Кайсарова Татьяна Анатольевна
презентация к уроку (старшая группа)
Поделиться опытом работы с воспитателями по поисково-исследовательской деятельности-коллекционированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_kollektsonirovanie_dlya_vospitateley_dou.pptx | 227.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коллекционированием называется целенаправленное собирательство относительно однородных предметов, имеющих ценность (историческую, художественную, научную и т.д.). Подлинное коллекционирование основано не только на собирании и пополнении предметов для коллекции, но и на изучении и систематизации коллекционных материалов. В процессе коллекционирования происходит 1)Развитие познавательных способностей 2)накопление знаний 3)Активное взаимодействие с другими детьми и взрослыми 4)создание доброжелательной атмосферы в группе детского сада и в семье 5) Обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада 6)развитие креативности воспитанников с другими детьми и взрослыми 7) решение воспитанниками интеллектуальных задач 8) овладение предпосылками учебной деятельности.
Основная цель - развитие познавательно - исследовательской активности детей дошкольного возраста. Задачи: - формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и средой обитания: - совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них ответы; - поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и практическое отношение к миру. -формировать умение классифицировать, группировать ,обобщать; -формировать бережное отношение к хранению и сбора материалов; -обогащать и активизировать словарь детей.
Формы работы с детьми Групповая (фронтальная); Подгрупповая (небольшими группами по интересам); Индивидуальная .
Форма работы с родителями - Анкетирование родителей. Цель: изучение отношения родителей к этому виду познавательной деятельности. - Консультации для родителей, направленные на формирование положительного отношения родителей к коллекционированию. - Встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада). Цель: вызвать у детей интерес к коллекционированию. - Посещение тематических выставок в краеведческом музеи города. Цель: расширение знаний детей об окружающем мире. - Организация мини лаборатории в группе. Цель: знакомство детей со свойствами некоторых предметов, материалов и обсуждение возмоности их дальнейшего применения. - Чтение художественно - познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов , презентаций. Цель: знакомство детей с разнообразными способами получения информации. - Индивидуальные беседы с детьми по интересам. Цель: поддержка и развитие детских интересов. -Организация выставок коллекций детей в детском саду. Цель: развитие творческих и коммуникативных навыков детей в оформлении своих коллекций. - Мастер – классы. Цель: создание экспонатов коллекций. - Альбомы, летописи, информационные листы.
Коллекционирование – это форма работы по поисково-исследовательской деятельности с детьми и родителями и включает в себя несколько этапов: 1 этап Погружение в идею коллекционирования Воспитатель Воспитанник Погружение в идею коллек-ционирования формулирует идею , проблему, сюжетную ситуацию, цель и задачи, с южетную ситуацию , цель и задачи, обосновывает их для родителей. Осуществляют идеи или проблемы на личном уровне, вживаются в предложенную игровую ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи у взрослых в диалоге.
2 этап- осуществление продуктивной деятельности в детском саду и в семье; Воспитатель Воспитанник Создает условия для продуктивной деятельности детей. Предлагает и организует группы детей или индивидуальную работу; распределяет роли, ответственность при необходимости; планирует детскую деятельность по решению задач будущей выставки; предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы. Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распре- деляют ответственность. Планируют свою работу и работу. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов совместно со взрослым.
3 этап презентация результатов Воспитатель Воспитанник Обобщает полученные результаты и подводит итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность младших дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию Демонстрируют: − понимание проблемы, цели и задачи; − умение планировать и осуществлять работу; − найденные способы решения проблемы; − элементарный анализ деятельности и ее результата (эстетическая оценка
В коллекционировании различают следующие виды коллекций Эмоциональные коллекции Эмоциональные коллекции чаще всего свойственны для детей дошкольного возраста. Этот тип коллекций отличается быстрым всплеском интереса к ним и угасанием интереса. Задача педагога заключается в том, чтобы зафиксировать в сознании ребенка состояние радостного восторга и чувства удовлетворения от познавательного процесса, протекающего в результате собирания предметов этой коллекции. Важно обсуждать с ребенком собранные предметы и рассматривать их совместно. Можно не просто собирать предметы в одну кучу, но создать из них коллаж или панно, также классифицировать все предметы по разным признакам.
П ознавательные имеют устойчивые интересы, которые приводят к тому, что ребенок начинает собирать тематическую коллекцию. Этот тип собирательства отличается стабильностью и связанностью с определенной тематикой С оциальные Обычно свойственен детям старшего дошкольного возраста и удовлетворяет их социальные потребности. Ребенок хочет расширить круг своего общения, поэтому он испытывает тягу к определенным сверстникам и хочет завоевать их уважение и признание
В ременные тематические коллекции, собранные на ограниченный промежуток времени. Например, дети собирают коллекции из осенних листочков, что помогает им запомнить, что свойственно этому времени года. Главное в этого рода коллекциях – чувство эстетики и развитие чувства вкуса. Д лительные коллекции , собираемые из природных материалов, из бумаги, фантиков, открыток и т.п. Эти предметы всегда можно потрогать, рассмотреть, понюхать. Также их удобно использовать для игры.
Л ингвистические можно «коллекционировать» вежливые слова, зимние слова или слова, обозначающие сладости. Для каждого типа слов создается красочная основа: для зимних – снежинки, для осенних – желтые листочки, для вежливых – сердечки. Индивидуальные коллекции собирают знакомые или родители. Это поможет им наглядно познакомиться с особенностями хранения и собирания экспонатов, а также с бережным их использованием.
Коллективные Под коллективными коллекциями можно подразумевать те, что собираются группой детей и воспитателей, а также родителей. Инициатором такой коллекции, как правило, выступает воспитатель. Тематика таких групповых коллекций может отражать содержательную часть развития способности к познанию, являться следствием планирования образовательной работы с детьми и быть частью интеграции в образовательный процесс.
Классификация коллекций выделяет несколько направлений исследований и разделов. На основе этих направлений ниже предложена классификация детских коллекций, которые педагог совместно с детьми может собрать в процессе исследовательской практики .
Направления Разделы Живая природа зоология, ботаника, генетика, природопользование – сельское хозяйство листья растений, фигурки животных, насекомых, коллекции природных материалов (семена, желуди и т.п.) Общество цивилизации, государства и страны, история, демография, государственные деятели – Культура язык, религия, искусство, образование марки, открытки, наклейки, книги Земля география, климат, строение камни и минералы Экономика финансы и производство, деньги и торговля, банки деньги Техника техническое конструирование дизайайн , строительство, промышленность, транспорт авиамодели Наука математика, физика, химия, астрономия, история науки коллекция различных видов часов, коллекция измерительных приборов Вселенная Галактики, солнце, звезды, инопланетные цивилизации – Имя*: Эл. почта*:
Рекомендации к тематическому содержанию коллекций доступность объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания; разнообразие чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент; учет гендерных особенностей детей коллекции для девочек и коллекции для мальчиков учет возрастных особенностей детей в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д. педагогическую ценность представляют эпизодические коллекции – выставки предметов обихода (посуды, обуви, украшений и т.д.) и выставки безопасность – все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка воспитателя подготовительной группы Белинской Татьяны Анатольевны "Влияние сказок К.И. Чуковского на формирование познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста»
Важную роль в развитии дошкольника играют сказки К. И. Чуковского. Интересные персонажи, образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи,...
УЧИМ РЕБЕНКА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ГОРШКОМ. Статья Подгорновой Татьяны Анатольевны
В помощь родителям - советы по приучению ребенка к пользованию горшком...
Куликовская Татьяна Анатольевна "Материал для автоматизации звуков "С", "Ш", "Л", "Р"
Издательский дом «Карапуз» предлагает серию книг для постановки у детей наиболее трудных для произношения звуков: Язычок с-с-с-свистит», Язычок ш-ш-шипит», «Язычок р-р-рычит» и «Язычок л-л-лычит». Над...
Авторские стихи Богдановой Татьяны Анатольевны
Авторские стихи по правилам дорожного движения для детей...
План самообразования на 2016 – 2021 учебный год Воспитатель: Кручинина Татьяна Анатольевна
План самообразования на 2016 – 2021 учебный годВоспитатель: Кручинина Татьяна АнатольевнаМАДОУ «Детский сад № 72 комбинированного вида»...
Обобщение опыта работы воспитателя МБДОУ «Детский сад №2» г.Сосногорска, Перфильевой Татьяны Анатольевны
по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста...
РАЙОННЫЙ КОНКУРС "ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ" СОД "ТАИНСТВЕННЫЙ ВОЗДУХ" (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ), ВОСПИТАТЕЛЬ КРЫЛОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Цель: создать условия для детского экспериментирования, направленного на выявление скрытых свойств воздуха.Задачи:Продолжать способствовать развитию умения читать (понимать) схемы. Обеспечивать закреп...