Обобщение опыта "Коммуникативно-речевое развитие дошкольников в условиях реализации технологии "Детский совет"" ФПМ 2021
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Уфимцева Лариса Александровна

Обобщение опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Краснозвездинская средняя общеобразовательная  школа имени Г.М. Ефремова структурное подразделение «детский сад» Шадринского района Курганской области»

C:\Users\HP\Desktop\IMG_20180630_142626 (2).jpg

                                           

Воспитатель

Уфимцева Лариса Александровна

        

        

Обобщение опыта

«Коммуникативно-речевое развитие  дошкольников в условиях реализации технологии «Детский совет»»

                                                 С. Красная Звезда   2021г

«Речь - это канал развития интеллекта

Чем раньше будет усвоен язык,

 тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Н.И. Жинкин

Речь имеет очень большое значение в жизни человека. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», мы должны предоставить ребенку возможность выбора материалов, способов действия, партнёров и участников, как совместной деятельности, так и общения.

Задача взрослого организовать разнообразные виды деятельности, способствующие развитию речи и общению дошкольников со взрослыми и сверстниками, детьми младшего и старшего возраста. Именно это помогает в рамках культурных практик обогатить словарный запас дошкольника, учить общаться с разными людьми, дает возможность для самовыражения. Основной целью дошкольного образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала каждого ребенка.

Речевое развитие детей – одно из основных условий становления личности,  его индивидуальности и неповторимости. Именно в дошкольном возрасте закладывается основы грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного развития ребенка.

Задача воспитателя помочь ребенку научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. В настоящее время проблема развития речи становится особенно значимой и актуальной. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения в семье, виртуальным (телевизор, компьютер, планшет и т.п.). Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Наша задача помочь детям выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, уметь выделять главное в своем высказывании, не боятся общаться с разными категориями людей.

Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева, Н.С.Жукова, В.С.Мухина и др.

 Так же, по сей день не потеряли свою значимость работы К.Д. Ушинского. Именно ему принадлежит мысль о том, «что родной язык составляет главный, центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результат».

По мнению Ушаковой О. С. обучение дошкольников языку, развитие речи и речевого общения – одна из важнейших задач дошкольной педагогики и психологии.

Так как наш детский сад работает по программе «Вдохновение» под редакцией В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой, меня заинтересовала инновационная технология «Детский совет» и её влияние на повышения уровня коммуникативно-речевой активности детей и развития устной речи. Используя в работе эту технологию, я, руководствуюсь методическими рекомендациями Л.В. Свирской «Детский совет».
«Детский совет» способствует не только овладению детьми связной речью, но и социализации, коммуникации, развитию познавательного интереса. Такие культурные практики помогают детям выражать свои мысли и желания, учат договариваться и решать конфликтные ситуации. Используемая технология - одно из приоритетных направлений моей педагогической деятельности. Основной целью своего опыта я считаю: внедрение детского совета в работу по коммуникативно-речевому развитию у детей старшего дошкольного возраста, с расширением ее возможностей и интеграцией в образовательный процесс.

Внедрение технологии способствует:

1.Проявлению радости от говорения, взаимопонимания, выражать интерес к общению, диалогу.

2.Расширению своего словарного запаса за счет слов из всех сфер жизнедеятельности.

3.Использованию разнообразных невербальных форм выражения (язык тела, мимика и т.д.)

4.Развитию выражаться речевыми средствами взаимосвязи явлений и причинно-следственных отношений.

5.Развитию способности к диалогу, приобретению навыки культуры речевого общения (например, активно слушать, реагировать на высказывание другого, не перебивать говорящего, договариваться и разрешать конфликты с помощью речи.)

6.Обогащению коммуникативных навыков и умений, способность применения их на практике.

7.Развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы.

8.Формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Что такое «Детский совет?». Детский совет подразумевает общее собрание группы детей вместе с воспитателями. Так же в нем могут учувствовать родители и приглашенные гости. Эта технология включает в себя «Утренний круг», работу в центрах активности, «итоговый круг» и «вечерний круг». Эта технология предназначена, прежде всего, для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых. Во время проведения «Детского совета» каждый ребёнок получает право и возможность участвовать по своему желанию в общей деятельности, рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию о других.

В ходе «Детского совета» дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащают  и активизируют свой словарный запас. У детей развиваются эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, формируются нравственные представления и понятия, прививаются нормы и правила поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ, как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на образовательном процессе в целом.

«Детский совет» дает возможность создать атмосферу коллективного общения, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Это один из способов организации свободного общения и воспитанников, что особенно важно для застенчивых детей или для детей, которые мало контактируют со сверстниками.

Во время «детского совета» мы работаем с календарём, планом - паутинкой, вспоминаем стихи, читаем слова, подбираем слова к звукам, рассматриваем иллюстрации, которые сориентируют детей в содержании темы, демонстрируем свои достижения, в виде рисунков. Весь этот материал у нас закреплен на рабочей панели, расположенной на стене.

Технология «Детский совет» стала традицией нашей группы, которая становится «ритуалом» и для детей и  для воспитателей. Как же начинается наш «Детский совет»? По уже сложившейся традиции «утренний круг» в нашей группе начинается после завтрака.  Мы договорились вместе с детьми о том, что сигналом общего сбора будет звук колокольчика. Услышав сигнал, дети собирают игрушки, заканчивают свои дела и рассаживаются в круг. Опыт показал, что дети воспринимают звук колокольчика или другую мелодию для организации лучше, чем голосовое сообщение. Звон колокольчика или приятная слуху мелодия не помешают ни маневренности, ни свободе общения. Выбор места по желанию, кому с кем комфортно. Но если это мешает общению, то я придумываю разные методы рассаживания, например, до начала «утреннего круга», каждому ребенку на запястье приклеиваю яркую наклейку с порядковым номером и объявляю, что сегодня со мной слева садится тот, у кого номер 1, а справа, тот, у кого номер15.

Таких способов можно придумать много и все же мы должны не забывать, что  дети собираются вместе, чтобы побыть среди друзей.

Первым делом мы совершаем «ритуал приветствия». Приветствие предлагаю разной формы. Приветствие может быть как в словесной форме, так и в игровой. Для словесной формы использую «Картотеку ритуалов начала и окончания занятий». Можно использовать комплименты. В этом случаи сначала говорю я, а потом высказываются  дети. Например: «Я рада вас видеть, Настя, ты сегодня такая веселая!». Практикую приветствие с добавлением «официальных» слов «господин-госпожа», «сударь-сударыня». Такое приветствие нравится старшим дошкольникам, оно придаёт им чувство собственной значимости.

Затем начинаем работать с настенным календарём. Работа с календарём учит «привязывать события» к конкретным дням; помогает при решении задач развития грамотности за счет знакомства с буквами и словами (название дней недели, месяцев; вписывание в календарь имен, отдельных слов и т.п.).

«Детский совет» должен проводиться быстро, легко и по-деловому полезно. Именно поэтому игры, пение, совместное чтение, рассказывание стихотворений используются как игры, как удовольствие, а не как учебные действия. Во время проведения «утреннего круга», я использую любые игры, не требующие, подвижности. Например, пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры цепочки, игры – шутки. Если же мы поём или читаем, то я выбираю такой метод, который помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело, а не то, что мы обязаны разучить.

 Для разучивания я применяю нетрадиционный метод «Мнемотехники». Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Трудно не согласиться с высказыванием великого ученого, потому что систематическое использование таких ассоциативных картинок, облегчает процесс запоминания у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Так же использую элементы психогимнастики, которые дают возможность подготовить детей к эмоциональному яркому воспроизведению образа в театральной постановке. Дети свободно выражаются мимикой и жестами. Идеи игр идут как от меня, так и от детей.

 Я столкнулась с тем, что дети с большим желанием стремятся  поделиться своими новостями: домашними событиями, удачами-неудачами, детскими обидами и достижениями, планами, фантазиями. Этот ритуал -обмен новостями, я также включила в «Детский совет».Обмен новостями во время детского совета – место «легитимного» высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык.

Во время обмена новостями я задаю вопросы, которые стимулируют детей обмениваться новостями:

-Кто хочет поделиться новостями?

- О чем можно спросить Иру?

- Что бы ты хотел уточнить у…?

-Что бы вы могли посоветовать..?

- Как бы ты поступил?

-Чем нам может помочь эта новость?

-Что нового мы узнали о ….?

-Что нас порадовало (удивило, огорчило?)

Я заметила, дети почувствовали, что им наконец-то дают возможность свободно говорить на любую тему, и они будут стремиться говорить много. Во время обмена новостями дети естественным образом формируют коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, умение вести диалог, умение строить монолог, умение аргументировать своё суждение. Обмен новостями позволяет видеть образцы речевых высказываний, тренировать собственные способности, т.е. приобретать коммуникативную компетентность.

Для того чтобы научить детей  не только говорить, но и слушать  высказывание  других детей, нам помогают некоторые правила и маленькие «нехитрые хитрости».

Так как высказываться хочется не всем, но многим, мы обсуждаем ситуацию и вводим правила: «Мы говорим по одному», «Мы не перебиваем, друг друга», «Говорит только тот, у кого микрофон (волшебная палочка, мячик)». В старшей группе, дети вели диалог без правил. Они перебивали друг друга, сердились, что им мешают говорить, что их не слышат, что это неудобно. Тогда мы вместе решили сформулировать правила, которые  дети записали крупными печатными буквами и повесили рядом с местом, где проводится «детский совет»

Следующий этап «детского совета» это планирование. На «утреннем круге» мы планируем свою деятельность на текущий день. Воспитатель рассказывает  детям, чем он предлагает им  сегодня заняться, какие центры сегодня открыты, какие интересные материалы их  там ожидают, а так же подумать и решить, в какой центр они пойдут,  что  будут делать, и с кем бы они хотели там заниматься. Так заканчивается «утренний круг». В процессе работы над темой, он проходит ежедневно, с целью определения плана работы на день. По завершению работы, перед прогулкой или обедом все вновь собираются вместе на «итоговый сбор» и дети делятся своими открытиями, рассказывают, что они делали, что получилось, какие были затруднения. Вечером, чаще перед ужином, мы снова собираемся вместе, что бы вспомнить события дня, что сегодня делали, что понравилось, а что нет. И снова дети имеют возможность развивать свою речь и коммуникативные способности.

Вне зависимости от названия, «детский совет» - это место и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл и стиль всей жизни группы – маленького уникального сообщества со своей историей, культурой, интересами, потребностями и возможностями.

В детском саду в образовательной деятельности, в повседневном общении мы упражняем детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учим говорить достаточно громко, развиваем фонематический и речевой слух.

Однако нельзя забывать о том, что ребенок много времени находится вне детского сада. Он успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования отмечает, что воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, речевого развития личности ребёнка в раннем детском возрасте. В соответствии с этим должна измениться и позиция детского сада в работе с семьёй.

Сегодня педагоги дошкольного учреждения должны выступать не только как воспитатели детей, но и как партнёры родителей по воспитанию малышей. В связи с этим особенно актуальной становится проблема вовлечения родителей в планирование и организацию развивающего обучения. Поэтому мы тесно организуем свою работу с родителями воспитанников, которая строится на основе сотрудничества. Пропаганда занятий среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется, прежде всего, в беседах и консультациях.

Организуемая работа с семьей позволяет также вовлечь родителей в образовательный процесс, с привлечением их к работе в центре речевого развития (многие задания выполняются совместно). Все это нацеливает родителей на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности. Родители, как участники образовательной деятельности, учувствуют вместе с детьми в «Детском совете» Хочется отметить, как положительный результат, что благодаря участию родителей в образовательном процессе, у них повысился уровень компетентности в вопросах речевого развития детей.

 Одной из важных задач для меня является распространение собственного опыта работы. На протяжении двух лет работы по внедрению технологии «Детский совет», мною проведены мастер-класс на РМО для руководителей детских садов, открытые занятия для коллег,  выступала с опытом работы на муниципальном семинаре.

Проводя планомерную и систематическую работу, были получены следующие результаты:

 1. У детей появился устойчивый интерес к данному виду деятельности и, желание познавать новый материал.

 2. Появилась потребность использовать приобретённые знания на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности, коммуникативные навыки сформированы у 90% детей группы.

3. Большинство детей научились слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, говорить по очереди, не перебивая собеседника.

3. В ходе совместной деятельности в группе между детьми, родителями и педагогами установилась система сотрудничества и взаимопонимания.

4. С использованием технологии «Детский совет» в группе создана  благоприятная образовательная среда, которая пополняется детьми и взрослыми в соответствии с темами проектов для развития  у воспитанников коммуникативно-речевых  и социальных компетентностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое использование  технологии «Детский совет», как отдельно, так и при ее модернизации с вкраплением в авторские технологии, позволяет вести  работу по формированию связной речи у детей, и расширять ее возможности включая практически во все образовательные области, что дает положительный эффект в работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999..

3. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи – М., 2005 — 114с.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство «Лабиринт», М. 1999 С. 352.

 5. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Дошкольное воспитание - 2004г. - № 6.

 6. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985 — с. 92. 18. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду - М.: Просвещение, 1993.

7. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М.: Институт психотерапии, 2001. - 240 с., стр. 57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические условия познавательного развития дошкольников в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образов

laquo;Познавательное развитие"  предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие вооб...

«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 28.01.2020г....

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

Протокол педагогического Совета №3 Тема: Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ"

Протокол педагогического Совета №3 Тема: Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ"...

Протокол педагогического Совета №3 Тема: Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ"

Протокол педагогического Совета №3 Тема: Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ"...

Протокол педагогического совета: Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ.

ТЕМА: Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ....