Международный Фестиваль педагогических идей «Открой себя» г. Велиж 2019
методическая разработка по математике
Развитие логического мышления дошкольника через дидактические игры: блоки Дьенеша, кубики Никитина, палочки Кюизенера».
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 25.74 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Международный Фестиваль педагогических идей «Открой себя»
г. Велиж 2019
"Развитие логического мышления дошкольника через дидактические игры: блоки Дьенеша, кубики Никитина, палочки Кюизенера»
Слайд №1
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Федорова Светлана Валентиновна, воспитатель детского сада №5 «Теремок» г. Велижа. Я хочу поделиться с вами опытом работы по теме работы по теме «Развитие логического мышления дошкольника через дидактические игры: блоки Дьенеша, кубики Никитина, палочки Кюизенера»
Слайд №2
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку.
Эффективное развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных проблем современности. Любознательные дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому, здесь очень хорошо применима древняя китайская пословица: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».
Слайд №3
Один из самых удачных вариантов, на мой взгляд – это методики Золтана Дьенеша, Джорджа Кюизенера, Бориса Никитина. Почему я взяла для работы именно блоки, палочки и кубики?
Потому, что они способствуют развитию:
- мыслительных операций (классификация, группирование предметов, исключение лишнего, анализ и синтез);
- формированию элементарных математических представлений (фигура, число, цифра, пространство, абстракция)
- психических процессов – внимание, память, логическое мышление,
- мелкой моторики;
- мыслительным операциям.
Слайд №4
Новизна: заключается в разработке системы дополнительных занятий по математике для детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша, кубиков Никитина, палочек Кюизенера систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей, логического мышления и моделирования чисел. Весь материал излагается в игровой форме. Теоретические знания ребенок получает в контексте практического применения развивающих игр.
Слайд №5
Цель: создание условий для развития познавательных способностей и логического мышления детей.
Задачи:
Обучать детей операциям анализа, сравнения, классификации, упорядоченности действий, приему сериации.
Развивать у детей слуховую и зрительную память, восприятие, произвольное внимание, воображение.
Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Слайд №6
Свою работу я строю на основе следующих принципов:
- от простого к сложному, который предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх;
- индивидуальность — предполагает учет индивидуальных и психофизиологических особенностей детей;
- безоценочность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребенка;
- сотворчество детей и взрослых;
Слайд №7
Давайте познакомимся с развивающими играми.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (18911976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. Занятия с цветными счетными палочками Кюизенера очень разнообразны. Ребенку предлагается выкладывать "лестницы" из последовательно увеличивающихся палочек. Ребенок может разбирать состав числа, выкладывая с более длинной палочкой две или три более коротких, которые вместе образуют ту же длину. Можно посчитать длину любой палочки, например, с помощью единичек. Для понимания состава числа ребенку предлагается также выкладывать "коврики" из счетных палочек.
Слайд №8
А теперь давайте поиграем
Послушайте волшебную сказку.
Жили-были разноцветные палочки. Их было очень много, а жили они в небольшой коробке. Тесно палочкам в коробке, а играть так и вовсе неудобно.
И вот однажды решили палочки поиграть с вами в игру, которая называется «Назови число – найди палочку».
Перед Вами числовая и цветовая лесенка. Самая маленькая палочка – ступенька означает число один, самая большая - число десять. Найдите палочку, которая соответствует числу 4 (красная); 6 (фиолетовая); 8(бордовая); 3 (голубая). Усложним игру: назовите число по цвету палочки – белая(1), розовая (2), голубая(3), черная (7), оранжевая (10), желтая (5).
А сейчас еще усложним задание: мы будем составлять числа из цветных палочек.
Из каких палочек можно составить число 7?
составьте число 6 из одинаковых палочек. (Две голубые).
составьте число 6 из разных палочек. (Белая и желтая; розовая и красная).
составьте число 6 из палочек розового цвета. (3 палочки розового цвета).
Слайд № 9
Никитин Борис Павлович — один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества разработал систему развивающих игр. Кубики "Сложи узор" - одно из самых известных пособий Никитина. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из кубиков. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности.
Слайд № 10
Игра «Сложи узор»
Наше путешествие в сказку продолжается. Впереди у нас лесная полянка.
Смотрите! Возле пенёчка сидит белочка и плачет. Белочка, что случилось, расскажи».
Белочка: «Ой, ребята, злой колдун вырубил все деревья, и мне с бельчатами негде жить».
Воспитатель: «Не плачь, белочка, мы тебе поможем – посадим новые деревья! Ребята, давайте построим из кубиков ёлочки. Вот вам подсказка – схема построения».
Белочка благодарит ребят за новый дом.
Слайд №11
«Молодцы. Идем дальше. Впереди у нас озеро. На берегу ждет нас лисичка. Она просит ребят помочь перебраться на другой берег. Как можно помочь лисички?
Дети: «Можно из кубиков построить лодку».
Воспитатель: «Давайте переплывём через озеро на лодке. Вот вам подсказка – схема построения».
Слайд №12
Золтан Дьенеш – это знаменитый венгерский математик, психолог и педагог. Он создал теорию для малышей от трех до восьми лет, учитывая их физиологические и возрастные особенности. Главная задача взрослых – запастись терпением, разобраться в особенностях методики, а также научиться использовать наглядные пособия. В результате дети смогут решать легко и быстро математические задачи и упражнения повышенного уровня сложности.
Дидактический набор состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красный, синий, желтый); форме (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Начинать играть можно уже в раннем возрасте: в 1-2 года подойдут простые игры на сортировку элементов. Поможет развить речь, мышление и математические представления, а так же сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию. Играя в интеллектуальные игры с блоками, дети в дальнейшем смогут успешно овладеть математикой и информатикой.
Слайд №13
Давайте поиграем:
1.«Автотрасса»
А сейчас мы продолжим путешествовать на автомобили. Для этого нам необходимо построить дорогу. Строим дорогу по таблице
Слайд №14
2. «Подарок». Какие мы молодцы выполнили все задания!
Все заслужили подарок! Угадайте, какие фигуры - подарки спрятались в коробке.
Слайд №15
В начале 90 годов в Ленинградском областном институте развития образования собирается группа педагогов под руководством Беллы Борисовны Финкельштейн. Они разрабатывают задания к развивающим играм Дьенеша, Кюизенера, Никитина и на основании их создают красочно оформленные альбомы. Для палочек Кюизенера «Дом с колокольчиком», «Волшебные дорожки». Для кубиков Никитина «Сложи узор для малышей». Блоки Дьенеша «Маленькие логики», «Клад затонувших кораблей», «Праздник в стране блоков»…...
Все эти альбомы используются в работе с детьми.
Слайд №16
И как итог проделанной работы:
- дети стали более информированными об окружающем мире,
- познавательная деятельность стала целенаправленнее, экономичнее,
- дети легко сотрудничают со взрослыми, заинтересованы в поиске оптимального способа решения задач.
Слайд№17
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».
Таким образом, при использовании логика - математических игр в непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.
Используемая литература
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры Москва: Просвещение,1990.
- Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников; Санкт-Петербург: Акцидент, 1997.
- Столяр А.А Давайте поиграем Москва; Просвещение,1991.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Эффективное развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных проблем современности. Любознательные дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому, здесь очень хорошо применима древняя китайская пословица: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю ».
Один из самых удачных вариантов на мой взгляд – это методики Золтана Дьенеша , Джорджа Кюизенера , Бориса Никитина. Почему я взяла для работы именно блоки, палочки и кубики? Потому, что они способствуют развитию: мыслительных операций (классификация, группирование предметов, исключение лишнего, анализ и синтез); формированию элементарных математических представлений (фигура, число, цифра, пространство, абстракция) психических процессов – внимание, память, логическое мышление, мелкой моторики; мыслительным операциям.
Новизна: заключается в разработке системы дополнительных занятий по математике для детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша , кубиков Никитина , палочек Кюизенера систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей , логического мышления и моделирования чисел . Весь материал излагается в игровой форме. Теоретические знания ребенок получает в контексте практического применения развивающих игр.
Цель : создание условий для развития познавательных способностей и логического мышления детей. Задачи : Обучать детей операциям анализа, сравнения, классификации, упорядоченности действий, приему сериации . Развивать у детей слуховую и зрительную память, восприятие, произвольное внимание, воображение. Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Свою работу я строю на основе следующих принципов: от простого к сложному, который предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх; индивидуальность — предполагает учет индивидуальных и психофизиологических особенностей детей; безоценочность : при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребенка; сотворчество детей и взрослых.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер ( 1891-1976 ) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7
Никитин Борис Павлович — один из основоположников методики раннего развития, разработал систему развивающих игр. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора - механика и т.д.
Золтан Дьенеш – это знаменитый венгерский математик, психолог и педагог. Он создал теорию для малышей от трех до восьми лет, учитывая их физиологические и возрастные особенности. Главная задача взрослых – запастись терпением, разобраться в особенностях методики, а также научиться использовать наглядные пособия. В результате дети смогут решать легко и быстро математические задачи и упражнения повышенного уровня сложности.
Автотрасса
Результат: дети стали более информированными об окружающем мире, познавательная деятельность стала целенаправленнее, экономичнее, дети легко сотрудничают со взрослыми, заинтересованы в поиске оптимального способа решения задач.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности». В. А. Сухомлинский
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Открой себя"
Развивающая программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет, направленных на развитие нравственного потенциала и развитие навыков межличностного взаимодействия со взрослыми...
Анкетирование родителей по методике О.Рылеевой "Открой себя" в МБДОУ №11 "Красная шапочка".
Анкета для изучения эффективности педагогической модели взаимодействия детского сада и семьи в условиях социального партнерства....
Рабочая программа Тарадеевой Г.А. "Развитие социальной компетентности ребенка через речевую активность" на основе программы Е. В. Рылеевой "Открой себя"
В программе представлены: пояснительная записка, 3 цикла паботы с детьми по данной теме с использованием базовой программы, регионального компонента, коипонента доу, творческих заданий и тем занятий. ...
Консультация для родителей "Помочь ребенку открыть себя и стать собраннее"
Консультация для родителей о важности в жизни ребенка моментов времени для себя, моментов скуки, которые являются двигателями развития....
Мастерская в группе детского сада (фестиваль педагогических идей 2019)
В данном конспекте собраны идеи по ведению "Мастерской" в детских садах...
Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей по методике О. Рылеевой «Открой себя»
Dыявить степень удовлетворенности родителей работой воспитателя к потребностям ребенка. (22 ребенка)В анкетировании приняли участие 20 родителей подготовительной группы «А».Родителям было ...
Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей по методике О. Рылеевой «Открой себя»
Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей по методике О. Рылеевой «Открой себя»...