Консультация для педагогов на тему: «Что такое нейропсихология»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Нейропсихология - наука на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu_chto_takoe_neyropsihologiya.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему: «Что такое нейропсихология»
Подготовил педагог-психолог
Куковякина Н.А.
Нейропсихология - наука на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
• Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой.
• Он является здоровье сберегающей и игровой технологией.
• Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
А именно движение является ведущей деятельностью дошкольника и младшего школьника. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка.
Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.
Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.
Построение коррекционной работы идет в соответствии с развитием и формированием основных психических функций в онтогинезе.
Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы.
Для коррекции тактильных и кинестетических процессов можно использовать следующие игровые наборы: Тактильное домино, доски Сегена, фигурки с разной поверхностью, «Волшебный мешочек», Бирюльки, и даже обыкновенные спички! Очень эффективна работа по плетению и вышивке. Игры с предметами, которые всегда есть в обиходе: с использованием карандаша с гранями, с прищепками, игры с пробками от бутылок, игры с сыпучими материалами (горох, фасоль, рис, гречка, пшено
Вы уже хорошо знаете и применяете в своей работе пальчиковые игры:
• со стихотворным сопровождением,
• с музыкальным сопровождением Народные потешки и песенки
• игры манипуляции: они развивают воображение- в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ
• Пальчиковый театр,
• Пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей и рук
Зрительный гнозис
Для коррекции зрительного гнозиса (восприятия, узнавания, внимания) используется следующий наглядный материал: рисунки на слайде – разрезные картинки, чего не хватает, какого фрагмента не хватает, что здесь изображено, зашумленные картинки, лабиринты, фигура и фон, найди такой же предмет, найди разукрась, найди и сосчитай, что перепутал художник….
Пространственные представления
Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.
Освоение телесного пространства
Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важнейших условий его успехов. Пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено-солома», которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существуют правая и левая стороны, верх и низ, и это неизбежно и неизменно.
Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью тряпочки, часов и т. п. Таким образом вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления.
Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава).
Освоение внешнего пространства
Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например, «вверх», «вперед», «назад», «вправо» и «влево» — простой шаг или прыжок на двух ногах, вниз — приседание.
Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т. п.
Вначале ребенок выполняет движения вместе с педагогом, который и поясняет каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым выполняется упражнение.
Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, из внешнего во внутренний план. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем — только взором.
Пространственные схемы и диктанты
Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.
Конструирование и копирование
Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т. п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв или цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.
Думаю ясно, что все перечисленные уровни пространственно-временных представлений формируются в фило- и онтогенезе постепенно, надстраиваясь один над другим. Каждый последующий уровень с неизбежностью включает в себя предыдущие, создавая в ходе развития целостный ансамбль зрелой психики.
Каждый этап онтогенеза должен быть не просто пройден, но и упрочен и вовремя отторможен ребенком, его телом в движении, так как именно степени свободы сенсомоторной актуализации заложат основу для дальнейшего наращивания всего психического потенциала. Иначе в его 12 лет вам придется заставлять ребенка ползать, затем ходить на четвереньках, играть в мяч и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Что такое дислексия и дисграфия?»
Дислексия и дисграфия могут возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. Недостаточная сформированность некоторых психических функци...
Консультация для педагогов на тему: "Что такое сенсорная интеграция?"
Дисфункция сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его прояв...
Консультация для педагогов на тему: «Что такое лепбук?»
Лэпбук- эта самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек....
Консультация для педагогов на тему: «Что такое ФОП»
Что такое Федеральная образовательная программа дошкольного образования 2023 годКаковы основные цели, задачи и содержание новой программы...
Консультация для педагогов на тему: «Что такое ФОП»
КОНСУЛЬТАЦИЯдля педагоговна тему:«Что такое ФОП»...
Консультация для педагогов на тему «Что такое профстандарт и для чего он нужен?»
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в т. ч. для выполнения трудовой функции ...
Консультация для родителей и педагогов по теме: Что такое нейрологопедия.
Нейрологопедия - это научная дисциплина, возникшая на стыке неврологии и лингвистики и изучающая систему языка в соотношении с мозговой деятельностью языкового поведения. Нейрологопедический подход ...