Цифровизация и развитие человека.
статья
По моему мнению, современный мир - это мир новых возможностей. Компьютерные средства дают педагогам возможность перейти на качественно новый уровень организации образовательного процесса и сочетать традиционные методы с новейшими информационными технологиями. Конечно, при условии учета возрастных возможностей детей и санитарных норм.
Благодаря ИКТ можно виртуально посетить музей, другую страну, оказаться в другом времени или в космосе, смоделировать ситуации, которые дети не имеют возможности увидеть в повседневности.
Итак, нужно уделять детям внимание и попытаться донести до ребенка значение настоящих ценностей в нашей жизни: семья, общение с друзьями, прогулки на природе и др. А гаджеты должны быть помощником в достижении успехов, но помощником, а не единственным средством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsifrovizatsiya_i_razvitie_cheloveka._deti_i_gadzhety.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Цифровизация и развитие человека
Ключевые слова: интернет, гаджеты, экранная и игровая зависимости, интеллектуальное развитие.
Компьютеры в каждой семье - признак времени, поэтому дети видят их с пеленок, как и другую домашнюю технику. Все, чем увлечено внимание взрослого, заинтересовывает и малышей, особенно если там что-то движется и светится. Мы научились оберегать детей от опасностей, что кроются во многих вещах. Теперь на очереди гаджеты.
По мнению психологов, дети охотно и легко осваивают гаджеты том, что в отличие от взрослых не боятся ошибиться, испортить дорогую игрушку, им не стыдно потерпеть неудачу. Играя, методом «тыка» быстро учатся использовать любой современный гаджет [1, с.22].
Итак, немного потыкав пальчиком в экран, ребенок уже в 3-4 года достаточно уверенно себя чувствует в играх, а через 3-4 года легко осваивает интернет.
Малыши развивают мелкую моторику и логическое мышление, учатся анализировать, сосредотачивать внимание, тренируют зрительное и слуховое восприятие.
Сейчас уже в общеобразовательных школах первоклассники пользуются школьными планшетами.
Многие считают, что "продвинутые" сидят в социальных сетях, играя просматривая фильмы и мультики.
Действительно, 60% тинейджеров, пользующихся смартфоном, признают, что испытывают сильную зависимость от него. Оставшись без любимого гаджета, дети и подростки чувствуют себя неуютно, капризничают, ищут пути вернуть его.
Однако 87% из них, если отвлечь их на другой вид деятельности (спортивная секция, художественная школа и т. п.), забудут о своей привязанности к тому моменту, пока у них снова появится свободное время. Чем больше ребенок занят, тем меньше времени на бесцельные развлечения [2, с.33].
Теперь наравне с реальным общением (школа, секции, родственники) виртуальное общение становится полноценной составляющей современной жизни, и это тоже следует уметь.
Юное поколение обязательно освоит компьютерную технику. Вопрос лишь в том, как и когда целесообразно это делать, чтобы не страдало психическое и физическое здоровье малышей.
К сожалению, мало кто знает, что экранная и игровая зависимости вызывают такие же структурные изменения в мозге. Так опасности компьютерной зависимости подвергают детей сами взрослые, с детства откупаясь от них гаджетами, подавляя их естественную потребность в движении.
Длительное созерцание экрана (в течение 1 часа для старших дошкольников) приводит к перевозбуждению нервной системы, развития агрессивности и других расстройств.
К тому же для полноценного интеллектуального развития необходима постоянная сенсорная интеграция с окружающей средой, которую взрослые часто заменяют экранными средствами. Удовлетворение потребности в познании, выражающемся в ливне вопросов, тоже переводят на компьютер и даже заменяют мультфильмами вечерние задушевные беседы, такие нужны для установления психологического контакта с малышом и отношений сотрудничества. Следует принять во внимание и то, что нереальные события на экране искажают представление ребенка о мире, нарушают формирование навыков безопасного взаимодействия с объектами (например, малыш, изучавший мир за планшетом, не способен увернуться от мяча, ведь на экране летевший мяч прямо в него, никогда не ударял) [5, с.41].
Не все знают и о том, что, реагируя на быструю смену кадров в фильме, игре (24 кадра за секунду), мозг выделяет тормозной гормон, что сказывается и на восприятии ребенка в дальнейшей деятельности.
Подбирая экранную продукцию, следует взять во внимания и феномен подражания зрителями поведению персонажей, особенно негативному.
Просмотр даже самого доброго фильма даст малышу пользу только тогда, когда рядом с ним будет мудрый взрослый, который объяснит, что происходит и почему, обсудит с ребенком мотивы поступков персонажей, их последствия, подведет к разумным выводам. И проследит за временем.
Экранная зависимость не возникает за один день, она завладевает ребенком постепенно, на глазах у взрослых. Виртуальный мир очень привлекательный, яркий, динамический. Противопоставить ему можно лишь красоту, романтику, движение и удивительные открытия реального мира. Если родители увлечены интересными делами, любят природу, спорт, музыку, рукоделие, активный отдых, берут ребенка с собой в походы, вместе мастерят и радуются от этого, то их дети расставят приоритеты правильно, и экран никогда не пленит их [6, с.158].
Научно-технический прогресс, как и любое явление, имеет свои “плюсы” и “минусы”. С одной стороны, он поддерживает комфорт человека, открывает перед ним огромные возможности, а с другой - несет ряд угроз для его гармоничного развития, притупляет чувство защищенности, целостности собственного “Я”.
Нынешние дети с детства находятся в принципиально иной, чем мы в свое время, ситуации - открытом социальном, информационном пространстве, где почти невозможная приватность.
Благодаря научно-техническому прогрессу не только мир очень рано максимально откровенно разворачивается перед ребенком, но и он максимально открыт перед ним.
Родители часто собственными руками чуть ли не с пеленок "вручают" своего ребенка интернету, телевизору - экрану, который сопровождает его даже в такие важные для него в этом возрасте режимные моменты, как прием пищи, засыпание, приучение к горшку и тому подобное. Это означает, что родители не удовлетворяют базовую потребность ребенка в живом общении, психологически и эмоционально отстраняются от него.
С экрана на малыша льется, почти бесконтрольно, информация, которая влияет на его сознание, изменяет потребности, систему ценностей, навязывает модели поведения. Это одна из причин того, что современные дети “заражены” (конечно, не все) компьютерным вирусом, который, образно говоря, коснулся их глаз, сердец, душ.
Дети бездумно копируют то, что видят на экране, приучаются легко, безо всяких усилий, получать не только информацию, которую, в силу своего возраста, воспринимают еще некритично, но и развлечения.
Растут пассивные потребители, не способные даже организовать свое время, заполнить его интересными, познавательными делами!
Современный ребенок значительно отличается от своих сверстников ХХ века темпом развития, словарным запасом, способностями, возможностями, однако это вовсе не означает, что “он стал хуже или лучше, он просто стал другой” [3, с.28] (Д. Фельдштейн), и ему очень нужны любовь и тепло взрослых.
По моему мнению, современный мир - это мир новых возможностей. Компьютерные средства дают педагогам возможность перейти на качественно новый уровень организации образовательного процесса и сочетать традиционные методы с новейшими информационными технологиями. Конечно, при условии учета возрастных возможностей детей и санитарных норм.
Благодаря ИКТ можно виртуально посетить музей, другую страну, оказаться в другом времени или в космосе, смоделировать ситуации, которые дети не имеют возможности увидеть в повседневности.
Итак, нужно уделять детям внимание и попытаться донести до ребенка значение настоящих ценностей в нашей жизни: семья, общение с друзьями, прогулки на природе и др. А гаджеты должны быть помощником в достижении успехов, но помощником, а не единственным средством.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Андриевская В. М. Мультимедийные технологии в начальной звене образования / В. М.Андриевская, Н. В. Олефиренко // Информационные технологии и средства обучения. – 2015. - № 2 (16). – С.20-23.
- Асмолов А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А.Г.Асмолов,А.Л.Семенов, А.Ю.Уваров. – М.: Изд-во «НексПринт», 2017. – 84 с.
- Пахомов З. П. Использование компьютера в обучении учеников начальных классов / З. П.Пахомов // Школьное образование. – 2018. – №4. – С. 28-29.
- Пучков И. Воспитание познавательных интересов детей средствами новых информационных технологий / И. Пучков // Молодежь и рынок. – 2015. - № 6. – С. 63-67.
- Ривкинд Ф. М. Основы компьютерной грамотности / Ф. М.Ривкинд. – К.: Гроно, 2018. – 122 с.
- Тапскотт Д. Поколение цифровой эпохи: как сетевое поколение изменяет мир / Д. Тапскотт. – М.: McGraw-Hill, 2019. – 392 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хотите вырастить умелого, развитого человека, но не знаете чем увлечь?
В наше время дети за частую сидят у телевизора или около компьютера и родители затрудняются, а может быть не знают чем занять детей. Хорошее занятие оригами которое доступно всем....
Кризисы как закономерность психического развития человека
Данный материал поможет читателям разобраться в понятии возрастного кризиса и понять, что возрастные кризисы как для маленького ребёнка, так и для взрослого человека - это НОРМА развития....
Примерное тематическое планирование по теме: "Развитие у детей среднего дошкольного возраста представлений о развитии человека в истории и культуре посредством приобщения к предметному миру".
Примерное тематическое планирование...
Движение- одно из условий нормального развития человека.
Развитие двигательных навыков, совершенствование движений с возрастом. Вред гиподинамии....
Социально-коммуникативное развитие "История развития человека".
Цель.Формирование ценностного отношения к человеку.Задачи.- уточнять представления о последовательности этапов жизни человека;- способствовать проявлению потребности в получении информации об истории ...
Доклад по физкультуре Тема: «Цифровизация и развитие человека. Будующее дошкольников за цифровой трансформацией?»
Новый мир принципиально иной. То, что было эффективно в прошлом, может не сработать сейчас. Появилось нечто новое, изменившее все — масштабная «подключенность» к сети! Мы взаимосвяза...
Цифровизация музыкального развития в дошкольном образовательном учреждении
О применении информационных технологий в музыкальном развитии дошкольников...