«Вариативность методов и приемов развития конструктивно-модельной деятельности у дошкольников ДОУ»
консультация

Александрова Венера Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

 «Вариативность методов и приемов развития  конструктивно-модельной деятельности у дошкольников ДОУ»

 А.С.Макаренко подчеркивал, «Игры ребенка с игрушками - материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.

Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей,

элементов. Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из разных видов конструкторов, изготовление

поделок из бумаги, картона, природного и бросового материала. В соответствии с ФГОС ДО «конструктивно-модельная» деятельность относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. Главная цель конструирования: развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении через конструирование из разных материалов.

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

К техническому  относятся:  

  1. конструирование  из строительного материала (детали которого имеют геометрические формы);
  2. конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;

3.конструирование из крупногабаритных модульных блоков. 4.конструирование из бумаги, конструирование из природного и бросового материала.

Существует множество видов конструкторов: «Лего», деревянные, пластмассовые, металлические, магнитные и др. Сейчас для детей создано множество различных конструкторов, имеющих разнообразную форму и виды крепления. Ребёнок может выбрать любой для своего творчества.

Художественное конструирование: из бумаги путём комбинирования разных бумажных форм создаётся огромное разнообразие поделок. Несмотря на привлекательность, это сложный вид деятельности. Поэтому традиционная методика строится на наглядном и подробном пошаговом объяснении. При конструировании из бумаги можно использовать разную по фактуре бумагу (в зависимости от поставленных задач).

Природный материал в качестве строительного, можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это - прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, с помощью форм

(песочниц) – пирожки, куличики. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т.д.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с дошкольниками. Образцы поделок начинающие педагоги сейчас могут брать не только из

пособий, но и из интернет ресурсов.

Художественное конструирование из бросового материала. Можно использовать материалы, главное требование к которым – безопасность: коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласт, поролон, пробки и т. д. Фактически они представляют собой полуфабрикаты. Соединяя которые с помощью пластилина, клея или проволоки и дополняя разнообразными деталями, можно получить интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.

Формы конструктивно – модельной деятельности:

- по образцу (карта, схема, рисунок, пооперационка);

Начиная с младшего дошкольного возраста, детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т п., как правило, показывая способы их воспроизведения. Это обеспечивает прямую передачу детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Использование образцов – это важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали и. д.) Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа. В рамках этой формы можно решать задачи, обеспечивающие переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

- по модели (С младшего дошкольного возраста)

детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих её элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. В данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач – эффективное средство активизации мышления дошкольников.

- конструирование по условиям

Здесь задачи конструирования выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. Данная форма работы по чертежам и схемам способствует развитию творческого конструирования (развивает образное мышление и познавательные способности).

- по замыслу

Эта форма, по сравнению с конструированием по образцу, обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности. В этом случае ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но такая форма трудная задача для дошкольников, т. к. их замыслы не устойчивы и часто меняются в процессе осуществления.

- по тематике (старший возраст)

Предлагается общая тематика конструкций, например «Город», и дети сами создают конкретные поделки и постройки, выбирают способы их исполнения. Основная цель этой формы – актуализация и закрепление знаний, умений.

Методы конструктивно – модельной деятельности:

- наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приёмов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

- информационно – рецептивный

Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных, знакомство с формой, определение пространственных соотношений). Это совместная деятельность педагога с детьми.

- репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности   

(собирание моделей и конструкций по образцу).

-практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

- словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образов разных вариантов моделей.

- проблемный 

Постановка проблемы и поиск решений. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование).

-игровой

Использование сюжета игр для организации детской 

деятельности, персонажей  для  обыгрывания сюжетов.

-частично – поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Таким образом, конструктивно – модельная деятельность создает условия для организации детского коллектива. Она оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребенка, играет огромную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности дошкольника. В процессе этой деятельности осуществляется физическое совершенствование ребенка.

Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях сопровождаются эмоциональным подъемом, способствуют тому, что движения становятся быстрыми, ловкими. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструктивно – модельной деятельности, незаменим в плане формирования умений и навыков исследовательского поведения. Целенаправленное и систематическое обучение дошкольников конструированию играет большую роль при подготовке к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей"

В этой статье я делюсь опытом работы по проведению занятий по физической культуре. Интересной, веселой и эффективной формой работы является организация работы в парах....

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

Робонен Виктория Сергеевна,ВоспитательГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга  Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности...

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.

Одним из коммуникативных умений является умение работать в паре....

Статья Работа младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

СтатьяРабота младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей...