет математическое пособие «Топорама». Знакомимся с игрой в три этапа. Первый этап: ознакомление с первой картинкой - «Скажи, какие предметы ты видишь перед собой (дом и дерево). Посмотри внимательно с какой стороны от тебя находится дом? (слева) а дерево? (справа). Что ближе к тебе дом или дерево? (дом ближе, а дерево? (оно дальше). Второй этап: изображение из трех предметов - трехплановая перспектива. «Назови все предметы, которые ты видишь перед собой (девочка, курица, маленький заборчик). Что можно сказать о размере этих предметов, кто самый высокий? Что находится слева от курицы? Кого ты видишь в центре? Кто стоит дальше всего? Третий этап: изображение из множества предметов. Более сложное многоплановое изображение. На переднем плане три предмета, назвать их и определить местоположение относительно друг друга. Обратить внимание на заслоненность изображения. Также способствовать развитию пространственного восприятия, образного и логического мышления, умению работать с символами и условными схемами помогут логические пазлы «Расположение в пространстве», «Большой – маленький», «Геометрические формы». Способствуют освоению геометрических форм и их соотношений, умению работать по схеме и по собственному замыслу - мозаика напольная «Геометрические формы» и бусы «Геометрические фигуры». Представления о количестве и счете начинаются с формирования дочисловых количественных отношений: равенство-неравенство отдельных предметов (по длине, ширине, высоте) и равенство-неравенство групп предметов (больше, меньше, поровну, одинаково). Знакомство с планшетом «Логико-Малыш» и серией карточек «Сравнение множеств» поможет ребенку научиться сравнивать две группы предметов и рассматривать их элементы попарно. Задания способствуют развитию представлений о числе, которое рассматривается как совокупность элементов множества. А уже серия карточек «Счет от 1 до 6» научит ребенка считать от 1 до 6. В комплекте 8 двусторонних карточек с разнообразными заданиями. Эти задания способствуют усвоению всех необходимых практических навыков ведения счета, стимулируют переход к визуальному счету (без указывания пальчиком при пересчете). Сегодня воспитание и образование детей невозможно представить без использования технических и компьютерных средств. В своей работе над математическим развитием младших дошкольников я использовала элементы робототехники. Это Умная пчела, программируемый мини-робот Be-Bot. В процессе игры с умной пчелой, у детей происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы, пространственной ориентации, словарного запаса, умения считать. Создавая программы для робота «Bee-Bot», выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация дошкольника. В нашем детском саду существует дополнительное оборудование к мини-роботу – коврики. Коврики предназначены для контроля прохождения заданных точек на карте. В своей работе я использовала напольный коврик «Геометрические формы». Он помогает развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины. Цвет: «Посади пчёлку на жёлтые геометрические фигуры, красные, зелёные». Форма: «Посади пчёлку только на треугольники, только на круги, только на квадраты». Величина. От большого к меньшему: «Посади пчёлку на самый большой (маленький) треугольник, квадрат, круг». Играя с пчелкой, ребенок не замечает, что он учится математике.
Освоение математической действительности наиболее эффективно, если оно происходит в контексте практической и игровой деятельности, когда педагоги и родители создают условия для практического применения детьми знаний, полученных на занятиях по математике. А также педагогу необходимо ориентироваться не только на выбранную программу, но и на индивидуальные особенности воспитанников. В своей работе я старалась придерживаться этих критериев. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что мои дети обладают запасом знаний и умений перспективного характера. Которые будут являться базой для выполнения заданий в следующих возрастных группах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников
Полезная информация для педагогов...
Проект по математическому развитию дошкольников «Математическое путешествие»
Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, ориентировки ...

Математическая игра, как средство математического развития дошкольников.
Математическая игра, как средство математического...

Тезисы выступления на тему «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» (Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников)
Тезисы выступления на тему: "Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка"...

Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.
Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...

Выступление на семинаре:"Современные математические технологии математического развития дошкольников"
Выступление из опыта работы...