консультация для родителей "Речь на кончике пальцев"
консультация (старшая группа)

Шикова Наталья Владимировна

консультация для родителей "Речь на кончике пальцев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rodietley.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Речь на кончиках пальцев»

                             Подготовила воспитатель:

Шикова Наталья Владимировна.

Консультация для родителей: «Речь на кончиках пальцев».

Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”, "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита.

То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе:

  • Много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.
  • Необходимо читать ребенку.
  • Рассказывать обо всем, что его окружает.
  • Показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают.
  • И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Значение развития мелкой моторики:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Чем раньше вы начнете работу с ладошками, тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

Тонкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Её развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений.

Под термином «тонкая моторика» понимаются высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях это движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата.  [4, С. 16]

Движения рук управляются несколькими механизмами:

А) чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твёрдости и мягкости предметов;

Б) механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнять движения точно и быстро;

В) кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;

Г) зрение и мышление позволяют ребёнку: ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные движения; планировать и исправлять ошибки. [2, С. 64-65]

Чем старше становится ребёнок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов. Учёные установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.

Проанализировав литературу по вопросу развития мелкой моторики рук, можно перейти к практическому опыту.

Как отмечают А. Е. Белая, В. И. Мирясова, аккуратно шить, вязать, плести из ниток и проволоки ребёнок может научиться в более старшем возрасте. Но элементарную ловкость в обращении с иголкой, спицами и нитками можно развивать уже сейчас. Такие занятия укрепят мышцы рук, помогут будущему первокласснику сосредоточиться во время школьного урока, терпеливо выполнять домашнее задания.

Для развития мелкой моторики рук можно рекомендовать занятия с пластилином, глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребёнок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, плетение нитей, косичек, завязывание шнурков и прочее.

Несколько интересных малышу занятий для развития моторики:

1. Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую.

2. Играйте с мозаиками и пазлами.

3. Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.

4. Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.

5. Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.

6. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.

7. Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.

8. Лепите вместе из пластилина.

9. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.

10. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых - круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.

11. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия - заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.

12. На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.

13. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству - лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод - отличная альтернатива играм.

14. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук. В специализированных магазинах и отделах вы сможете найти и другие развивающие игры.

15. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.

Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики - неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе.

Пальчиковые игры для детей 5-7 лет

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв –«птицы поют».

Хлеб

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная

с мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

Подводный мир

Посмотри скорей вокруг!

Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

На поляне дом стоит,

«Дом»   изобразить   двумя  руками,крышу дома

— пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

Ну а к дому путь закрыт.

Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,

средние пальцы с оприкасаются  друг с другом,

большие пальцы — вверх («ворота»).

Мы ворота открываем,

Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем.

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Елка наряжается.

Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз,

разводят       в стороны.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)

Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач, (печём "пирожки")

Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")

Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)

А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин

Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)

Вот выросла одна,

И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)

Но вот растёт вторая,

И третья, а потом

Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)

Сказал стручок: "Бом!". (хлопаем)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),

Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)

С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

Литература

  1. Белая А.Е., В. И. Мирясова Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 46с.
  2. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от трёх до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей.– 2-е изд, испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 96с.
  3. Савина Л. П.  Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособия для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 48с.
  4. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
  5. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры на кончиках пальцев"

В данной консультации освещаются теоретические вопросы значения мелкой моторики в развитии ребенка и даются практические традиционные и нетрадиционные способы ее развития....

Консультация для педагогов" Сказки на кончиках пальцев"

Выдающийся педагог В.А Сухомлинский говорил, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Предлагаемые пальчиковые игры можно использовать при проведении хороводов после чтения сказок....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Консультация-тренинг «Ум на кончиках пальцев».

«Ум ребенка — на кончиках пальцев» Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке...

Консультация для родителей «На кончиках пальцев»

Консультация для родителей "На кончиках пальцев"...

Консультация для родителей "Ум на кончиках пальцев". Консультация для родителей "Игры, которые можно провести с детьми дома".

В консультации для родителей " Ум на кончиках пальцев" отображена важность развития мелкой моторики у малышей, которая напрямую связана с развитием речи, а также приведены некоторые упражнен...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...