Технология «Портфолио дошкольника», как метод оценивания индивидуальных достижений детей с ОВЗ.
материал (старшая группа)

Милешкина Алена Викторовна

Разработка методов и форм оценки результатов обучения конкретного ребенка в инклюзивной группе детского сада является одним из ключевых вопросов в области реализации адаптированной  программы. Наиболее важные показатели эффективности работы воспитателей и специалистов психолого-педагогической поддержки отражаются в положительной динамике развития ребенка. Одним из  таких методов оценки индивидуальных результатов достижения детей с ОВЗ является технология "Портфолио". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Технология «Портфолио дошкольника», как метод оценивания индивидуальных достижений детей с ОВЗ.

 Воспитатели группы компенсирующей направленности:

 Милешкина А. В., Сафронова О. Н.

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

В своей статье мы хотели бы остановиться на проблеме инклюзивного обучения и оценивания результатов обучения как составляющих образовательного процесса.

В современном мире возможности людей с особыми возможностями здоровья приравнены к возможностям здоровых людей. Это касается и образовательной сферы. В связи с этим развитию и совершенствованию инклюзивного образования уделяется особое внимание.

Инклюзивное образование, представляя собой процесс полного включения детей с особыми возможностями здоровья во все аспекты жизни в детском саду, требует приспособления среды к потребностям ребенка, а не наоборот. Такое образование дает ребенку возможность обучаться по индивидуальной программе, без каких-либо трудностей вне отрыва от детского коллектива. Тем не менее, реализация инклюзивного образования порождает некоторые трудности для воспитателей. Встает вопрос о технологии и методах оценивания результатов обучения при инклюзивном обучении.

Разработка методов и форм оценки результатов обучения конкретного ребенка в инклюзивной группе детского сада является одним из ключевых вопросов в области реализации адаптированной  программы. Наиболее важные показатели эффективности работы воспитателей и специалистов психолого-педагогической поддержки отражаются в положительной динамике развития ребенка.

Одним из  таких методов оценки индивидуальных результатов достижения детей с ОВЗ является технология "Портфолио". Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений воспитанников с ОВЗ. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно – ориентированный подход в образовании. Основной смысл портфолио – «показать, на что способен ребенок с ОВЗ». Таким образом, смещается акцент с того, что ребенок не знает и не умеет на то, что он знает и умеет в конкретных видах деятельности. Результатом создания портфолио является умение ребёнка с ОВЗ показать свои собственные достижения. Это помогает ему приобрести веру в свои  возможности.

Дети с ОВЗ  испытывают трудности в обучении. Нет мотивации в познавательной деятельности, не развита эмоционально-волевая сфера. Дети с ОВЗ развиваются и обучаются немного медленнее других детей. Портфолио, является для таких детей доступным, мобильным, творческим началом. В портфолио  отражается  даже небольшая динамика развития ребенка с ОВЗ.

Портфолио дошкольника с ОВЗ — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, которые демонстрируют его усилия, прогресс или достижения в определенной области;

Целью такого портфолио является систематизирование и фиксирование результатов развития ребёнка, его достижений в различных областях, демонстрирование его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Все это очень важно для детей с ОВЗ, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

В работе над портфолио каждая работа особого ребенка уникальна. Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс ребенка. Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио.

Задачи портфолио дошкольников

  1. создать для ребенка ситуацию переживания успеха;
  2. поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
  3. поощрять его активность и самостоятельность;
  4. формировать навыки учебной деятельности;
  5. содействовать индивидуализации образования дошкольника;
  6. закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
  7. укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка.

        Структура портфолио:

Титульный лист

Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ребенка.

Раздел 1. «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребёнка, указываются его фамилия и имя, номер группы; рассказывается о своём родном городе, о его интересных местах в фотографиях и описаниях. Вводится рубрика «Я люблю…» («Мне нравится…»), в которой будут записаны ответы ребёнка. Здесь можно рассказать, как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева. Поместить  фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

Раздел 2. «Я расту». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно – графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой». Их можно оформить в виде интересных графиков, диаграмм, рисунков или таблиц. Здесь интересно поместить не только сведения о росте и весе ребенка, но и размер ладошки или очертание ступни.

Так же в этот раздел можно включить фотографии ребенка в дни его рождения.

Раздел 3. «Я мечтаю». В разделе фиксируются высказывания самого ребёнка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о…», «Я бы хотел быть…», «Я жду, когда…», «Я вижу себя…», «Я хочу видеть себя…», «Мои любимые дела»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5. «Вот, что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребёнка (рисунки, рассказы, книги – самоделки). Рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.) Лепка (пластилин, глина, скульптурная масса). Аппликация. Конструирование. Фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр., участие в выставках). Театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии).

Раздел 6. «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы). Наполните данный раздел грамотами или дипломами, которых очень много, и их получает ребёнок в детском саду. Чтобы у малыша был стимул стараться, можно и дома награждать его за участие в различных играх или конкурсах с друзьями. Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке. Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и мероприятиях и пр. Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

Раздел 7 – «Мои впечатления»

Сведения о посещении театра, выставки, музея, похода, экскурсии.

Раздел 8– «Отзывы и пожелания» (в произвольной форме)

– Воспитателей

– Родителей

– Педагогов дополнительного образования

Все материалы подготавливаются совместно с родителями каждого ребѐнка, что позволяет шире познакомить родителей с задачами коррекционной работы. В данной работе особенно важна взаимосвязь  специалистов ДОУ. Ведущая роль в работе по ведению портфолио, оформлению рубрик принадлежит воспитателям, но и специалисты детского сада не  оставаться в стороне. Для портфолио детей с ОВЗ проекты своих страничек разрабатывают и внедряют логопеды, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель. Таким образом, в портфолио есть раздел «Мир моих эмоций», где располагаться различные фотоматериалы, выражающие эмоциональное отношение к каким-либо ситуациям. «Спорт и я», где  фиксироваться показатели развития физических качеств, навыков, «Мои любимые песенки», «Я учусь говорить»

При  составлении  портфолио  дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых. Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желаний, интересов.

Для оценки индивидуальных достижений детей с ОВЗ применяется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная группа  объединяет всех участников образовательного процесса – тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с ребёнком. Состав экспертной группы  включает:  педагогических и медицинских работников (воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре), которые хорошо знают воспитанника. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с ОВЗ так же учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (детский сад и семейной). Результаты анализа  представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития воспитанника, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Именно осознание личных индивидуальных достижений, оцениваются детьми с ОВЗ, как удача, как маленькая победа над самим собой, является стимулом его дальнейшего движения.

Положительный эффект от введения портфолио:

Для ребенка – это копилка личных достижений в речевом, психическом, физическом, творческом развитии, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни; это признание индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, разнообразии интересов, качестве познавательных процессов.

Для педагога – «портфолио как инструмент комплексной диагностики», обеспечит отслеживание индивидуального прогресса ребенка в развитии.

Для ДОУ – это способ совершенствования образовательного процесса.

Для родителя – это способ совершенствования детско-родительских взаимоотношений, формирования партнерских взаимоотношений, способ повышения педагогической компетентности.

Таким образом, работа над портфолио помогает родителям, воспитателя, специалистам замечать и поддерживать происходящие с ребенком изменения. Дети в свою очередь чувствуют интерес взрослых к своему внутреннему миру, своим маленьким победам и достижениям. Все это укрепляет связь между детьми и родителями ,делая ее более тесной и прочной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология "Портфолило дошкольника"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6850784","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"219","width":"480"}}]]...

Технология портфолио дошкольника

Технология портфолио дошкольника...

технология "Портфолио дошкольника"

Материал предназначен для педагогов ДОУ...

Система оценивания образовательных достижений детей

Структура системы оценки:Первый этап –подготовительный (разработка инструментария, форм и методов оценивания, определение формы фиксации результатов, определение сроков и периодичности оценивани...

Консультация для педагогов "Педагогические технологии в дошкольном образовании. Технологии "Портфолио дошкольника"

В данном материалае представлена информация о педагогической технологии "Портфолио дошкольника"....

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста по педагогической технологии «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста по педагогической технологии «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»...