Картотека опытов в подготовительной группе.
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Калинко Алла Джумабаевна

Помочь детям лучше узнать окружающий мир.  Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.   Научить детей исследовать воду в разных состояниях. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.     Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.                                                                        Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов в подготовительной группе.

ОПЫТ № 1«Мокрый песок»                                                                                                  Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.                                                  Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.                                                               Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками.  Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.                                                                                              Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

ОПЫТ № 2«Свойства воды »                                                                                            Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).                                                                                       Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.              Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.                                                                  Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

ОПЫТ № 3 «Как работает термометр »                                                                     Цель. Посмотреть, как работает термометр.                                                          Материалы.  Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.                                                                                                               Процесс. Зажмите пальцами шарик  с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.                                                          Итоги. Когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик стал опускаться. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.

ОПЫТ № 4 «Есть ли у растений органы дыхания?»                                                      Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.                           Материалы. Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Процесс. Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см; б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.                                            Итоги. Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

ОПЫТ № 5 «Для чего корешки?»                                                                                Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.       Материалы. Черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.                                                 Процесс. Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растения в земле), забирают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней.                                                                                     Итоги. Воды стало меньше, потому что корни черенка всасывают воду.

ОПЫТ № 6 «Как увидеть движение воды через корешки?»                                       Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.                  Материалы. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.      Процесс. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

Итоги. Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.

Опыт №7 «Знакомство со свойствами воздуха»                                                    Воздух, ребята, это газ. Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (игрушки, столы, и т.д.) А ещё в комнате много воздуха, на его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим изего воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза)                                                                                                             Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха.                                                                                                             Возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? (Cвист). Это воздух выходит из игрушки. Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает? Делаем вывод: воздух, находящийся в игрушке мешает её сжать.                                  Посмотрите, что произойдет, когда я буду опускать стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода не вливается в стакан). Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло? (Вода влилась в стакан). Воздух из стакана вышел, и вода наполнила стакан. Делаем вывод: воздух занимает место.  Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки), да это доказывает, что вы выдыхаете воздух.                                                                                                              Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она опускается). А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух).   Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? Без дыхания нет     жизни.

Опыт №8с хлебом. «Заплесневелый хлеб».                                                       Цель: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.                                                                    Материалы и оборудование: Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.                                                                                                                       Ход: Дети знают, что хлеб может портиться — на нем начинают расти мельчайшие организмы (плесневые грибки). Составляют алгоритм опыта, помещают хлеб в разные условия: а) в теплое темное место, в полиэтиленовый пакет; б) в холодное место; в) в теплое сухое место, без полиэтиленового пакета, Проводят наблюдения в течение нескольких дней, рассматривают результаты через лупу, зарисовывают (во влажных теплых условиях — первый вариант — появилась плесень; в сухих или холодных условиях плесень не образуется).                                                                        Дети рассказывают, как люди научились дома сохранять хлебопродукты (хранят в холодильнике, сушат из хлеба сухари».

Опыты№9 со светом «Как образуется тень».

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.                                                                                                  Ход: 1)Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы дают тень. Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет, дают тень темные предметы, так как меньше отражаются лучи света.                      2) Уличные тени. Рассмотреть тень на улице: днем от солнца, вечером от фонарей и утром от различных предметов; в помещении от предметов разной степени прозрачности                                                                                                            Вывод: Тень появляется, когда есть источник света. Тень – это темное пятно. Световые лучи не могут пройти сквозь предмет. От самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света. Лучи света встречают преграду - дерево, поэтому от дерева тень. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. В тени прохладнее, чем на солнце.

Опыты№10 с предметами. «Компас».

Цель: Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями. Материал: Компас.                                                                                                        1. Каждый ребенок кладет компас на ладонь и «открыв» его (как это сделать, показывает взрослый, наблюдает за движением стрелочки. В результате дети еще раз выясняют, где север, где юг (на этот раз – с помощью компаса).           Игра «Команды».                                                                                                   Дети встают, кладут компасы на ладонь, открывают их и выполняют команды. Например: сделать два шага на север, затем – два шага на юг, еще три шага на север, один шаг на юг и т. д.                                                     Научите детей находить с помощью компаса запад и восток. Для этого выясните, что обозначают буквы – С, Ю, З, В – которые написаны внутри компаса.                                                                                                               Затем пусть дети повернут компас на ладони так, чтобы синий конец его стрелки»  смотрел» на букву С, т. е. – на север. Тогда стрелочка (или спичка, которая (мысленно) соединяет буквы З и В, покажет направление «запад – восток» (действия с картонной стрелочкой или спичкой). Таким образом, дети находят запад и восток.                                                                                  Игра в «Команды» с «использованием» всех сторон горизонта.

Опыт № 11«Запах воды »                                                                                                           Цель. Выяснить имеет ли запах вода.                                                          Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?                                                                                                          Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Опыт № 12«На свету и в темноте»                                                                            Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.                                                                                                                 Материалы. Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.      Процесс. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.                                     Итоги. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание).

Опыт № 13 с магнитом «Притягивает – не притягивает»                                                  У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: на поднос черного цвета, положите все предметы, которые магнит притягивает. На поднос зеленого цвета, положите, которые не реагируют на магнит.                                                                                                                         В: Как мы это проверим?                                                                                         Д: С помощью магнита.                                                                                              В: Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем! Расскажите, что вы делали ?   И что получилось?                               Д: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.                 В: А какие предметы магнит не притянул?                                                               Д: Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик.

Опыт № 14 «Действует ли магнит через другие материалы?»                                     Игра «Рыбалка» -А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. Приступайте. Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.                                                                                                                Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось.                                                       Я провел над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась.                                                                          Вывод: Магнитные силы проходят через воду.

Игра-опыт № 15 «Бабочка летит»                                                                                   Ребята, а как вы думаете, может ли бумажная бабочка летать?                                                 Я положу на лист картона бабочку, магнит под картон. Буду двигать бабочку по нарисованным дорожкам. Приступайте к проведению опыта.                                Расскажите, что вы сделали и что получись.                                                 Бабочка летит.                                                                                                            А почему?                                                                                                             Внизу у бабочки тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит.                     Что двигает бабочку? (магнитная сила).                                                      Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие.             Какой мы можем сделать вывод?                                                                 Магнитная сила проходит через картон.                                                    Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, на  пример для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника. Какой же вывод можно сделать? Через какие материалы и вещества проходит магнитная сила?                                                               Вывод: Магнитная сила проходит через картон.                                   Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы и вещества.

Опыт № 16 «Как достать скрепку из воды не намочив рук»                                    Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.                                           Материал: Тазик с водой железные предметы.                                                                 Убирая скрепки после экспериментов детей Незнайка «случайно» роняет часть из них в тазик с водой (такой тазик с плавающими в нем игрушками «случайно» оказывается неподалеку от стола, за которым дети экспериментируют с магнитами).                                                                 Возникает вопрос как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.     Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов в подготовительной группе

Предлагаю вашему вниманию картотеку опытов для детей подготовительной группы. Опыты подобраны по разделам: живая и неживая природа и др....

Картотека опытов для подготовительной группы

Картотека опытов для подготовительной группы...

Картотека опытов в подготовительной группе

Картотека опытов в подготовительной группе...

Картотека опытов для подготовительной группы

Картотека опытов для подготовительной группы ...

Картотека опытов. Для подготовительной группы «Кто в доме-природе живет»

Опытно- экспериментальная деятельность в детском саду является расширением и обогащением представлений об окружающем мире через практическое самостоятельное познание....

Картотека опытов в подготовительной группе.

  Картотека опытов.Подготовительная группа....

Картотека опытов в подготовительной группе

В подготовительной группе проведение опытов и экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром....