Методы и приемы организации совместной деятельности детей
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_organizatsii_sovmestnoy_deyatelnosti_detey.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Маслаева Анастасия Валентиновна,
воспитатель,
ГБДОУ центр развития ребенка - детский сад №49
Колпинский район, г. Санкт-Петербург
Методы и приемы организации совместной деятельности детей
Совместная деятельность в социальной психологии рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в неё индивидов.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры, в которых на этапе завершения дошкольного образования ребёнок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных мероприятиях, играх, способен договариваться, учитывать мнения других, ребёнок может следовать социальным нормам и правилам поведения в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками», что соответствует характеристике ребёнка как субъекта взаимоотношений. Для того чтобы данные целевые ориентиры были достигнуты, во ФГОС ДО рекомендуются следующие педагогические условия организации совместной деятельности в ДОУ:
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающей социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности.
Так же, необходимо отметить, что объединяя детей старшего дошкольного возраста в ситуации совместной деятельности, возникает самая оптимальная зона реализации всех возможностей развития ребёнка, содержащихся в сотрудничестве детей между собой.
Изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста рассмотрены в трудах таких авторов как Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и других авторов. Начиная с 70-х годов XX века, стало активно разрабатываться понятие «совместная деятельность». В работах Т.А. Репиной и Т. Сергиевой отмечается, что совместная деятельность объединяет взрослых и детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий.
Участвуя в совместной деятельности, ребёнок учится уступать желаниям сверстников и требованиям взрослого или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата [2, с.31].Мы считаем, что совместная деятельность дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения происходит как в рамках непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, так и в процессе непосредственного общения воспитанников в разных видах деятельности.
Для формирования совместной деятельности у детей 5лет необходима специальная организация занятий, на которых дети приобретают опыт взаимодействия. В непосредственно образовательной деятельности воспитатели обучали воспитанников навыкам совместной деятельности, используя технологию сотрудничества. Е.В. Субботский определяет сотрудничество как совместную деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели, к реализации которой каждый стремится наиболее удобным для себя способом, считаясь с интересами партнёра. Е.В. Субботский понимает под сотрудничеством «взаимодействие, при котором дети заняты общим делом, согласовывают действия, учитывают активность партнёра для достижения общего результата» [3, с.55]. Основные принципы, на основе которых формировалась совместная деятельность у старших дошкольников[3, с.55]:
-обучение носит развивающий характер, воспитатель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы;
-совместная деятельность организуется на основе знакомого программного материала, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач;
-не менее важным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но и способов взаимодействия;
-поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей. Выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после её достижения подводится итог, т.е. проводится рефлексия.
Сущность формирования общей работы в образовательной деятельности в том, собственно, что в старшей группе преподаватель учит ребят методикам объединения с партнёрами, рассредотачивания ролей, поступков, ведения спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию грядущей деятельности; становление контроля, самоконтроля, самомнения, образование ответственности за взаимный итог. Он проводит работу не только в продуктивной, но и в иных вариантах работы: познавательно и физиологической. Для всего вышеперечисленного преподаватель организует совместно-взаимодействующую работу в микрогруппах по 3-4 человека в микрогруппе –преподаватель учит старших дошкольников автономно применить методы сотрудничества в общей со сверстниками работе, охватывая поручения во всех областях занятий при исследовании последующей темы, «открытии» свежего познания метода работы. Изучение способностей общей работы исполняется не только во время именно образовательной работы дошкольников, но и в направлении всего дня. Для этого применяются эти методические способы формирования готовности к общей работы:
–демонстрация «положительных» и «отрицательных» методик взаимодействия с игровым персонажем, иным взрослым, ребенком и дальнейшее их обсуждение;
–переключение интереса дошкольника со взрослых на сверстника;
–создание истории недочета материала;
–создание истории выбора: поручения, метода выполнения, материала, партнёра;
–выработка правил взаимодействия и фиксация их с поддержкой относительных обозначений.
В образовательной работе в группе ребят старшего дошкольного возраста были назначены надлежащие обстоятельства:
творческие поручения, допускающие высший уровень самостоятельности ребят, способность использовать раньше приобретенные познания и умения для умозаключений необычных ситуаций;
нетрадиционные формы организации общей работы (конкурсы, викторины, умственные игры);
организация ребят в парах, тройках, небольших группах;
для организации общей работы можно применить эти поручения, которые имеют положительный итог общих поступков. Не считая такого, в направление дня реализовались дидактические игры со сверстниками. Они содействуют выработке убежденности для себя и находящихся вокруг. С поддержкой взрослого данных правил для игр дошкольники обучаются[3, с.60]:
- устанавливать доверительный контакт членов группы друг с другом;
- чувствовать положение и настроение окружающих;
- использовать мимику и пантомимику в общении;
- быть наблюдательными;
- внимательно относится друг к другу;
- прислушиваться к воззрению партнёра;
- оказывать взаимопомощь;
- понимать интонацию иных участников игр.
При организации дидактических игр есть конкретная очерёдность. К примеру, в старшей группе игры на становление способностей взаимодействия в группе, в предварительной группе, игры на объединение детского коллектива [3, с.55]. Постоянная санкционированная работа по формированию общей работы дошкольников разрешает образовать у ребят надлежащие умения [3, с.55]:
- понимать эмоциональное состояние сверстника;
- получать необходимую информацию в общении;
- выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению;
- вести простой диалог;
- спокойно отстаивать своё мнение;
- принимать и оказывать помощь;
- не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Для формирования совместной деятельности необходима организация развивающей предметно-пространственной среды с использованием разнообразных наглядных форм. В дошкольных группах используются такие наглядные формы работы, как «Доска желания», «Копилки добрых дел».
Практика формирования совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста со сверстниками дошкольников включала три этапа.
Первый этап был назван ориентировочным, подводящим к совместной деятельности. Его целью являлось установление эмоционально-положительного отношения и интереса дошкольников к взаимодействию со сверстниками, развитие у детей отдельных умений, необходимых для осуществления сотрудничества в совместной деятельности.
Целью второго этапа было практическое освоение дошкольниками основных приёмов совместной деятельности по принципу постепенного усложнения.
Целью работы на третьем этапе было развитие способности дошкольников самостоятельно отбирать модель совместной деятельности для совместного решения образовательной задачи. Дошкольникам была предоставлена возможность применить приобретенные умения совместной деятельности.
Используемая литература:
- Антонова, Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. –2016. -No10. –С.88-110.
- Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. - М., 2016. -193 с
- Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М., 2017. –301 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы организации совместной деятельности детей в ДОУ
Методы и приемы организации совместной деятельности детей...
Методы и приемы организации совместной деятельности детей в ДОУ
Методы и приемы организации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, работа в паре....
"Работа дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей"
В этой статье я делюсь опытом работы по проведению занятий по физической культуре. Интересной, веселой и эффективной формой работы является организация работы в парах....
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей
Робонен Виктория Сергеевна,ВоспитательГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности...
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.
Одним из коммуникативных умений является умение работать в паре....
Статья Работа младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей
СтатьяРабота младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей...
Работа детей раннего возраста в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей
В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к миру ...