Консультация для педагогов.«Как проводить беседу с детьми».
консультация
Консультация для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_2020g_dekabr.docx | 17.87 КБ |
kak_provodit_besedu_s_detmi.pptx | 883.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №14г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Консультация для педагогов.
На тему: «Как проводить беседу с детьми».
Подготовил:
Чудина А.Р.
Воспитатель
г. Туймазы
2020г.
Как проводить беседу с детьми.
В работе с детьми дошкольного возраста очень важен выбор методов обучения. Словесный метод выступает при этом, как один из ведущих, так как не всегда ребенок может сенсорно или визуально почувствовать предмет. Указанный метод дает возможность сформировать у детей знания, выходящие за пределы их опыта.
Эффективным словесным методом является беседа – целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений. Метод беседы обеспечивает умственное и речевое развитие ребёнка, начиная с раннего дошкольного возраста. Ребёнок приучается к самостоятельному мышлению. Но в этом есть большая сложность беседы - как для педагога, так и для ребёнка. Ведь научить мыслить ребёнка дошкольного возраста самостоятельно намного труднее, чем продемонстрировать и изложить ребёнку готовые знания. По этой причине многие педагоги предпочитают рассказывать или читать детям, а не проводить беседы. А ведь в процессе беседы у ребёнка развиваются умения: припоминать, анализировать, сравнивать, и делать выводы.
Следовательно, беседы являются ценным методом, с помощью которого развиваются не только активность, но и способность к сдержанности. Сообщение и уточнение информации развивают и активизируют мыслительную и речевую деятельность ребёнка.
Беседа - организованный диалог педагога с детьми, посвященный одной какой-либо теме или вопросу.
В беседе педагог:
2) развивает у ребёнка способность мыслить целеустремлённо, соблюдая последовательность по определённой теме;
3) развивает умение излагать свои мысли в чёткой и доступной форме;
4) воспитывает у детей умение слушать и удерживать устойчивое внимание, отвечать на вопросы, говорить громко и чётко.
При выборе тематики бесед с учетом программного материала, воспитателю важно учитывать личный опыт детей, запас знаний и представлений, так как ребёнок может включиться в беседу и принимать активное участие в ней лишь в том случае, когда имеет определённые данные о предмете беседы. Прожитые события и явления, осознанные ребёнком или приобретенные через наблюдения, собственную деятельность.
Для того, чтобы беседа была результативной, воспитателю необходима подготовка: подойти к беседе с применением творческих способностей педагога, основываться на программный материал, соблюдать тематическое перспективное планирование, заранее составить план последовательности беседы. Для привлечения и заинтересованного включения внимания детей в беседу, воспитателю необходимо продумать с помощью каких методов и приемов целесообразнее начать беседу. Для активизации умственной деятельности и воздействие на эмоциональные чувства детей группы можно использовать словесные методы (художественное слово), наглядные (картины, иллюстрации), которые имеют прямое отношение к теме беседы. Во время рассматривания иллюстраций, в памяти у детей оживятся эмоции, впечатления, которые они приобрели во время прогулки в парке или в лесу. Использование вопросов во время беседы, которые служат основным методическим приёмом, для того, чтобы правильно направить мысли детей дошкольного возраста, помогает воспитателю раскрыть содержание беседы и помочь детям верно отвечать на них.
Вопросы необходимо строить и формулировать так, чтобы они были понятны детям. Если ребёнок не поймет содержание вопроса, то соответственно и даст неправильный ответ на него. Поэтому, чтобы педагогу услышать правильный ответ от детей, необходимо ставить вопрос о конкретных явлениях и фактах, которые известны детям. Для того, чтобы уточнить представления детей о неизвестном им объекте и передать наглядный образ, необходимо использовать наглядный метод, например: игрушку, модель, предмет в натуральном виде. Педагог должен помнить, что именно наглядный материал вызывает значительные эмоции, увеличивает интерес и активизирует умственную и речевую деятельность. В этом случае высказывания детей опираются на непосредственные восприятия и ощущения.
Все демонстрационные материалы должны ярко отражать программное содержание темы беседы и готовятся заранее.
В заключительной части беседы полезно закрепить ее содержание путем изложения содержания беседы в кратком рассказе, где делается существенный акцент на самом главном. Так же проводится дидактическая игра или исполняется песня, в которой отражена тема беседы. Эти методические приемы позволяют углубить эмоциональное воздействие на детей и помочь запомнить и усвоить тему беседы.
Воспитателю необходимо строить ход занятия так, чтобы все воспитанники были задействованы и активно участвовали в процессе беседы. Рекомендовано ставить вопрос перед всей группой детей, а призвать к ответу по одному ребёнку, но не хором. Если спрашивать детей по тому порядку, как они сидят, то это может привести к тому, что у определенной группы детей пропадет интерес, из-за того, что необходимо ждать своей очереди.
В процессе опроса, желательно создать такие условия, которые позволят поучаствовать в беседе не только активным детям, но и застенчивым и робким, дать им возможность ответить на вопрос в краткой форме. Если педагог задержал свое внимание надолго на одном ребёнке, то остальная группа детей прекращает свое участие и отвлекается. То же происходит, в том случае, если воспитатель много раз повторяет и говорит о том, что уже хорошо известно воспитанникам. Если ребенок не имеет необходимых знаний и умения высказать свою мысль, либо растерялся или проявил застенчивость, то не рекомендуется ценой длительного времени и усилий «вытягивать» ответ, следует удовлетвориться кратким высказыванием дошкольника. От детей необходимо добиваться отвечать на поставленные вопросы достаточно отчетливо, громко, бодрым голосом, но не кричать. Если ребёнок говорит тихо, то воспитателю нужно просит еще раз повторить ответ погромче, чтобы все дети услышали отвечающего.
Как грамотно и эффективно выстроить ход беседы, чтобы вести детей и их мысли в правильном направлении, активизировать речевую деятельность, в значительной степени зависит от профессионализма педагога.
Методические приемы при руководстве беседой сводятся к следующему:
1. Не давать детям удаляться от темы.
2. Неуклонно вести к выводам.
3. Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.
4. Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логически и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного.
5. Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания.
6. Побуждать детей к вопросам.
7. Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.
8. Вызывать соревнование высказаться ясно и изысканно.
В заключении необходимо отметить, что воспитатель должен быть чутким к эмоциональному состоянию детей. Если ребенок устал и интерес к беседе угасает, разговор должен быть прекращен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методы обучения Словесные Наглядные Практические
СЛОВЕСНЫЙ
Беседа является ценным методом
В беседе педагог: 1. Р азвивает у ребёнка способность мыслить целеустремлённо, соблюдая последовательность по определённой теме; 2. Р азвивает умение излагать свои мысли в чёткой и доступной форме; 3. В оспитывает у детей умение слушать и удерживать устойчивое внимание, отвечать на вопросы, говорить громко и чётко.
творческие способности; основываться на программный материал; соблюдать тематическое перспективное планирование; заранее составить план последовательности беседы.
Методические приемы при руководстве беседой сводятся к следующему: 1. Не давать детям удаляться от темы. 2. Неуклонно вести к выводам. 3. Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу. 4. Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логически и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного. 5. Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания. 6. Побуждать детей к вопросам. 7. Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: "Беседа - как одна из форм развития речи детей"
Консультация для воспитателей детского сада....
Консультация для родителей "Как проводить исследование с детьми"
Как проводить исследование с детьми:1. Не игнорируйте вопросы детей, когда у вас нет времени на ответ. Если не можете ответить сразу, сделайте это позже, когда у вас будет возможность. Наберитесь...
Консультация для педагогов "Как проводить опыты"
Опыты с водойВсе детки очень очень любят поэкспериментировать, поэтому в своей группе мы оборудовали центр песка и воды. Игры с водой и песком открывают широкие возможнос...
Консультация для педагогов «Как проводить тематические беседы с дошкольниками»
Во время беседы с детьми говорит только воспитатель, а дети его слушают. Значит, и задачи, которые педагог поставил перед собой, он не решил. В консультации даны рекомендации, как...
Консультация для педагогов "Как проводить зимнюю прогулку"
Консультация для педагогов "Как проводить зимнюю прогулку" поможет воспитателям детских садов выполнить обязательный элемент режима дня в зимний период, соблюдая особые требования к организа...
Консультация для педагогов "Правила педагогической беседы"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов: «Как проводить занятия с детьми по ФОП ДО. Критерии оценивания»
Занятие по ФОП ДО определяется как занимательное и интересное для детей дело, которое их развивает. Оно может быть в виде образовательных и проблемно-обучающих ситуаций, темат...